Возглавляя Надзорный совет КНУ и занимая государственные должности, добивался принятия решений для повышения статуса университета. В частности, через инициирование соответствующих указов президентов о преобразовании его в национальный, а со временем исследовательское заведение.

До последнего он получал надлежащее финансирование из государственного бюджета отдельной строкой и напрямую. Профессорско-преподавательский состав имеет повышенный коэффициент заработной платы.

По большому счету, КНУ был выведен из-под профильного министерства, созданы условия для организации его на автономных началах.

Как перед любой системой, которая достигает определенной точки роста и оказывается перед выбором — движение вперед или удовлетворение достигнутым, так и перед университетом сегодня дилемма: продолжить существование на сделанном, хоть и сделано много, или выбрать сложную задачу прорыва в новое качество.

Я — за прорыв. За новое качество. Поэтому предлагаю свое видение того, что необходимо, чтобы КНУ выходил на уровень создания своего будущего уже сегодня, которое будет и будущим Украины.

Миссия 

Киевский университет, по определению его первого ректора М. Максимовича, «является... святым делом» как рассадник «и веры, и законов, и грамоты, и языка книжного». А следовательно, закономерно воспринимается на уровне одного из символических определений Украины, созданных всеми поколениями его наставников и воспитанников.

Кардинальные и во многом еще не осознанные изменения, ожидающие мир, невиданное до сих пор ускорение жизненного ритма на земле обязуют университетскую корпорацию взять на себя миссию создания будущего уже сегодня:

1. Обеспечивать формирование в Украине нового класса, занятого преимущественно производством знаний, индустрией знаний для ускоренного перехода от индустриального к глобальному информационному обществу.

2. Осуществлять подготовку лидеров, способных на прогрессивные общественные свершения, реализацию украинского проекта в общем контексте цивилизационного прогресса.

3. Быть форпостом духовных, мировоззренческих национальных принципов, универсальных человеческих прав и свобод, критериев человечества как стратегического ресурса полноценного развития Украины. Исходить из того, что в условиях глобализации традиции культура и история — главный залог недопущения национального обезличения. Украину можно построить лишь на основе общих ценностей, а не просто спроса и предложения относительно кадрового ресурса.

4. Объединять лидерство в интеллектуально-образовательной, научной, культурно-духовной сферах с миссией общественного служения. В этом плане суть и назначение университета чуть ли не лучше всего отражает мнение Н. Пирогова: «Университет отображает современное общество, в котором он живет, больше, чем другие заведения. Если посмотреть на университет глубже, можно уверенно определить дух общества и все общественные стремления, и дух времени... Общество видно в университете как в зеркале и перспективе. Университет — лучший барометр общества. Если он показывает такое время, которое не нравится, то за это его не надо разбивать или прятать, лучше все же смотреть и, глядя на время, действовать».

5. Прямое предназначение Киевского университета — выполнение роли центра независимого общественного мнения, духовно-морального авторитета общества. В частности через утверждение гражданскости и украинскости, продуцирование новой философии Украинского государства, пробуждение и задействование нереализованного потенциала нации.

Имея устойчивое видение будущего в европейскости Украины, демократии, верховенстве права и гуманизма, европейских жизненных и образовательных стандартах, университетские интеллектуалы призваны выступать авторитетным примером в этом для всего украинства, творить большие идеи, смыслы, в частности культурные, в том числе массового измерения, определять критерии человеческого поведения как ответы на животрепещущие запросы времени.

Университет не может и не должен избегать такой миссии, а наоборот во всякое время ответственно утверждать свое лидерское назначение, воссоздавать и приближать к жизни общественные запросы.

Университет имеет все необходимые предпосылки для перехода в новое качество — от мощного, но все еще регионального заведения, к образовательно-научному и культурно-духовному центру мирового масштаба. В этом и видится главное его задание на следующие 5—10 лет.

