Формирование институционной системы и механизмов регулирования аграрного рынка в Украине должно быть направлено на становление конкурентоспособного оптимально затратного сельскохозяйственного производства и аграрного предпринимательства, что является основой стабильной продовольственной безопасности.

В целом аграрная отрасль развивается не благодаря, а в основном вопреки государственной политике регулирования аграрного рынка и обеспечивает продуктами питания как жителей Украины, так и занимает первое место по объемам валютных поступлений в доле ВВП страны.

Кабмин принял постановление об отмене решения о реорганизации Министерства аграрной политики и продовольствия путем присоединения к Министерству развития экономики, торговли и сельского хозяйства, что служит стартом к созданию нового аграрного министерства. Этот документ одобрен на заседании в декабре прошлого года — и было запланировано восстановить МинАПК в начале 2021-го.

Постановлением Верховной Рады Роман Лещенко назначен министром аграрной политики и продовольствия Украины.

По словам нового министра, в ближайшее время МинАПК будет полностью восстановлено и начнет работу.

Глобальные вызовы ставят немало задач, над которыми необходимо работать: это и формирование действенной стратегии отрасли на ближайшие 10 лет, и поступательное движение земельной и аграрной реформы, запуск прозрачного государственного реестра получателей бюджетной поддержки, внедрение полноценного агрострахования, решение проблемы орошения и привлечения инвестиций, урегулирование сложных вызовов относительно безопасности и качества продовольствия.

Таким образом, актуальность изучения путей дальнейшего развития отечественного аграрного сектора остается на повестке дня, хотя члены правительства не всегда прислушиваются к рекомендациям отечественных ученых, а пытаются внедрять зарубежные новшества, которые не всегда адаптированы к нашим институционным условиям.

Кроме всего прочего, если растениеводство у нас динамично развивается, то Украина проигрывает конкуренцию на международных животноводческих рынках, что, в свою очередь, может привести к значительному уменьшению производства мяса в стране.

К нам тоннами везут импортную свинину, следовательно, на прилавках украинских магазинов все больше зарубежной продукции. За последний год тенденция к закупке иностранного мяса усилилась, и по итогам января этого года импорт свинины значительно вырос по сравнению с аналогичным месяцем 2020-го.

По данным Государственной таможенной службы, Украина в основном импортирует свинину из Дании, Нидерландов, Польши и Испании.

Преимущественно завозят замороженную свинину. Так происходит потому, что в Украине работает импортная квота для стран ЕС, которая предусматривает беспошлинный ввоз животноводческой продукции.

Бытует мнение, что главных факторов роста импорта свинины несколько, а именно: ранее львиную долю европейского рынка отправляли в Китай, но из-за АЧС границы закрыли, и свинина экспортируется в другие страны, в частности и в Украину, свинина в ЕС стоит дешевле, чем у нас, в первую очередь за счет государственных дотаций, тогда как в Украине растет себестоимость ее производства.

Убытки несут не только отечественные свиноводы, но и в целом весь животноводческий сектор, что может привести к неизбежному росту цен на мясо из-за сокращения его производства под действием таких факторов.

Реакция на существующие вызовы должна быть мгновенной, но с министром аграрной политики и продовольствия фактически без министерства влиять на состояние дел невозможно.

4 февраля в Харькове состоялось собрание членов Всеукраинской аграрной рады региона. Эта общественная организация позиционирует себя представителем аграрного сообщества Украины и старается поднимать проблемные вопросы отрасли на уровне правительства.

К величайшему сожалению, не всегда удается представителям ВАР решать наболевшие для аграриев вопросы в кабинетах власти, да и как их решить из-за фактического отсутствия трудоспособного профильного министерства?

Кроме этого, скажем, значительное количество мясоперерабатывающих предприятий Харьковщины не имеют убойных пунктов, то есть ориентированы на уже подготовленное мясное сырье из-за рубежа. В свою очередь, подорожание кормов, усиление налоговой нагрузки за счет повышения минимальной заработной платы, выплаты зарплаты срочникам, призванным на военную службу из сельскохозяйственных предприятий (обычную срочную — не в зоне ООС), рост цен на электроэнергию и отмена зонного учета для юридических лиц в ее использовании, отсутствие поддержки государства в производстве мяса приводят к значительному увеличению себестоимости его производства.

Любая предпринимательская деятельность должна быть направлена на формирование добавленной стоимости и получение прибыли, но условия, которые созданы на рынке производства мяса, ничего, кроме убытков, аграриям Украины не дают.

В качестве примера: в Волчанском районе Харьковской области из 42 аграрных предприятий свиноводством занимаются всего три, из них — возглавляемое мной предприятие уже более трех месяцев не может реализовать 40 голов кондиционных свиней на забой.

Надеюсь, что такое положение дел не приведет к полному уничтожению свиноводства, а ограничится только очередным сокращением поголовья.

Олег СУПРУН, директор СООО АФ имени Т. Г. Шевченко, доктор экономических наук, заслуженный работник сельского хозяйства Украины.

Волчанский район Харьковской области.