Докладывает исполняющий обязанности директора ГБР Алексей Сухачов.

Фото Александра КЛИМЕНКО.

Больше фото здесь

Отчет, согласно законодательству, Государственное бюро расследований должно подавать в парламент ежегодно до 15 февраля, сообщил председательствующий на пленарном заседании Первый заместитель Председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук. Представил документ исполняющий обязанности директора ГБР Алексей Сухачов.

По его словам, 2020 год стал историческим для ГБР благодаря внесению изменений в законодательство, по которому бюро получило статус правоохранительного органа. Рассказывая о ряде резонансных дел, которые расследовало бюро, и. о. директора сообщил, что следствию удалось максимально быстро установить причины катастрофы, которая произошла 25.09.2020 года неподалеку Чугуева в Харьковской области и унесла жизни 26 человек. Так, трем человекам было сообщено о подозрении, двое из них до сих пор содержатся под стражей по решению суда. Завершение дела, сообщил он, планируется на конец апреля этого года. Вместе с тем с целью предотвращения подобных трагических случаев бюро инициировало проверку государственной аудиторской службой соблюдения требований действующего законодательства относительно изготовления и эксплуатации всех самолетов, изготовленных «Государственным предприятием «Антонов» с 1991 года.

«В рамках тесного сотрудничества с парламентской следственной комиссией сдвинуто с места не менее резонансное дело, связанное со взрывами военных складов в городе Сватово Луганской области, которое произошло в октябре 2015 года и унесло жизни трех военнослужащих и одного гражданского человека. По результатам расследования сообщено о подозрении двум военнослужащим ВСУ. Принимаются меры по установлению и привлечению к ответственности еще более 20 человек», — сообщил А. Сухачов.

Особое внимание, по его словам, отводится расследованию пыток и другого ненадлежащего обращения работниками правоохранительных органов. Так, за 2020 год в суд направлены 83 обвинительных акта в отношении 117 человек. Среди которых в истязаниях обвиняются 15 правоохранителей. Другим лицам, кроме пыток, инкриминируется превышение власти, незаконное держание под стражей и нарушение прав на защиту. А благодаря слаженной работе с Офисом Генпрокурора и руководством Нацполиции завершено расследование фактов истязаний в Кагарлыкском и Павлоградском отделениях полиции. Обвинительные акты направлены в суд в отношении 13 полицейских.

Еще одним приоритетным направлением работы следователей бюро в прошлом году было раскрытие преступлений, связанных с трагическими пожарами в Одесской, Луганской и Харьковской областях, которые унесли 54 человеческие жизни и вызвали значительный материальный ущерб. В частности, следователями ГБР установлена причины пожаров на Одесчине, среди которых системное ненадлежащее выполнение служебных обязанностей руководителем главного управления ГСЧС, обвинительный акт относительно него направлен в суд и устанавливается причастность других должностных лиц к указанным событиям. Относительно пожаров на Луганщине, то сообщено о подозрении руководителю и пяти служебным лицам главного управления ГСЧС в Луганской области, которые подделывали акты тушения пожаров.

Кроме того, отметил и. о. директора бюро, в 2020 году ГБР обезвредило 15 криминальных группировок, в состав которых входили 63 человека, и разоблачило девять преступных группировок с коррупционными связями, причастных к незаконным вырубкам леса и реализации лесопродукции, а также мошенничеству, вымогательству неправомерной выгоды и сбыту наркотических средств.

Системную работу бюро проводило и по борьбе с контрабандой. В частности, сообщено о подозрении 77 сотрудникам органов, которые осуществляют контроль за перемещением товаров через таможенную границу.

Что касается дел Майдана, то в прошлом году следователями ГБР по согласованию с Офисом Генпрокурора привлечены к уголовной ответственности 40 человек, 23 обвинительных акта направлены в суд. «Сейчас следователями ГБР проводится досудебное расследование по 12 уголовным производствам в отношении бывших высокопоставленных должностных лиц, в том числе в отношении которых применены санкции странами ЕС, а именно экс-президента, министра внутренних дел и его заместителя», — подчеркнул он, добавив, что разрешения суда на проведение специального заочного досудебного расследования позволят привлечь виновных лиц к уголовной ответственности уже в этом году.

В завершение и. о. директора ГБР отметил: «Перед нами стоит много вызовов, но могу вас заверить: Государственное бюро расследований как независимый и эффективный правоохранительный орган и в дальнейшем достойно будет стоять на защите верховенства права, согласно которому человек, его жизнь и здоровье, честь, достоинство и неприкосновенность, безопасность признаются наивысшей социальной ценностью. Я уверен: мы движемся в правильном направлении, как доказать каждому гражданину, что закон один для всех», — сказал А. Сухачов.

