София Федоровна Русова родилась 18 февраля 1856 г. в с. Олешня в родовом имении Линдфорсов на Черниговщине в аристократической семье. Отец Федор Линдфорс — полковник, швед по происхождению, находился на военной службе в Омске. Женился на француженке Анне Жерве, дочери генерал-губернатора Омска. Со временем семья перебралась из Сибири на Черниговщину, где и родилась София, которая в январе 1913 года в Петербурге на первом Всероссийском женском съезде выступила с требованием учиться в Украине на украинском языке.

Ее взгляды на проблемы воспитания актуальны до сих пор

Переехать на Черниговщину семью Линдфорсов вынудили обстоятельства. Поскольку старшие дети болели туберкулезом, врачи посоветовали сменить климат. Так они оказываются на Черниговщине, здесь семья постепенно разрастается.

Уже в Олешне рождается и София. Кстати, появление пятого ребенка огорчило мать, девочка была такой слабой, что мать сказала: «Не хочу ее любить — все равно умрет!». Но так случилось, что скончались двое старших детей, а мать и сама заболела туберкулезом и отошла в мир иной. Софию воспитывал отец и старшая сестра Мария. Образование София получила в Фундуклеевской женской гимназии в Киеве, которую окончила с золотой медалью. Тогда Софии Линдфорс пророчили большое музыкальное будущее и предлагали поступать в Петербургскую консерваторию. Однако девушка категорически заявила: «Имею ли я право так эгоистично строить свою жизнь? А люди? Может, надо сначала для них послужить?» Эти слова и стали фактически кредо всей ее дальнейшей жизни, которую она посвятила воспитанию детей и развитию украинской национальной идеи.

Педагогическую деятельность София начала в 1871 году. Пятнадцатилетней девочкой вместе с сестрой Марией они организовали первый в Киеве украинский Фребелевский детский сад. С тех пор и до смерти она преданно работала на ниве украинского образования. В частности, была воспитателем детского сада, учительницей школы для взрослых, преподавателем и профессором на Высших женских курсах, в Фребелевском педагогическом институте в Киеве, профессором педагогики Украинского педагогического института им. М. Драгоманова в Праге и т. п.

Сейчас многие молодые мамы и педагоги используют в воспитании детей методы и идеи итальянки Марии Монтессори. Но если посмотреть внимательнее, то София Русова была сторонником и вдохновителем именно таких методов воспитания.

«Нация рождается у детской колыбели»

Родная, украинская, школа, по мнению С. Русовой, — первое политическое и социально-педагогическое требование каждого народа, который сбрасывает с себя цепи гнета. «Нация рождается у детской колыбели, только на родной почве», — писала София Русова. И самым действенным средством национального воспитания она считала родное слово, через которое ребенок воспринимает духовные ценности народа, его мировоззрение, формируется  его художественно-образное мышление, усваивается им мораль и исторический опыт народа.

Но как этот человек, не имея украинский корней, вошел в украинский мир? Не обошлось здесь без мужчин. Однажды к сестрам Линдфорс пришел Николай Лысенко. Он предлагает в их имении организовать театр. Вскоре Лысенко приезжает снова, на этот раз с другом Александром Русовым. Кстати, русским по происхождению, который поет в хоре Лысенко, а следовательно, уже влюбленный в украинскую песню и украинскую культуру. За прекрасный голос его называли «ангел Саша». «Он первый заговорил ко мне на украинском», — вспоминала София. Со временем они с Лысенко предлагают ей поехать в Олешню, чтобы записать там народные песни. Это было время, когда украинцы, благодаря деятельности общин, обществ, активно прибегали к фольклору. София едет в родное село, ходит холодными зимними вечерами по домам и записывает колядки и щедровки. Эти записи она привозит в Киев и показывает Александру Русову. На то время она уже в совершенстве знает украинский язык. Так начинаются отношения, которые заканчиваются браком.

На свадьбе, в 1874-м, а было это в Петербурге, Николай Лысенко посвящает молодоженам свою рапсодию «Золотые ключи».

В 1876 году Русовы едут в Прагу и издают там внецензурный «Кобзарь» Тараса Шевченко, выкупив рукописи у его братьев. Теперь задача стоит переправить его в Украину. Везут через Галичину, обходными путями, и книга таки попадает в Украину. Таких удивительных моментов в их жизни было множество. У них часто устраивали обыски. Софию Федоровну пятнадцать раз арестовывали. Пришлось побывать ей и в Лукьяновской тюрьме. Впервые оказалась в камере вместе с детьми Михаилом и Любой, а сорокалетней, находясь в заключении, она родила сына Юрия.

Одна из самых главных задач — пропаганда идеи независимости  

В 1915 г. она стала вдовой. При эвакуации вместе со своими студентами из Киева в Саратов, Александр Русов заболел в дороге и скончался. События Февральской революции 1917 года София Русова встретила в Киеве. От просветительских организаций ее избрали в Центральную Раду, София Федоровна возглавила Департамент дошкольного и внешкольного образования Генерального секретарства (Министерства) образования, проводила дерусификацию школ, готовила украинские учебники. С марта до сентября 1917 года по ее инициативе и посильной работе в Украине открыли 66 школ и 21 украинскую гимназию.

