Елена Криворучкина, Елена Копанчук.

Николай Люшняк, Сергей Вельможный.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Больше фото здесь

 

Верховная Рада поддержала принятие в первом чтении законопроекта о внесении изменений в Закон «О местных государственных администрациях» и некоторые другие законодательные акты Украины (о реформировании территориальной организации исполнительной власти в Украине, № 4298).

По словам председателя подкомитета Комитета по вопросам организации государственной власти, местного самоуправления, регионального развития и градостроительства Виталия Безгина, эта законодательная инициатива разработана с целью продолжения реформы децентрализации власти. «Это один из тех законопроектов, которые должны начать процесс постепенного преобразования таких рудиментов нашего устройства, как районные и областные государственные администрации, в органы префектурного типа», — сказал он.

По мнению авторов законопроекта, после того как в 2020 году Кабинет Министров в рамках второго этапа реформы утвердил обновленное административно-территориальное устройство Украины базового уровня (создано 1469 состоятельных территориальных громад), а Верховная Рада приняла постановление, предусматривающее создание 136 укрупненных районов, необходимо реорганизовать районные государственные администрации и привести их территориальную юрисдикцию в соответствие с действующим районированием Украины.

В. Безгин отметил, что сегодня речь идет только о внедрении органов префектурного типа, поскольку без внесения изменений в Конституцию о прямых префектурах и речи быть не может.

«Мы также возвращаем председателям госадминистраций статус государственных служащих и деполитизируем государственную вертикаль во избежание конфликтов, которые существуют между представителями государственной и местной власти», — отметил председатель подкомитета.

В первом чтении законопроект № 4298 поддержали 229 народных депутатов.

А началось заседание с рассмотрения трех законопроектов о внесении изменений в Закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр», цель которых — устранение разногласий во время формирования конкурсной комиссии и проведения конкурса на председателя и членов Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей.

Законопроектом № 4551, который представлял народный депутат Олег Марусяк («Слуга народа»), предлагается исключить из текста закона часть третью статьи 7, согласно которой конкурсная комиссия формируется по представлению Комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы деятельности по выпуску и проведению лотерей, налогообложения субъектов такой деятельности, как игорный бизнес. «Согласно части второй статьи 7 члены Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей назначаются Кабинетом Министров по результатам конкурса, проведенного Комиссией по вопросам высшего корпуса государственной службы. А согласно части третьей статьи 7, члены этой комиссии назначаются правительством по результатам конкурса, который проводится специальной комиссией, члены которой избираются Комитетом Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики», — отметил он, добавив, что поскольку законодательство не наделяет парламентские комитеты такими функциями, то они не могут быть субъектом представления кандидатур в конкурсную комиссию.

В то же время законопроектом № 4551-1, который представлял народный депутат Александр Дубинський («Слуга народа»), предлагается четко предусмотреть, что конкурсная комиссия формируется по представлению Комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы деятельности по выпуску и проведению лотерей, налогообложения субъектов такой деятельности, как игорный бизнес. «Цель этого законопроекта заключается в том, чтобы дать парламенту возможность влиять на назначение членов Комиссии по регулированию азартных игр и лотерей. Это влияние будет заключаться только в том, что Верховная Рада на базе профильного комитета будет проводить открытый конкурс для отбора членов этой надзорной комиссии», — сообщил народный депутат, подчеркнув, что исключение из этой процедуры парламентского комитета по сути консервирует созданную правительством непрозрачным способом комиссию. «Во избежание коррупционных рисков мы и предложили дать возможность парламенту влиять на отбор членов комиссии», — сказал А. Дубинский.

Еще один законопроект (№ 4551-2), который представлял народный депутат Вадим Галайчук («Слуга народа»), кроме исключения части третьей статьи 7 закона, также предусматривает внесение изменений по онлайн-системе азартных игр и Государственной системе мониторинга. «Основная цель нашего законопроекта — это создание цивилизованного рынка в Украине, что возможно только с привлечением международных компаний, продемонстрировавших готовность работать открыто», — сказал он, добавив, что с этой целью предлагается отменить тройную стоимость ежегодной лицензии, которая сегодня блокирует выход международных операторов на украинский рынок, введя параллельно государственную систему онлайн-мониторинга.

Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики рекомендовал принять за основу и в целом законопроект № 4351-1. Но по итогам голосования эти три законодательные инициативы отклонили.

В целом 299 голосами принят законопроект о внесении изменений в статью 12 Закона «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» (об установлении альтернативной подсудности дел, участники которых проживают на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя, № 3048). Документ предусматривает, что граждане Украины, проживающие на временно оккупированной территории АР Крым и города Севастополя, смогут сразу обращаться с исковыми заявлениями в местный общий суд, расположенный в пределах Херсонской области, по выбору.

Также в целом принят законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о предотвращении чрезмерного давления на субъектов хозяйствования мероприятий государственного надзора (контроля) за соблюдением законодательства о труде и занятости населения (№ 0958).

Представляя в первом чтении законопроект о внесении изменений в Закон «О рекламе» по противодействию дискриминации по признаку пола (№ 3427), народный депутат Марина Бардина сообщила, что только за последнее время Госпродпотребслужба зарегистрировала почти 400 жалоб о дискриминационной рекламе. Таким образом, в этом законопроекте детализируется, что такое дискриминация по признаку пола в рекламе, и предлагается механизм реагирования на дискриминационную рекламу, поскольку пока судьи не имеют достаточно оснований для вынесения решений. «Этот законопроект также соответствует требованиям Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и взятым Украиной обязательствам по Соглашению об ассоциации ЕС», — сообщила М. Бардина.

Заместитель председателя Комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Евгения Кравчук отметила, что законопроект, имплементирующий европейские стандарты в сфере противодействия дискриминации, был поддержан не только профильным, но и рядом других парламентских комитетов, министерствами, Уполномоченным Верховной Рады по правам человека и общественными организациями. Законопроект № 3427 принят в первом чтении.

Народный депутат Сергей Нагорняк, представлявший в первом чтении законопроект об энергетической эффективности (№ 4507), сообщил, что данный документ разработан с целью установления правовых, экономических и организационных принципов деятельности в сфере обеспечения энергетической эффективности и осуществления энергоэффективных мероприятий во время производства, транспортировки, передачи, распределения, снабжения и потребления энергии.

Авторы законопроекта обращают внимание: Украина ежегодно потребляет почти 92 миллиона тонн нефтяного эквивалента энергии, но более 40 процентов энергии теряется по дороге к ее конечному потребителю, что на 12 процентов больше, чем в странах ЕС. По оценкам экспертов, только в трех секторах — жилищном, бюджетном и снабжении энергией, которые составляют до 63 процентов энергетического баланса Украины, — ежегодный потенциал энергоэффективности составляет почти 19 миллионов тонн нефтяного эквивалента, которые оцениваются в 8 миллиардов евро.

Председатель Комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрей Герус отметил, что цель этой законодательной инициативы — урегулирование международных обязательств Украины в рамках договора об учреждении Энергетического сообщества и Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. «Законопроект призван урегулировать ключевые вопросы развития энергоэффективности и осовременить подходы к ним, поскольку действующий сегодня закон об энергосбережении принят еще в 1994 году», — сказал он. Парламентарии приняли законопроект № 4507 в первом чтении.

Также в первом чтении поддержаны законопроекты: о внесении изменений в закон о Кабинете Министров, согласно которым из этого документа предлагается изъять упоминание о Специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации (№ 3757); о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об отмене маркировки контрольными марками экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных, № 3474); о внесении изменения в статью 7 Закона «Об автомобильном транспорте» (№ 4376); о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (об устранении разногласий и уточнении определения лизинговой (арендной) операции, № 3601); о внесении изменений в Закон «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» (о представлении иностранцами и лицами без гражданства биометрических данных для оформления виз, № 3630); о внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» в связи с введением учета трудовой деятельности работника в электронной форме (№ 3624).

По результатам рассмотрения в первом чтении отклонены законопроекты об обращении гражданского огнестрельного оружия и боеприпасов к нему
(№ 4335 и № 4335-1), которыми предлагалось урегулировать отношения в этой непростой сфере, и связанный с ними законопроект о внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс.

Председательствующий сообщил о создании межфракционного депутатского объединения «Дубина — слуга украинского народа», руководителем которого избран Александр Дубинский.

С днем рождения поздравляли народного депутата Валерия Зуба.