Автономия

Такое видение университета диктует необходимость утверждения в нем реальной автономии во всех сферах деятельности: самостоятельного установления индивидуальных условий приема с правом первого отбора талантливой молодежи; нормативов численности студентов, аспирантов, докторантов, соискателей научных степеней доктора философии и доктора наук; соотношения «преподаватель—студент»; определения содержания учебного процесса, в частности, без участия Национального агентства по обеспечению качества высшего образования в аккредитации образовательных программ, сохраняя возможность творческого сотрудничества с иностранными аккредитационными агентствами по решению Ученого совета КНУ; права на дипломы об образовании, докторе философии, доктора наук и других документов собственного образца, создание специализированных ученых советов (разовых и постоянно действующих), устанавливать надлежащую оплату за работу в них и т. п.

Диплом университета должен быть знаком и свидетельством высокого квалификационного качества и одаренности их владельцев, основанием на высокие позиции в профессии, бизнесе, политике, благотворительности и социальном служении.

Без понимания социальных проблем общества не может быть полноценной лидерской личности.

Соответственно нужно расширить самостоятельность факультетов и институтов университета, передать им часть полномочий от ректората, уменьшить централизацию и опеку над ними. В свою очередь надлежит поднять роль главных университетских звеньев — кафедр и лабораторий.

До 70% средств, заработанных факультетами и институтами, должны направляться на их развитие.

Вообще акцент надо перенести с вертикального на горизонтальный принцип управления университетом, который, кроме прочего, усилит взаимодействие его подразделений в учебной и научной работе, ее эффект, повысит персонифицированное ощущение ответственности каждым членом университетского коллектива.

Надлежит пересмотреть целесообразность механического слияния отдельных структур (факультетов) университета, что не добавило им синергии, а наоборот — размывает их потенциал и уменьшает перспективы роста.

Подготовка лидеров нового поколения

Все больший запрос не столько на работающие руки, сколько на работающий ум делает культивирование знаний ключевым инструментом для конструирования будущего — личности, общества, государства.

Предназначение университета состоит не просто в подготовке специалистов. Для этого в Украине есть много высших учебных заведений. Его задача — выращивать элиту Украины ХХI века, творцов новой жизни и нового мира. Для которых лидерство — не только реализация собственных планов и амбиций. А в большей степени высокое дело служения, объединенное с верой в то, что профессиональной и общественной деятельностью можно достичь значительных результатов для общества и себя лично.

Повышение роли университета и ответственности коллектива за его предназначение должны становиться примером для ответственного выбора студентами будущей профессии. Для становления личности важное значение имеют как примеры для ориентиров, так и видения, восхищающие и вдохновляющие.

Университету нужны студенты, у которых, во-первых, есть желание учиться, а, во-вторых, вера, что они имеют все необходимое для успеха. В свою очередь студентам нужен университет, ориентированный на будущее.

Новые информационные возможности позволяют расширить диапазон и разнообразить (комбинировать) подходы к организации учебного процесса, взаимодополнять их в органической продуктивной целостности. Наращивание усилий по техническому оснащению и методическому обеспечению дистанционного обучения не должно однако заменить живое общение преподавателя и студента. А тем более коллектив, в котором как раз и происходит естественный отбор и собственно процесс становления лидеров, завоевываются такие необходимые победы, которые добавляют уверенности и веры в правильности избранного пути.

Очевидно, что дальнейшие новшества в организации университетского образования будут сводиться к значительно большему демократизму, индивидуальной работе со студентами, наставничеству и партнерству, объединению теоретической подготовки с реализацией практических проектов группами студентов, преподавателей и ученых.

Сам учебный процесс не должен заслонять личность. Важно видеть студента, устранять основания, при которых у них может формироваться интерес и склонность к авторитарной модели поведения. Иначе они будут перенимать все еще присущую части преподавателей практику на доминирование, принуждение, требовательность, претензии и амбиции.

Нужно иметь в виду и то, что современной молодежной среде, как отмечают признанные авторитеты, присуще стремление к ясности и контролю в межличностных отношениях. А соответственно неопределенность в отношениях с другими людьми порождает в нем дискомфорт и старание во что бы то ни стало достигать доминирования.