«Старание всех народов к обеспечению своей собственной государственной и культурной независимости обращает их к национальной школе, так как всем уже понятно, насколько нация, прошедшая через такую школу, будет сильнее другой наций, которая ее не проходила», — твердила София Русова. В начале 1919 года София Русова вместе с украинским правительством была эвакуирована в Каменец-Подольский. Последние годы нашей государственности София Русова плодотворно работала в Красном Кресте, спасая жизни украинских воинов, находившихся в плену. Приглашали Софию Русову работать и на советскую власть, однако она понимала, что большевики не простят ей ее происхождения, да и притеснения всего украинского не давали надежды на то, что она может быть здесь полезной.

Так зарождается идея бежать. Но как? Несколько раз она пыталась нелегально пересечь границу и в конце концов на руках с малолетней внучкой Олей им удалось перейти Збруч! Это уже была немолодая и побитая жизнью и обстоятельствами женщина. Но, несмотря на это, в свои 66 лет она становится учредителем и профессором педагогического института им. Драгоманова в Праге и посвящает себя опять-таки Украине. Следует отметить, что именно София Русова в 1933 г. организовала помощь из-за границы голодной Украине.

Все, кто говорит о Софии Русовой в эмиграции, вспоминают слова Симона Петлюры, который был рад, что теперь она может объездить Европу и рассказать об Украине.

Она участвовала в разных международных совещаниях, семинарах, мощных женских съездах в Гааге, Копенгагене, Риме. Кстати, о ее выступлении в Гааге часто вспоминают с улыбкой, поскольку, сильно проникаясь своим выступлением, София Федоровна не заметила, что одела платье задом наперед. Но это не помешало ей выступить с блеском и убедительно.

В 1939 году, уже на склоне ее жизни в Праге, где осели многие наши эмигранты, Софии Русовой предлагают вступить в националистическую украинскую партию. Она сначала соглашается, но потом извиняется и говорит, что ее партия — это вся Украина «Я ее очень люблю, а вступление в партию ограничивает мою внутреннюю свободу, а внутренняя свобода — это все равно Украина». Такими были ее слова.

София Русова умерла 5 февраля 1940 года в Праге. Похоронили ее на Ольшанском кладбище недалеко от могилы известного украинского поэта Александра Олеся. А ее последняя запись в дневнике была сплошной тоской по Украине. Она очень жалела, что эмигрировала: «Может, бы там я смогла сделать больше». Но и сегодня София работает на Украину. Вклад Софии Русовой в утверждении украинского мира был и остается чрезвычайно большим, хоть до конца и неоценимым.

Возвращение из небытия

На самом деле имя Софии Русовой во времена советской власти было под семью замками и лишь в конце 80-х появляются какие-то сведения об этой незаурядной женщине.

— У нас еще не было своего государства, однако мы уже активно начали возрождать женские организации и активно работать над возвращением в украинскую историю выдающихся личностей-украинок, общественных деятелей, участниц национально-освободительных движений, — вспоминает те годы журналист, общественный деятель и фактически первооткрыватель имени Софии Русовой в независимой Украине, а со временем — лауреат премии имени Софии Русовой Галина Дацюк. — Было это в далеком 1990 году, как раз в конце его становится известно, что ЮНЕСКО объявляет следующий 1991-й (а это 135-летие выдающегося деятеля) Годом Софии Русовой. Поэтому, услышав о такой дате и собственно и о самой Софии Федоровной, наши женщины собираются (почти подпольно!) и начинают думать, как и на Родине отметить эту дату.

Понятно, что в феврале они никак не успевают, поэтому было решено все основные мероприятия перенести на сентябрь. И это очень символично, ведь наы 30 сентября приходится праздник Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Часто праздник почти совпадает с Днем учителя. К тому же после каникул открываются школы, так что можно активно привлекать педагогов и детей.

— Тогда о Русовой почти никто ничего в Украине не слышал, — говорит Галина Дацюк, разве архивная папка, которую передала Служба безопасности из Чехословакии в КГБ Украины, утверждала, что это «буржуазная националистка».

Началось возвращение в Украину неоценимого наследия Русовой, которое продолжается и сегодня.

В журнале «Україна» (ч.2-4., 1991, Г. Дацюк, «І ясним світом освітить розум»), появились первые публикации, исследование о жизни, педагогической и научной работе Софии Русовой. Педагоги начинают интересоваться ее методами воспитания. Идет работа и по линии Министерства иностранных дел. Ведь становится известно, что за границей в частности в Канаде, Чехословакии, США живут прямые потомки Русовой, ее внуки и правнуки. Так налаживаются контакты, готовятся документы, потому что надо получить разрешение на приезд. В МИД просительниц «из общественного сектора», пришедших за разрешением, внимательно выслушали. Было понятно, что кто такая Русова здесь не знали, но пламенная речь убедила — разрешение на приезд получено!