В свою очередь председатель Комитета по вопросам правоохранительной деятельности Денис Монастырский, отметив, что ныне в парламенте анализируется первый публичный отчет руководства ГБР, назвал это хорошим началом того, что такой отчет будет звучать ежегодно. «Ведь на этот орган, который насчитывает более 1 600 сотрудников по всей стране, возложены чрезвычайно большие полномочия», — сказал глава комитета.

В целом комитет одобрительно оценил отчет ГБР и рекомендовал принять его к сведению.

Выступая от фракций, народные депутаты в основном критиковали озвученный Алексеем Сухачовым отчет, называя его помпезным. Вместе с тем законодатели почти единогласно выразили надежду, что в следующем году будет отчитываться уже директор ГБР, а не исполняющий его обязанности.

Направив ряд законопроектов на повторное первое чтение, Верховная Рада рассмотрела два альтернативных проекта «Об исчислении времени в Украине» (№№ 4201, 4201-1).

Первый заместитель Председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук.

Автор основного проекта (№ 4201) Первый заместитель Председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук, докладывая документ, в частности отметил, что его написание было вызвано рядом причин. Во-первых, согласно Конституции, вопросы единиц времени и учета времени — это предмет ведения законов, тогда как сейчас этот вопрос регламентируется постановлениями Кабмина. Во-вторых, согласно всем исследованиям, проводившимся в Украине и за ее пределами, переведение стрелок часов негативно отражается на здоровье человека, который согласно ст.3 Конституции является высшей социальной ценностью. В-третьих, опровержение мифа о какой-то экономии. «На мои обращения во все академии, все министерства подтверждено: никаких расчетов, которые давали бы основания утверждать, что переведение часов приводит к некой экономии не проводилось ни в Украине, ни за ее пределами», — подчеркнул Р. Стефанчук, напомнив вместе с тем о решении Европарламента относительно отмены сезонного переведения часов начиная с 2021 года.

Кроме того, Первый заместитель главы парламента привел еще один аргумент: «Необходимо установить на всей территории Украины, включая временно оккупированные территории, единое киевское время. Вы знаете, что оккупант начал с того, что на временно оккупированных территориях установил московское время. Основная идеология этого законопроекта установить естественное для Украины зимнее время+2, что отвечает поясному времени и отказаться от дальнейшего переведения часов».

Автор альтернативного проекта   (№ 4201-1) Сергей Соболев («Батьківщина») разъяснил, чем законопроекты подобны и чем они отличаются.

Позицию Комитета по вопросам экономического развития выразил Александр Колтунович, который сообщил, что народные депутаты рекомендуют поддержать основной проект, а альтернативный — отклонить. Собственно, 277 парламентариев поддержали принятие законопроекта авторства Руслана Стефанчука за основу и вдвое сократили сроки его подготовки ко второму чтению.

В повторном первом чтении Верховная Рада рассмотрела и поддержала за основу законопроект «О внесении изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей» и некоторые законы Украины относительно восстановления работы

Высшей квалификационной комиссии судей Украины    (№ 3711-д). Кроме того, в первом чтении был проголосован проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты о выполнении решений Европейского суда по правам человека   (№ 4048); проект Закона о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины о выполнении решений Европейского суда по правам человека (№ 4049). А также проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно Национального военного мемориального кладбища (№ 4225).

Было принято также несколько проектов постановлений о переименовании ряда населенных пунктов.

А в начале утреннего пленарного заседания народный депутат Ахтем Чийгоз («ЕС») напомнил о седьмой годовщине мирного протеста против российского оккупанта в Крыму, во время которого был похищен и жестоко убит Решат Аметов. По просьбе народного депутата Верховная Рада минутой молчания почтила память героев, которые отдали жизнь за свою родину, за Украину.

А. Чийгоз подчеркнул также, что страна-террорист до сих пор пытается сломать волю крымскотатарского народа, граждан-патриотов в их борьбе за свободу, родину и Украину. Акцентировав внимание на поддержке создания Крымской платформы, А. Чийгоз в то же время отметил необходимость принятия ряда законопроектов, направленных на защиту политических прав крымскотатарского народа. Речь идет, в частности, о таких законопроектах: о коренных народах Украины, о статусе крымскотатарского народа, а также об изменениях в Конституцию относительно Автономной Республики Крым. «Это будет мощным сигналом для наших врагов, мощным сигналом в поддержку наших граждан в Крыму в их борьбе, а также мощным сигналом для наших международных партнеров», — констатировал он.