Реформа децентрализации передала на места полномочия, финансовый ресурс и имущество. Вместе с тем громады взяли на себя ответственность за обеспечение услугами жителей своих территорий. Ликвидация учреждений культуры, социальной сферы и закрытие школ — это яркий пример безответственности. В Жмеринской громаде сначала хотели закрыть сельские школы, в которые ходят дети, а потом решили ликвидировать Дом культуры.

Народный депутат, глава Винницкой областной организации партии «Слуга народа» Ирина Борзова убеждена, что принятие подобных решений допускать нельзя.

«В Жмеринке единственный на всю громаду Дом культуры оказался под угрозой ликвидации. Раньше он был в районной собственности, сейчас перешел в собственность городской громады. В городском бюджете на его содержание заложили финансирование лишь до 1 мая. Людям, которые там работают, предлагают писать заявления на увольнение по согласию сторон, называя это оптимизацией. При этом сокращение штата провели перед передачей целостного имущественного комплекса на баланс горсовета. Вместе с тем в Доме культуры 15 коллективов художественной самодеятельности, в которых занимаются почти триста участников — дети и молодежь. Вопрос к городскому совету: куда пойдут дети? Кто будет заниматься развитием их творчества?» — интересуется Ирина Борзова.

Народный депутат готовит обращение в Министерство культуры, чтобы не допустить ликвидации учреждения. В свою очередь депутаты Жмеринского городского совета от «Слуги народа» вместе с коллегами из других партий инициировали внеочередную сессию городского совета для выделения средств на содержание Дома культуры в 2021 году.

«Коллектив Дома культуры организовывает культурные мероприятия не только в городе, но и в населенных пунктах, которые присоединились к городской громаде. Его работники знают, как работать с сельскими территориями, знают об их проблемах. Поэтому мы сообща должны решить этот вопрос», — отмечает депутат областного совета от «Слуги народа» Инна Цимбал.

Подобная история в Жмеринской громаде и с сельскими школами. Понятно, когда закрывают школы, где очень мало учеников. Но закрывать учебные заведения, в которые ходят дети, это как минимум нелогично.

«Люди были возмущены и обратились ко мне, как народному депутату, с проблемой закрытия школ. Я побывала во всех трех сельских школах Жмеринской громады, которые городской совет планировал реорганизовать. Речь шла о закрытии учебных заведений в селах Кармалюково и Почапинцы и переводе более двух сотен детей и педработников в село Куриловцы, где 14 детей. Свое решение горсовет аргументировал тем, что в Куриловцах лучше здание школы. При этом в школе Почапинцев 126 учеников, в Кармалюково — 102 ребенка. Там великолепные педагогические коллективы. Эти школы должны быть. Ведь сегодня нет ни достаточного количества школьных автобусов, ни нормальной дороги между селами. Чтобы перевозить более 200 детей ежедневно, необходимо 10 автобусов. Средства в городском бюджете на закупку не предусмотрены», — сообщила народный депутат.

На Виннитчине хотели закрыть сельские школы, а на Прикарпатье успели ликвидировать Долинский дом-интернат «Теплый дом», где воспитываются 31 ребенок-сирота и 16 детей с инвалидностью. Соответствующее решение принял областной совет в феврале 2021 года. Детей «поразбрасывали» по разным заведениям, где нет надлежащих условий.

«В рамках реформы деинституциализации, которую начали в конце 2016 года, интернаты, специализированные школы, детские дома ликвидируют, а необходимых условий для образования детей не создают. После того, как ситуацию начала расследовать Временная следственная комиссия Верховной Рады, руководство облсовета и облгосадминистрация пообещало отменить решение о ликвидации детского дома «Теплый дом». По промежуточным результатам работы ВСК, в «Теплый дом» вернули шестерых детей-сирот, которых посреди учебного года перевели в Залучанский детский дом-интернат. Вместе теперь и братья, которых развели и «разбросали» по разным заведениям.

Когда власть проводит реорганизацию, ликвидирует школы, заведения культуры или социальной сферы, она должна честно ответить на простые вопросы: где окажутся дети, как они будут добираться до учебного заведения, какие у них будут условия? Права детей должны быть защищены», — говорит Ирина Борзова.

Реформы должны способствовать развитию и защищать интересы детей. Местные власти не должны принимать решения, которые нарушают права детей.