Ох, не выплеснуть бы ребенка вместе с мутной водой, точнее, сомнительной затеей…

Уничтожение любой нации не требует атомных бомб

Актуальную реляцию прочитал на днях во всемирной интернет-сети. Перед входом в один из университетов Южно-Африканской Республики можно увидеть такой плакат: «Уничтожение любой нации не требует использования атомных бомб или ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования и разрешение обмана студентам на экзаменах. Пациенты умирают от рук таких врачей. Здания разрушаются от рук таких инженеров. Деньги теряются от рук таких экономистов и бухгалтеров. Человечество пропадает от рук таких религиозных просветителей. Справедливость утрачивается от рук таких юристов и судей. Управление теряется от рук таких законодателей. Крах образования — это крах нации».

Кажется, этот текст не помешало бы разместить и в другом месте. В другой стране. И даже не перед входом в университет, а в залах, где заседают люди, которые за это образование отвечают и пока что придерживаются другого принципа — государство молодежи ничего не должно…

Очень часто украинские вожди, посещая Харьков, называют его столицей украинской индустрии, городом оборонной промышленности. Однако как-то забывают при этом уточнить, что от прежних индустриальных и научных мощностей сегодня мало что осталось, проспект гигантов теперь скорее напоминает широкий путь в общие руины.

Однако вместе с тем Харьков остается еще одной столицей — столицей юридического образования и науки, которая, несмотря ни на что, не сдает свои завоевывавшиеся веками позиции.

История подготовки юристов в Харькове началась еще в XIX веке, когда 17 ноября 1804 года по приказу императора Александра І был создан Харьковский императорский университет, в состав которого входило отделение моральных и политических наук. В 1835 году отделение переименовали в юридический факультет университета. Сегодня это известный Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого.

Именно в Харькове, а не в столичном Киеве почти тридцать лет назад была основана Академия правовых наук Украины. Благодаря мощному потенциалу юридического образования, науки и практики в Харькове в первые годы независимости открылись юридические факультеты Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина, Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды, был создан Харьковский национальный университет внутренних дел.

В то же время юридические факультеты развивались не только в ведущих вузах Украины, где они существовали десятилетиями, но и начинают появляться как грибы после дождя едва ли не в ПТУ — иметь диплом юриста не только модно, но и очень престижно. Министерство образования и науки Украины раздает лицензии на подготовку юристов всем желающим.

Сегодня разве что ленивый не кричит о необходимости изменений

«В начале 1990-х годов не только ученые-юристы, но и общество в целом было недовольно темпами и уровнем проведения правовой реформы, состоянием законности и правопорядка в Украине. Привлекательные цели строительства правового, демократического, социального государства Украины «размывались» на уровне конкретной правовой работы, а вера людей в них слабела». Это цитата 30-летней давности с официального сайта Национальной академии правовых наук Украины о необходимости ее основания. Но не звучит ли она актуально и сегодня? Сейчас снова разве что ленивый не кричит о необходимости осуществления юридической реформы и берется за ее непосредственное воплощение в жизнь.

Речь идет не только о хаосе, правовом нигилизме с так называемым усовершенствованием государственной правовой системы, когда дублируются (читай — разрушаются) ее области, бросают профессию опытные специалисты, когда вакантными становятся сотни, тысячи некогда престижных юридических должностей. Только вдумайтесь: каждому из судов Украины в среднем не хватает от двух до трех судей, а всего по стране вакантными остаются 1900(!) судейских должностей. Однако теперь реформаторы упорно взялись за реформирование уже и национальной системы юридического образования.

«Должны предостеречь, — бьют тревогу опытные ученые, руководители и организаторы юридического образования, ведущие научные работники, — что принятие проекта Концепции развития юридического образования, которая обсуждается

Комитетом по вопросам образования, науки и инноваций Верховной Рады Украины, может нанести отечественной правоохранительной системе значительный ущерб и большие потери».

Помним плакат на входе в университет ЮАР? Рушим должную подготовку врачей и систему здравоохранения — уничтожаем здоровье нации. Разрушаем надлежащее обучение юристов и правоохранителей, бестолково реформируем органы государственной власти — добиваем свободы и права граждан, подрываем сами основы существования Украинского государства. Однако, что интересно! За всеми этими, с позволения сказать, инновациями бесстыдно проглядывает желание новоиспеченных реформаторов не поднять уровень юридического образования на более высокую ступень, не лишить лицензии «хуторские вузы», а причесать все юридические учебные заведения до их уровня. Цель якобы благородная, европейская — привести все к единому стандарту.