Теодор Адорно, немецкий философ и социолог прошлого века, в своем исследовании об авторитарной личности говорил так: чтобы не разрушить модель самоидентификации, они бессознательно не хотят знать много, готовы воспринимать поверхностную или искривленную информацию, лишь бы она поддерживала тот мир, в котором они живут. Разрушение их карточного домика способно привести к дезориентации, к психическому кризису, а это для них недопустимо. Поэтому многочисленные источники информации, которые могут разрушить их хорошо построенный мир, ими просто-напросто игнорируются, не замечаются. Поскольку они считают, что думать и даже учиться тяжело, опасаются неверных мыслей и обучения неправильным вещам. Этот страх связан, возможно, с отказом отца говорить ребенку больше, чем он, вероятно, может понять, постоянно поддерживается системой образования.

Поэтому преподаватель как настоящий наставник должен не столько требовать от студентов преданности обучению, сколько поощрять его творчески учиться, работать вдохновенно, жить в реальном мире и таким образом выстраивать собственноручно перспективу, которую он должен ощущать, воплощать свои самые большие продуктивные амбиции.

Важно, чтобы университетский студент не был ориентирован на то, чтобы стать кем-то. Он должен быть собой — личностью, обостренной на конструктивный успех. И иметь понимание, что достичь его и укрепить веру в себя невозможно без полной самоотдачи. В ином случае придется уживаться с посредственными результатами.

По определению знаковых мировых фигур, формула становления лидера простая и вместе с тем сложная: успех укрепляет веру и уверенность. Неудачи цементируют позвоночник. Уныние — его ломают. Цинизм — главная угроза для достижения лидерства. Оптимизм — обязательное условие вдохновения и стимулов для воплощения самых больших замыслов.

Баланс осознанной свободы и ответственности должен быть положен в основу учебно-воспитательного процесса. Главное, что он должен дать студенту — уверенность в избранной профессии, осознание себя как профессионала и своей востребованности, умение постоянно поддерживать свой ресурс, овладевать сопряженными сферами, продуцировать новые знания, высокую адаптивность и готовность к нестандартным решениям, способность управлять собой и правильно определять приоритеты, понимание своих широких возможностей.

Для усвоения лучших практик надлежит существенно нарастить масштабы стажировки студентов и аспирантов, как и преподавателей, в ведущих зарубежных учебно-научных центрах и корпорациях.

В этом плане как многообещающее направление нужно рассматривать расширение подготовки кадров под конкретные заказы с финансовым обеспечением такой работы.
Это позволит университету получить дополнительные возможности там, где их у него раньше не было. Расширить инновационно-прикладной аспект обучения, готовить специалиста с новым мышлением, который будет заранее видеть сферу приложения своих усилий и моделировать свою перспективу. Работодатели получат готового специалиста, которого не будет необходимости доучивать.

Важно создать условия, которые бы позволяли каждому студенту в процессе обучения раскрывать свой потенциал, реализовать идеи и творческие наработки. В университете и за его пределами. Для этого нужно формировать творческие коллективы под выполнение конкретных проектов, создавать стартапы и разные творческие мастерские, проводить аукционы идей. Интеллект должен развиваться, работать, цениться, приносить пользу университету и студенту. Надо лишь задействовать все еще недовостребованный огромный потенциал каждого факультета, института, каждой кафедры и лаборатории.

Скажем, в университете должны работать социологические и юридические центры, собственные телевидение и радиокомпании, структуры по предоставлению медико-биологических консультаций, помощи психологов и т. п. Историки должны предлагать написание истории семей, знания о которых вследствие известных причин крайне ограничены.

Имея все необходимые знания и квалифицированные кадры, университет призван выступать с разумными комплексными оценками и рекомендациями относительно пандемии и других явлений. Особенно с учетом того, что общество не доверяет разрозненной и противоречивой официальной информации. Это лишь один из многих случаев, когда университет должен наращивать авторитет и доверие как голос разума, который реагирует на все общественно значимые вызовы.

Университет имеет много достижений, но не меньше он теряет при таком колоссальном потенциале, который надлежит осмыслить, консолидировать и направить в русло созидания.
Особенно им владеют естественные факультеты. Их поддержка позволит существенно нарастить научные результаты, которые будут запрошены — сегодня и завтра.

Чтобы ученые заработали в полном объеме, нам надо добавить сообразительности, организации и заинтересованности. Своим интеллектом и возможностями университет должен входить в крупные национальные и иностранные корпорации, распространять таким образом свое влияние и продвижение своих выпускников.
Без этого амбиции университета будут оставаться только амбициями. Даже на первый взгляд маловероятное, не означает невозможное.

