Первый заместитель Председателя Верховной Рады Украины Руслан СТЕФАНЧУК.
 


Во время заседания.


В начале заседания с заявлением выступила народный депутат Мария Мезенцева, которая предложила почтить минутой молчания память погибших во время мирного шествия в Харькове в феврале 2015 года граждан.

Фото Андрея НЕСТЕРЕНКО.

Больше фото здесь

Верховная Рада во время внеочередного пленарного заседания 267 голосами приняла в целом закон о внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно восстановления проведения конкурсов на занятие должностей государственной службы и других вопросов государственной службы с предложениями Президента Украины от 18 февраля 2021 года, № 4531).

Открыв внеочередное пленарное заседание, глава парламента Дмитрий Разумков сообщил, что оно проводится в связи с требованием Президента и согласно части восьмой статьи 19 Регламента Верховной Рады.

Представитель Президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук подчеркнул, что глава государства поддерживает все основные положения законопроекта № 4531, в частности, относительно восстановления конкурсов на государственную службу, которые были временно приостановлены на период действия карантина, а также отмены дополнительных оснований для так называемых политических увольнений госслужащих. Вместе с тем, по его словам, принятый Верховной Радой 16 февраля 2021 года Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно восстановления проведения конкурсов на занятие должностей государственной службы и других вопросов государственной службы» (№ 4531) не может быть подписан главой государства, поскольку им предлагается внести изменения в статью 9 Закона «О центральных органах исполнительной власти», по которым, в случае чего, должность министра является вакантной, запрещается возложение на первого заместителя министра и заместителей министра выполнение обязанностей министра, определенных соответствующими пунктами статьи 8 этого закона. Кроме того, если должность министра вакантна более 60 дней, тоже запрещается возложение на первого заместителя министра, заместителей министра выполнение обязанностей министра. Также законом запрещается возложение обязанностей министра на человека, кандидатура которого была отклонена Верховной Радой текущего созыва.

«Таким образом, по мнению Президента, видится угроза в том, что парламент может самоустраниться от выполнения конституционных полномочий по назначению по представлению Премьер-министра членов Кабинета Министров, допуская в период, когда должность министра вакантна, возложение на первого заместителя министра и заместителей министра выполнение ими только отдельных обязанностей по определенным статьям. Непринятие Верховной Радой на протяжении длительного времени решения о назначении министра неизбежно приведет к параличу деятельности соответствующего центрального органа исполнительной власти по формированию и реализации государственной политики в определенной сфере», — отметил Р. Стефанчук, подчеркнув, что предлагаемый законом подход нарушает конституционные принципы формирования и функционирования государственной власти, по которому государственная власть в Украине осуществляется на принципах ее деления на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и согласно законам Украины. Кроме того, нарушается положение, по которому органы государственной власти, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в рамках полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, а также ряд других норм.

«Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти, в состав которого входят Премьер-министр, Первый вице-премьер-министр, вице-премьеры и министры. Согласно правовой позиции Конституционного Суда предписания Конституции Украины, которые определяют объем и содержание полномочий Верховной Рады, могут быть детализированы только на уровне законов Украины. Однако такая детализация не может приводить к искажению предписаний Конституции или выходить за ее пределы. Кроме того, Конституционный Суд отмечает, что хотя органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными в своей деятельности в рамках предоставленных им полномочий, однако стабильность конституционного строя достигается четкой системой их взаимосдерживаний и противовесов. Деление власти на законодательную, исполнительную и судебную предусматривает их тесное взаимодействие», — подчеркнул Р. Стефанчук.

Кроме того, Представитель Президента в Верховной Раде обратил внимание, что поданный на подпись закон содержит недостатки технико-юридического характера. А именно — заключительными и переходными положениями предложено отсрочить вступление в силу норм, которые в нем отсутствуют. «Следовательно, Президент не может согласиться с предлагаемым законом подходом относительно определения порядка организации деятельности министерства в случае, если должность министра является вакантной, и предлагает: в абзаце втором подпункта 1 пункта 1 раздела I закона исключить следующие предложения: «Если должность министра является вакантной, запрещается возложение на первого заместителя министра и заместителей министра выполнения обязанностей министра, определенных пунктами 5, 7, 8, 9, 12, 12 прим. части второй статьи 8 этого закона. Если должность министра является вакантной более 60 дней, запрещается возложение на первого заместителя министра, заместителей министра выполнения обязанностей министра, определенных пунктами 1 (кроме возглавления министерства), 2, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 12 прим., 14, 15, 21, 24, 27 части второй статьи 8 этого закона, а также пунктами 3, 6, 7, 8, 11, 12, 21 части второй статьи 18 этого закона. Запрещается возложение обязанностей министра на человека, кандидатура которого на должность соответствующего министра была отклонена Верховной Радой Украины текущего созыва», — сообщил Р. Стефанчук.