И уже в сентябре в Украину приезжает целая делегация, родственники прибывают в Киев, а 30 сентября все отправляются в Олешню. Среди потомков Софии Русовой на празднование ее 135-летнего юбилея тогда приехали: из США внучка Нина Михалевич, правнучка Ольга Рудакевич, правнучка Леся Михалевич, праправнучка София Линдфорс-Рудакевич, из Чехии — внук Александр Линдфорс, правнуки брата Русовой — Наталья и Андрей Ждановичи (Россия). Так начиналась новая история Софии Русовой на Родине и в ее родной Олешне.

Имение Линдфорсов-Русовых как немой укор

С тех пор было многое сделано. В частности, в Киеве более 25 лет по методам Русовой работает школа-сад, которому присвоено имя Софии Русовой. Здесь открыт уникальный музей, где экскурсии проводят и маленькие воспитанники. С 1993 года Олешнянская общеобразовательная школа носит почетное имя своей землячки. В 1992 году снят документальный фильм «Софиин день», куда вошли съемки первого «Софииного дня», где в кадрах внучки и правнучки Софии. В 2013 году в издательстве «Букрек» вышла книга «На Хрестной дороге. История переписки семьи Линдфорсов-Русовых» (сост. Г. Дацюк и О. Рудакевич), основой которой стали сохраненные в семье Линдфорсов-Русовых письма, переданные правнучкой Ольгой Рудакевич.

Радует, что в Киеве есть улица имени Софии Русовой, а тридцать лет подряд 30 сентября, в день Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, в Олешню отправляется многочисленная делегация настоящих энтузиастов и пропагандистов наследия Софии Русовой. Это очень трогательные встречи, но и болезненные одновременно, делится мнением Галина Дацюк. Ведь происходит это фактически благодаря энтузиазму отдельных людей, а на государственном уровне, считает она, еще недостаточно сделано для почитания этой яркой личности. Тем временем на родине Софии Русовой в селе Олешня гибнет на глазах родовой дом, который Линдфорсы безмерно любили, и который в 1921-м вынуждены были под давлением большевиков покинуть.

О том, как они уезжали из Олешни, в свое время поделилась воспоминаниями Нина Михалевич, правнучка Софии Русовой. Говорила, что когда они выезжали из двора, то с дерева упало гнездо аиста. Так разрушилась семья, которая по принуждению новой власти оставила Украину. Но при этом любовь к Украине, работу для нее, они считали долгом и в далеких краях. И не случайно, в 1941 году вместе с походными группами ОУН внучка Софии Русовой Нина Михалевич, имея на руках двух малолетних детей, приходит в Киев с надеждой строить самостоятельную Украину. В холодном оккупированном нацистами Киеве они думают с Еленой Телигой об учебниках и книгах для детей на украинском языке. Когда враг начал аресты подполья, Нина получила приказ оставить столицу, так как у нее было двое маленьких детей. Елена осталась в Киеве и «приняла горячую смерть»...

Когда впервые, спустя 50 лет, пани Нина снова приехала в Украину и побывала на родной усадьбе в Олешне, ей было 85 лет. Тем временем, коммунистическая власть сполна использовала уникальный исторический дом Линдфорсов с удивительным парком, липовой аллеей: много лет здесь находилась участковая больница. В 1991 году, когда отмечали 135-ю годовщину со дня рождения Русовой, дом еще жил как сельская больница, и потомки радовались, что он имели свое назначение. Но со временем больницу перевели в другое село, и уже новая украинская власть отдала эту территорию в многолетнюю аренду местному бизнесмену. Здесь планировали обустроить спортивную базу для футболистов, и лишь десанты неустанных журналистов и общественных активистов в Олешню помешали планам, которые не имеют отношения к образовательному и культурному наследию Русовых-Линдфорсов. Правда, на территории усадьбы недавно построили музей. Зачем? Если рядом — аутентичное здание исторической значимости — Дом великой семьи разрушается на глазах! Именно здесь можно было бы открыть мемориальный музей, в доме, откуда 150 лет назад звучала прекрасная музыка, в исполнении Софии Линдфорс, за окнами, в комнате стояли уникальная библиотека, равных которой в округе не было! Здесь еще до сих пор витает дух свободолюбивого господина Линдфорса, который в 1861 году отпустил на волю своих крестьян, выделив каждому землю. И София, будучи маленькой девочкой, запомнила тот день на всю жизнь!

Было бы хорошо и нам помнить и чтить незаурядную личность Софию Русову и вдохновляться ее идеями патриотизма. К сожалению, так не случилось, и усадьба, как укор нам всем, зияет ныне выбитыми оконными стеклами и ждет лучших времен.

На снимке: почитатели С. Русовой у памятного знака в с. Олешня.

 

Фото предоставила Галина Дацюк.