Ныне он один из лучших украинских контрабасистов. Александр рассказал, как простой сельский парень сумел достичь наивысших вершин в этой сфере:

— Родился в 1969-м в селе Белятичи Сарненского района. Но когда мне исполнилось три года, семья переехала в Орвяницу Дубровицкого района, где и прошли лучшие, наполненные приключениями, школьные годы. В семье нас четыре брата. Были мы все активными, спортивными. Как и все ребята, любили футбол, рыбалку, лыжи, коньки, баловались в меру. Но больше всего нравилось, когда по вечерам, как только домашние хлопоты оставались позади, отец брал в руки какой-то музыкальный инструмент — и рождалась каждый раз новая мелодия или песня. Лично мне это казалось магией. Когда немного подрос, сам брал в руки бубен или барабан, чтобы подыгрывать в такт папе.

В пятом классе я захотел поступить в музыкальную школу. Отец поддержал такое мое решение. Так я оказался в классе духовых инструментов. А после этого вопрос, кем я хочу быть в будущем, не стоял. Уже тогда вместе с папой мы играли на сельских свадьбах, всяческих смотрах художественной самодеятельности. Наша троистая музыка была в тот период чрезвычайно популярна, — вспоминает Александр Подик.

После восьми классов поступил в Ривненское музыкальное училище, но пришлось переквалифицироваться на струнно-смычковые инструменты. Тогда Александр впервые взял в руки контрабас.

— Чем больше я овладевал контрабасом, тем сильнее хотелось быть одним из лучших исполнителей. Поэтому музыкальное училище окончил довольно успешно и без проблем поступил в Одесскую консерваторию, — рассказывает Александр. — Еще студентом работал в симфоническом оркестре Одесской филармонии. Это были прекрасные годы юношества, когда казалось, что весь мир — у твоих ног, и хотелось создавать что-то новое. Кстати, именно там, в Одессе, впервые попробовал ремонтировать инструменты. После окончания консерватории получил приглашение в Национальный симфонический оркестр. Это, конечно, было очень престижно, хотя финансово такой профессиональный взлет мало подкреплялся. Впрочем, девяностые внесли свои коррективы и в мое карьерное развитие. Снимать квартиру в столице было довольно накладно, поэтому вернулся к родным истокам. Некоторое время работал в Ривненской филармонии.

Восемь последних лет я — артист камерного оркестра Национальной филармонии Украины. Был в моей биографии еще и опыт международного сотрудничества — немного выступал в составе австро-украинского симфонического оркестра «Дакапо». Где бы ни работал, много гастролировал.

Александр отметил, что музыка объединяет людей даже больше, чем дипломатия. Жалеет только, что не так часто, как хотелось бы, бывает в своем родном селе Орвяница. С большой теплотой Александр Подик вспоминает отца Петра Николаевича, которого считает еще и своим наставником:

— Хоть он не имел специального музыкального образования и всеми музыкальными инструментами овладел практически своими силами, все же был наделен природным чувством музыки. Поэтому сложнейшие мотивы улавливал на слух, и если какая-то мелодия ему нравилась, то мог ее запросто повторить, «перенять», как он сам говорил. У него был такой дар от Бога. А еще собственный музыкальный почерк, манера исполнения, свой неповторимый стиль. Со временем, когда я уже стал профессиональным музыкантом, пробовал исполнить папины «коленца» на гармошке, скрипке (у нас дома всегда было много музыкальных инструментов), а вот не мог с точностью повторить. Разный у нас почерк в музыке. С теплом до сих пор вспоминаю также своего наставника из Дубровицкой музыкальной школы Петра Царика...

В семье Александра Подика все творческие. Дочь — танцовщица. Жена очень талантливая и самобытная скрипачка. Работает в Ривненской филармонии. Сыновья также нашли себя в музыке. Старший Александр — уже студент четвертого курса академии имени Глиэра, младший Алексей — на первом. Оба виолончелисты. Такая династия!

Дубровица
Ривненской области.

Фото из домашнего архива А. Подика.