Соответствующее решение приняли на заседании Комитета по вопросам образования, науки и инноваций после обсуждения докладов о деятельности фонда.

Привычное для мира грантовое финансирование науки в Украине продвигается не без проблем. Предусмотренный принятым в 2015 году Законом «О научной и научно-технической деятельности» и созданный в 2018-м Национальный фонд исследований Украины (НФИУ) де-факто заработал только в мае 2020 года, когда провел свои первые конкурсы. Об этом напомнил во время заседания комитета руководитель Национального фонда исследований Леонид Яценко. «В прошлом году только благодаря помощи комитета нам удалось обеспечить финансирование в нынешнем году — почти полностью — действующих проектов, которые были начаты в 2020-м», — признал руководитель НФИУ.

«Фонд является инструментом реформирования научной и научно-технической сферы и драйвером введения грантовой системы финансирования научно-исследовательской деятельности в Украине», — подчеркнула во время презентации первых итогов работы НФДУ его исполнительный директор Ольга Полоцкая. Проведение независимой экспертизы проектов она назвала основным достижением фонда. Главный принцип в его деятельности — соблюдение прозрачных процедур отбора и финансирования лучших научных проектов. Подача заявки и документов на участие в конкурсе происходит исключительно через автоматизированную электронную систему. Оценку каждого проекта проводят как минимум три эксперта, для экспертизы проектов с объемом финансирования свыше 2 миллионов гривен обязательно привлекают хотя бы одного зарубежного.

В прошлом году Национальный фонд исследований провел два конкурса — «Наука для безопасности человека и общества» и «Поддержка исследований ведущих и молодых ученых». На первый подали 516 заявок от 228 учреждений. «На экспертную оценку попал 421 проект, — подытожила Ольга Полоцкая. — Победителями выбрали 77 грантополучателей, которые представляли 44 учреждения». Среди них 28 проектов — по направлению «Естественные, технические науки и математика», 23 — «Социальные и гуманитарные науки» и 51 по направлению «Биология, медицина и аграрные науки».

На конкурс «Поддержка исследований ведущих и молодых ученых» подали всего 415 заявок от 178 учреждений. На оценку экспертам попало 316, победителями избрали 141 команду ученых из 69 учреждений. Сотня победителей представляла направление «Естественные, технические науки и математика», 27 — «Биология, медицина и аграрные науки» и 14 — «Социальные и гуманитарные науки».

«Общий запрашиваемый бюджет конкурса «Поддержка исследований ведущих и молодых ученых» — 975 миллионов 126 тысяч 500 гривен, потому что эти проекты большей частью рассчитаны на три года, некоторые на два, — сообщила Ольга Полоцкая. — Общий бюджет конкурса «Наука для безопасности человека и общества», где проекты рассчитаны максимум на два года, — 398 627 226 грн». В 2020 году проекты-победители были профинансированы на 136,9 млн грн и на 118,4 млн грн соответственно. На экспертизу в рамках обоих конкурсов потратили 1 миллион 615 тысяч гривен.

Руководитель Научного комитета Национального совета Украины по вопросам развития науки и технологий Алексей Колежук, который является главой надзорного совета фонда, детально рассказал о проблемных вопросах в законодательном обеспечении работы новой структуры. «Большой блок этих недостатков связан с Законом «О научной и научно-технической деятельности», — подчеркнул он. — В частности, механизм утверждения порядка конкурсного отбора урегулирован только для одного из десяти направлений грантовой поддержки, предусмотренных законом, — речь идет о направлении «Выполнение научных исследований и разработок». Все другие направления поддержки заблокированы: развитие материально-технической базы и исследовательской инфраструктуры, государственные ключевые лаборатории, проекты молодых ученых, мобильность, популяризация науки и т. д... Чтобы их разблокировать, надо внести изменения в закон».

Интересно, что Национальный фонд исследований — не научное учреждение, а потому, в отличие от заведений высшего образования и научных учреждений, не имеет права самостоятельно заключать соглашения о сотрудничестве с иностранными научными обществами. Это поставило под угрозу или, по крайней мере, усложнило проведение билатеральных, общих конкурсов. «Речь идет об успешной практике сотрудничества, которое у нас было, скажем, с немецким фондом, французским, японским и т. д.», — объяснил Алексей Колежук. Ныне единый механизм реализации таких конкурсов, предусмотренный действующей редакцией закона, — это заключение международного договора на государственном уровне с дальнейшей его ратификацией Верховной Радой.

Требует четкого определения в законодательстве и само понятие грантовой поддержки, кроме того, должны быть прописаны особенности договоров о такой поддержке. Не урегулированы надлежащим образом вопросы оплаты труда исполнителей соответствующих научных проектов и многие другие проблемы.

Ряд важных для деятельности фонда положений Закона «О научной и научно-технической деятельности» просто не реализовывается, отметил Алексей Колежук. Не выполнены его заключительные положения о внесении изменений в Налоговый, Бюджетный и Хозяйственный кодексы для обеспечения особого статуса НФИУ. «До сих пор не имплементировано положение ст. 49 Закона «О научной и научно-технической деятельности» о том, что Национальный фонд исследований является главным распорядителем бюджетных средств. Это приводит к определенному трению во взаимодействии с Министерством образования и науки», — признал Алексей Колежук.

Практически все эти проблемные вопросы обсуждали во время комитетских слушаний о состоянии реализации Закона «О научной и научно-технической деятельности» в ноябре 2019 года, отметил во время дискуссии председатель подкомитета по вопросам науки Комитета по вопросам образования, науки и инноваций Валерий Колюх. Соответствующие рекомендации (в частности о статусе фонда как главного распорядителя бюджетных средств) были изложены в решении комитета и поданы в Кабинет Министров. Позже этот вопрос поднимался и на заседании Нацсовета по вопросам науки и технологий, добавил Валерий Колюх, однако воз и ныне там.

По просьбе председателя комитета Сергея Бабака ситуацию с выполнением девяти пунктов рекомендаций комитетских слушаний, которые, в частности, касались разработки проектов законодательных и подзаконных актов, прокомментировала генеральный директор директората науки и инноваций МОН Юлия Безвершенко. Некоторые из этих документов, которые должны были бы разработать в МОН, «при разных правительствах имели разные траектории» и потерялись во властных коридорах. Что же касается статуса главного распорядителя бюджетных средств, то реализовать его мешает сопротивление финансового ведомства. «За тот год, который я в МОН, как минимум пять писем были направлены министерством Минфину по этому вопросу. Позиция Минфина неизменна — главных распорядителей бюджетных средств уже довольно много и новый не нужен, соответствующий статус фонду ничего не даст. Точка», — подытожила Юлия Безвершенко.

Выяснить, почему не выполняется прямая норма закона, народные депутаты надеются во время июньских комитетских слушаний. «Есть предложение в порядке осуществления парламентского контроля заслушать представителей Кабмина и профильных министерств относительно состояния выполнения рекомендаций комитетских слушаний, которые состоялись в ноябре 2019 года, о выполнении Закона «О научной и научно-технической деятельности», — добавил Сергей Бабак. — Кроме того, есть предложение заслушать Национальный фонд исследований относительно проектов нынешнего года: как они продвигаются, как выполняются».