Нужно ли принудительно навязывать опыт других стран?

Каким он должен стать, попробую проанализировать на примере Харьковского национального университета внутренних дел. И не только потому, что это одно из ведущих заведений высшего образования в системе МВД Украины, которое достойно конкурирует с лучшими юридическими школами Украины, известно в системе полицейского образования мира, имеет мощную материально-техническую базу, в его аудиториях работают минимум 70 докторов юридических наук и еще десятки докторов и кандидатов других наук — экономических, педагогических, психологических, социологических, но и потому, что его выпускники по окончании заведения получают не только диплом о юридическом образовании, но и навыки обращения со специальными средствами и боевым оружием, которые они, как и знания, нередко применяют в чрезвычайных, экстремальных условиях. Кто-нибудь хотел бы попасть в сложную ситуацию, где бы его оперировал врач-неудачник или решал его судьбу юрист-недоучка?

Действительно, потребность в реформировании юридического образования существует, но это реформирование не должно сводиться к разрушению того, что уже сделано. У нас хорошая вековая школа подготовки юристов. Мы имеем собственную большую базу знаний теории и практики. И принудительно навязывать нам опыт некоторых других стран под видом прогрессивных нововведений так же неприемлемо, как наш им, как отмечают опытные преподаватели ХНУВД.

Реформы предыдущих лет в юридическом образовании уже привели к тому, что государственный заказ на подготовку юридических кадров есть и во Львовском национальном университете им. Ивана Франко, и в Национальном юридическом университете им. Ярослава Мудрого, и в Киевском национальном университете им. Тараса Шевченко, и во многих других известных заведениях высшего образования Украины. Нет только того, что после окончания обучения по государственному заказу выпускники получали бы гарантию государственного трудоустройства.

Я никоим образом не за отмену государственного заказа, а только за его развитие: чем больше образованных людей в стране, тем умнее она должна бы быть. Однако согласитесь, что получить за государственные средства такую престижную во всем мире профессию и не быть востребованным государством — это не нормально! Какой смысл в подготовке юриста в Институте прокуратуры и уголовной юстиции, если с дипломом об окончании Национального юридического университета им. Ярослава Мудрого, в состав которого он входит, еще несколько лет нужно бегать по шаткому пути для получения взлелеянной в мечтах профессии, и, скорее всего, распрощаться с ней навсегда.

Выпускники Харьковского национального университета внутренних дел, как и других заведений высшего образования системы МВД, стопроцентно трудоустроены после получения диплома. Более того, университет обязывает каждого из них как минимум три года отработать на государственной службе. Если выпускник нарушает контракт, то должен возместить стоимость своего обучения — такие требования выдвигают Кабинет Министров Украины и Министерство внутренних дел.

МВД — крупнейший работодатель для юридических кадров

На сегодняшний день МВД Украины — это самый большой работодатель для юридических кадров, в структуре которого находятся Национальная полиция, Национальная гвардия, Государственная пограничная служба, Государственная миграционная служба, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, а еще сервисные центры и много других важных государственных организаций. И этот огромный государственный механизм, в идеале, должен работать как швейцарские часы. Нам нужны образцовый пограничный сервис, безопасность и порядок на улицах, своевременная помощь в чрезвычайных ситуациях. Конечно, наши государственные учреждения еще очень далеки от образцовых, но неужели они станут лучше, если курсантская подготовка со всеми ее специальными навыками и отточенными до автоматизма действиями будет заменена на свободное студенческое посещение, на изучение не специальных предметов, на овладение не специализированными курсами, а на обобщенное ознакомление с правовыми науками?

Сейчас лучшие юридические вузы конкурируют именно по достижениям юридических школ, материальным базам, рейтингам, библиотекам, интернет-ресурсам, достижениям своих выпускников. Они конкурентоспособны и на мировом уровне.

Однако если очередная реформа преследует цель унифицировать юридическое образование Украины, то не означает ли это, что провинциальный юрфак с «одиноким метром» подтянется до уровня юридического университета с 200-летней историей? Нет. А, может, последний должен скатиться до его уровня? Похоже, что так. Потому как теперь мода на подобные новации, и реформировать седовласых профессоров и докторов наук собираются молодые и юные реорганизаторы и специалисты тех областей права, которые и рядом никогда не стояли с силовыми правоохранительными структурами.