Современных студентов, впрочем, молодежную среду в целом характеризуют как поколение «склоненных голов» из-за всепоглощающей погруженности в информационные сети. Они имеют быстрые, неограниченные и часто унифицированные возможности получения всего массива готовой для применения информации. В частности об общественно-политических процессах. Преподаватель перестал быть ее главным носителем и даже информационным авторитетом.

А если учитывать стирание границ между публичной и частной сферами и то, что государственные институты оказались не полностью готовы к этике прозрачности и запросу на реализацию «права знать», перед профессорско-преподавательским составом университета встает невиданное до сих пор по сложности задание: налаживание в коллективе равноправного диалога как необходимой предпосылки создания общих платформ по ключевым общественно-политическим проблемам, донесение до широкой массы консолидированного видения путей их решения.

По нашему мнению, при такой постановке работы в университете не будет возникать ситуация «непринятого звонка» (воспитанниками от наставников), коллектив будет генерировать общие ценности. Отпадет потребность в продолжении практики опекания студентов и даже заигрывания с ними. Они будут чувствовать себя ответственными представителями коллектива, который совместно делает большое дело. Для Украины и собственно для университета.

Отдельный важный вопрос — культивирование общительности, волонтерства, взаимопомощи, спорта и здорового образа жизни. Университет должен иметь эффективные команды по всем видам спорта.

Давно назрела необходимость цивилизованного подхода к финансированию обучения студентов по контракту. Финансовая ноша не может ложиться преимущественно на семьи. По крайней мере, надо, чтобы они имели выбор. В частности, доступных кредитов на обучение от государства. Для начала в Киевском национальном университете, если соглашаться с его предназначением, нужно предусмотреть возможность их погашения в случае достижения студентом особых успехов.

Должна быть расширена практика именных стипендий, грантов от потребителей университетских кадров, подготовки их по заказу с соответствующей оплатой. Одновременно стипендиальное обеспечение в университете должно быть не меньше прожиточного уровня для трудоспособных лиц (без учета социальных стипендий).

В этом же ряду и решение вопроса доступного кредитования для приобретения жилья молодыми семьями. Возобновление деятельности в студгородке детского заведения.

При условии совмещения студентами-контрактниками обучения с научно-исследовательской и практической деятельностью нуждается в рассмотрении вопрос увеличения сроков их пребывание в университете на год-два.

Профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники. Создание условий для реализации научного потенциала

Новые задания университета требуют усиленного внимания к его кадровому обеспечению, органическому объединению возрастных категорий в профессорско-преподавательской среде.

Создание атмосферы уважения к заслуженным сотрудникам и доверие к талантливой молодежи. Наработка на основе объективных критериев единых прозрачных правил занимания должностей.

Расширение автономного статуса кафедр и лабораторий позволит повысить ответственность преподавателя и ученого, а вместе с тем и их важность как главных действующих лиц.
Значительного улучшения требуют материальные, социальные и моральные принципы оценки учебно-воспитательной, научной и административной работы в университете. Для этого будет установлен новый повышенный коэффициент заработных плат. Это же касается стипендий аспирантов и докторантов.

Такой подход позволит сдвинуть решение не менее важной проблемы — повышение пенсионного обеспечения преподавательского, научного и обслуживающего персонала. Нужно также нарастить усилия по обеспечению его жильем и необходимой социальной инфраструктурой.

Приведение соотношения «преподаватель—студент» один к пяти позволит улучшить и активизировать научную деятельность коллектива. Объем финансирования научных исследований должен составлять не менее трети общего объема бюджетного финансирования университета.

В частности, нужно нарастить поддержку ученых факультетов естественного профиля. Украина не может отставать от мира, активно работающего над прорывными технологиями: новыми вакцинами, которые будут сохранять человеческие жизни, компьютерными моделями искусственного интеллекта, более эффективными платформами социальных сетей, альтернативными источниками энергии, решением проблемы конфиденциальности и безопасности персональных данных, цифрового отслеживания человеческих контактов и т. п.