Содокладчик, председатель подкомитета Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Александр Корниенко сообщил, что комитет по поручению главы парламента рассмотрел предложения Президента и рекомендовал Верховной Раде принять все предложения главы государства и принять закон в целом.

Выступая дальше от своего имени, А. Корниенко отметил, что принятие этого закона полностью проблему не решает. «Это промежуточная мера, которая позволит, в частности, разблокировать процессы в Министерстве энергетики. Должны ответственно подойти к разработке системного решения относительно ситуации, когда министр по каким-то причинам в отставке или не назначен, а Верховная Рада в этот момент не может назначить другого министра», — сказал он, отметив, что механизмы решения этого вопроса, в частности, могут предусматривать разнесение полномочий, когда полномочия министра частично выполняются Кабмином, а частично, например Премьер-министром. «В ближайшее время мы разработаем такие предложения и предложим как изменения в закон о Кабинете Министров», — добавил А. Корниенко, подчеркнув, что основной целью законопроекта № 4531 является восстановление конкурсов на государственную службу и исключение статьи о политических увольнениях.

При обсуждении Виктор Бондарь («За будущее») выразил мнение, что существующая в Украине система проведения псевдоконкурсов разрушает государственную службу. «Надо отменять эту систему и дать возможность Президенту, парламенту, правительству прямо назначать руководителей», — заявил он. Григорий Мамка отметил, что фракция «ОПЗЖ» не будет поддерживать этот законопроект, поскольку его ключевой целью является отмена нормы, которой запрещается возложение обязанностей министра на человека, кандидатура которого на должность соответствующего министра была отклонена Верховной Радой.

Юлия Тимошенко («Батьківщина») напомнила, что Верховная Рада дважды провалила голосование за кандидатуру Юрия Витренко на должность Первого вице-премьер-министра, который, «по заключениям государственного аудита, за пять лет пребывания во главе «Нафтогаза України» вывел из страны 225 миллиардов гривен с помощью коррупционных афер». «Верховная Рада его дважды не поддержала и тогда Президент решил внести законопроект, который дает возможность без согласования с парламентом пожизненно назначать его исполняющим обязанности с полным спектром полномочий», — заявила Ю. Тимошенко, добавив, что «Батьківщина» за этот законопроект не будет голосовать, а в случае его принятия обратится в Конституционный Суд.

Председатель Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства и член фракции «Слуга народа» Дмитрий Клочко отметил, что является одним из инициаторов законопроекта № 4531, цель которого — восстановление конкурсов на государственную службу. «Принимая изменения в бюджет-2020 о приостановлении конкурсов, мы рассматривали это как временную меру для сохранения жизни и здоровья как конкурсантов, так и тех, кто проводит эти конкурсы. Но учитывая длительное действие карантина по состоянию на 16 декабря 2020 года количество вакантных должностей госслужбы категории А составляет 123 человека, категории Б — более четырех тысяч и категорий В — более 12,5 тысячи», — сказал он, добавив, что также предлагаемый законопроект отменяет норму о возможности так называемых политических увольнений госслужащих в течение четырех месяцев после назначения Премьер-министра.

Ирина Геращенко («Европейская солидарность») отметила, что со времени отмены конкурсов на государственную службу было назначено много непрофессиональных, но лояльных людей. «Это вызвало большое негодование оппозиции, общества, а также наших европейских партнеров, потому что реформа госслужбы — это важная составляющая интеграции Украины в ЕС», — сказала она, подчеркнув, что отмена поправки, которая запрещает предоставлять полный функционал министра не поддержанному народными депутатами исполняющему обязанности «множит на ноль» полномочия Верховной Рады в парламентско-президентской республике.


С днем рождения поздравляли Анну Бондарь.