Так зачем разрушать то, что хорошо работает?

«Чего хотят реформаторы?» —— задают вопрос в университете. Реформаторы желают одного — обобщить или вообще нивелировать те особенности, которые мы называем университетской автономией. Каждый университет имеет право на разработку собственных образовательных программ, на организацию учебного процесса, на объединение учебы и практики. Мы категорически против того, чтобы готовить только гражданских юристов, а не следователей, оперативных работников, других специалистов с юридическим образованием для органов и подразделений МВД, а также других правоохранительных структур Украины.

Наши выпускники должны иметь фундаментальные знания для качественного проведения досудебного расследования, оперативно-розыскной и превентивной деятельности, уметь осуществлять негласные следственные (розыскные) действия, применять специальные средства. Следственный и оперативный работник также должен иметь навыки агентурной работы, работы с секретной информацией. Этому учат только в специализированных заведениях высшего образования. Так зачем разрушать то, что хорошо работает?» — спрашивают меня уважаемые профессора.

Отмечу еще раз, что в системе МВД государственный контракт обязывает выпускника отработать три года или возместить государству расходы на обучение, что уменьшает текучесть кадров и создает условия для формирования мотивированного и высокопрофессионального кадрового состава правоохранительной системы государства, в то время как другие государственные юридические вузы по государственному заказу(!) осуществляют подготовку специалистов для частных и международных компаний.

Не стоит также забывать, что реформа сектора безопасности и обороны Украины также нуждается в высококвалифицированных специалистах с юридическим образованием, которые владеют специальными умениями и навыками для дальнейшей работы в Государственном бюро расследований, Национальном антикоррупционном бюро, Службе безопасности Украины, Военной службе правопорядка, которая уже вскоре должна превратиться в Военную полицию. В состоянии ли заведения высшего образования системы МОН Украины подготовить таких специалистов? Конечно, нет!

Сегодня, с одной стороны, наблюдается некачественная подготовка будущих юристов на довольно сомнительных юридических факультетах, когда 9 из 10 выпускников юридических факультетов гражданских заведений высшего образования должны самостоятельно искать работу, поскольку их никто не обеспечивает первым рабочим местом. С другой стороны, разработчиками проекта Концепции развития юридического образования предпринимается реальная попытка лишить государственного заказа по специальности «право» заведения высшего образования системы МВД, которые обеспечены квалифицированным научно-педагогическим составом, базами практической подготовки, осуществляют гарантированное трудоустройство выпускников и, что самое важное, готовят для государства высокообразованных специалистов, в которых есть реальная потребность.

Возможно, следующая информация кому-то из авторов Концепции будет интересна. В 2020 году в академический рейтинг заведений высшего образования Украины «Топ-200» вошли 5 из 7 заведений высшего образования системы МВД. На сегодняшний день научный журнал «Право и безопасность» Харьковского национального университета внутренних дел в рейтинге наукометрической базы Index Copernicus занимает первое место среди украинских изданий в области права из 99 изданий, оставшихся в базе после введения ею повышенных требований к индексирующимся изданиям. А много ли гражданских юридических вузов Украины выиграли конкурс и привлечены к международным проектам в рамках программы «Горизонт» — самой большой Рамочной программы Европейского Союза по финансированию науки и инноваций?! А Харьковский национальный университет внутренних дел является полноправным партнером среди 49 университетов мира, членом международных университетских ассоциаций по двум проектам этой программы.

Так, может, таким образом проект Концепции направлен не только на ликвидацию образовательной составляющей подготовки полицейских, но и на полное уничтожение системы научного обеспечения деятельности государства в сфере прав и свобод граждан, обеспечения публичной безопасности и порядка, противодействия преступности?

Злые языки утверждают, что в случае реализации этой реформы правовой системе Украины, которая и так немало страдает от обременительных нововведений, будет нанесен самый сокрушительный удар. Будут разрушены сами основы, на которых базируются юриспруденция, право и закон — образование, наука, традиция. Навязывание неприсущих обществу моделей развития уже не раз демонстрировало нам их ошибочность, обратный эффект. В государственном управлении, в экономике, в здравоохранении…

Продолжаем наступать на те же грабли?

Харьков.

Фото предоставлено автором.