Вообще статус исследовательского университета требует пересмотра структуры научно-педагогической нагрузки, переноса в нем веса именно на научную работу. Соответственно увеличения численности профессорско-преподавательского состава. Создание междисциплинарных научных коллективов, в том числе под заказ или обработку важных тем на стыке наук. Привлечение к этой работе ученых академических учреждений, перевод отдельных из них в университет.

Еще один пример университетских возможностей, которые должны быть задействованы на пользу государственному делу: избрав европейский вектор развития, Украина так и не создала учреждение, которое бы комплексно изучило Европу, страны Европейского Союза и собственно ЕС. Что усложняет наработку украинской политики взаимоотношений с ними. На поверхностных знаниях партнерство не выстраивается.

Имея весь спектр специалистов, именно КНУ должен пойти на создание Института Европы, который бы предлагал универсальные видения каждой страны-партнера — от их географии, геологии, истории, обычаев, культуры, демографии до экономики, научных возможностей и международной политики. Иначе говоря, обеспечивал полное «сканирование» тех, с кем Украина связывает свое будущее.

Эта работа — задание большого коллектива из представителей ученых и студентов чуть ли не всех университетских подразделений. Ее результаты позволят сделать более разумной государственную политику и активнее вводить КНУ в европейское сообщество.

При такой практике постановка учебного процесса глубже будет связана с новейшими научными результатами, осмысленным видением проблем, над решением которых надлежит углублять работу, и тех, которые будут возникать в перспективе и нуждаются в университетском внимании уже сегодня.

Надлежит предусмотреть также финансовое обеспечение ежегодной стажировки и проведения научных исследований не менее чем 200 его научно-педагогических и научных работников в ведущих зарубежных учреждениях и приглашение такого же количества признанных зарубежных специалистов для преподавания в КНУ.

Перспективы 

В имеющихся рамках дальнейшие возможности развития университета ограничены, что усложняет реализацию новых заданий, возникающих перед ним.

Отсюда — необходимость безотлагательной обработки Государственной программы комплексного развития университета на 10—15 лет с утверждением ее Законом Украины «О Киевском национальном исследовательском университете имени Тараса Шевченко». Отметим, что принятие такого акта предусмотрено Указом Президента Украины «О мероприятиях по повышению статуса Киевского национального университета имени Тараса Шевченко» от 5 мая 2008 года.

В программе и законе, для развития уже изложенных позиций, нужно также предусмотреть:

- восстановление в необходимых объемах финансирования университета отдельной строкой Государственного бюджета, без добавления к нему средств, заработанных непосредственно коллективом;

- расширение возможностей университета в районе размещения красного и желтого корпусов за счет возвращения и предоставления ему ряда соответствующих зданий;

- открытие университетской клиники;

- создание в квартале, в который входят красный корпус, библиотека, Ботанический сад и другие здания, молодежного пространственного центра творчества и досуга;

- переподчинение университету территории (земли и сооружений) ВДНХ. Такое решение позволит сформировать полноценный университетский кампус. И, в частности, организовать университетскую «силиконовую долину»;

- реконструкцию имеющихся корпусов и других объектов, общежитий, строительство дополнительно необходимых новых, сооружение Дворца студентов и благоустройство студенческого городка с четким определением сроков выполнения таких работ;

- приобретение современного учебно-научного оборудования;

- запрет отчуждения университетского имущества.

* * *
Избрание впервые (правда, с третьей попытки) ректора научно-педагогическими и научными сотрудниками, представителями студенчества и технического персонала, очевидно, должно дать ответ на ключевой вопрос: каким видит коллектив будущее университета — в воспроизведении предыдущих исчерпавших себя общепринятых практик или в переходе на высшие принципы для успешного выполнения новых заданий.

Убежден: выборы — это тот ответственный момент, когда мы думаем не над тем, что вероятно потеряем, а беспокоимся о том, что можем и должны получить.

Убежден: во время выбора каждый, кто посвятил себя служению университету, спросит себя: что можно отнести к успеху — университета и моему собственному.

Верю, что ответ у всех будет один: нашим самым большим достижением будет то, что нам надлежит сделать.

Вместе!

Владимир ЛИТВИН, академик НАН Украины.