На снимке: Валерия Руликовская (справа) с сестрой Натальей.

Рано или поздно жизнь приводит нас к пониманию, что мир надо воспринимать таким, каким он есть, а не таким, каким хочешь, чтобы он был. Но есть люди такой внутренней силы, что способны преодолеть эту «философию». Они хотят совершенства и красоты — и они создают совершенство и красоту. И это не зависит ни от географии их проживания, ни от размера кошелька, ни от позиции окружения.

Для Валерии РУЛИКОВСКОЙ из Попельни источником такой силы стало вышивание. Менялась мода, приходили и уходили кримплены, штампованные пальмочки на рубашках, пластиковые украшения на стенах... А потом мы рассмотрели в престижных зарубежных журналах, что в Европе ценятся вышитые платья! А телевизор показал, что некоторые девушки на тамошних пляжах сидят с пяльцями... Для многих это стало и эстетическим, и этическим открытием: оказывается, вышивка — это не «село». Для некоторых это открыло и новые возможности заработать.

Валерии те спады и подъемы не касались — вышивала всегда: в школьные годы, учась в академии, возглавляя одну из районных служб. И нужно отметить, что жизнь никогда не дарила для этого много времени. Точнее,  она всегда подталкивала эту женщину в зону высокого давления: должность мужа, которая просвечивала рентгеном не только его, но и всю семью, воспитание детей, заботы о здоровье родных, нынешние фермерские хлопоты... Но вышивание крестиком оставалось непременным ее спутником.

Нынешние работы, конечно, не сравнить с сохраненным перкалевым кусочком ее детской вышивки. Мало назвать их совершенными. Потому что создание таких полотен требует не только механических навыков, но и эмоционального интеллекта. Ее картины живые, они дышат, они общаются с нами. Непроизвольно радуешься ясному морозному дню с картины «Зимние впечатления»... А в «Натюрморте с розами» — цветение, природная грация каждого лепестка... Филигранные переходы от одного оттенка к следующему едва ли не самые сложные в монохромной вышивке. Тридцать тонов серого вышивальщица безупречно совместила в 44 тысячах крестиков «Белого натюрморта»!..

Выбор темы новой работы — это всегда внутренняя история. Последние полтора года Валерия посвятила «Феодоре» (по одноименной картине Луи Пизани). Разве на портрете — императрица, гордая византийская повелительница? Нет, это женщина, красивая прежде всего внутренним спокойным достоинством. А ее взгляд будто направлен в глубину своей, а также вашей души. Как это похоже на натуру Валерии Васильевны! Не потому ли этот женский образ из далекого VI века так получился у вышивальщицы с помощью нашего украинского косого крестика.

Безупречный вкус, рожденный десятилетиями верного служения творческому делу, не сразу, но оценили дети. Радуются и находят надлежащее место подаренным ею вышивкам. Побывали работы Валерии Руликовской на районных выставках, на празднике «Романовской весны». Киевский мастер, который изготовил рамку для «Феодоры», отметил: работа достойна арт-галереи. И признание, и энергия творения придают мастерице духовной силы и вдохновения на новую красоту.

Житомир.

Фото автора.