Изначально планировалось, что «свободные зоны» будут способствовать привлечению инвестиций и развитию производства на этих территориях.

Однако затем власть радикально пересмотрела своё отношение к СЭЗ и отменила льготы, которые, собственно, и наполняли смыслом концепцию «свободных зон». В результате СЭЗ «Рени» и «Порто-франко» сохранились лишь формально, почти полностью утратив свою привлекательность для потенциальных инвесторов.

Тем не менее, СЭЗ «Рени» за минувшие 20 лет не только смогла выжить, но и стать площадкой для реализации небольших частных инвестиционных проектов на территории Ренийского порта. И хотя всё это время порт демонстрировал падение объёмов грузоперевалки, субъектам СЭЗ удалось найти собственные грузопотоки. В последние годы ренийские частные портовые операторы суммарно перерабатывают около миллиона тонн грузов в год — в несколько раз больше, чем госпредприятие «Ренийский морской торговый порт» (ГП «РМТП»).

И вот долгое сосуществование СЭЗ и ГП обернулось открытым конфликтом. Он начался после того, как руководство госпредприятия решило существенно повысить для частных фирм расценки на услуги порта и использование портовой инфраструктуры. Это, в свою очередь, вызвало возмущение субъектов СЭЗ. Они утверждают, что находятся в трудном экономическом положении, и для них повышение внутренних портовых тарифов является лишней финансовой нагрузкой.

Посредником в преодолении этих разногласий выступил городской голова Ренийской громады Игорь Плехов, который провёл совещание с участием и. о. директора ГП «РМТП» Максима Игнатенко, начальника Ренийского филиала ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Юрия Кононенко и субъектов СЭЗ «Рени».

Комментируя свою инициативу, Максим Игнатенко заявил, что тарифы на услуги порта увеличились в результате переоценки основных фондов ГП «РМТП».

«С каждым из частных портовых операторов у нас есть несколько договоров. Они регулируют доступ к инфраструктуре, компенсацию земельного налога, использование складов и т. д. Повышение наших тарифов касается лишь открытых складских помещений, поскольку после переоценки их стоимость значительно выросла. И мы привели наши взаимоотношения с субъектами СЭЗ в соответствие с экономически обоснованными расценками. При этом процент повышения тарифов полностью отвечает уровню увеличения стоимости основных фондов. Отмечу, что этому предшествовали две аудиторские проверки деятельности порта, в том числе аудит, проведённый Министерством инфраструктуры. Таким образом, порт сделал сейчас то, что должен был сделать в начале 2020 года. Прежнее руководство порта этого не делало, что привело к убыткам госпредприятия. Порт не пытается выжить за счёт частных компаний, но у нас тоже есть свои экономические интересы и потребности. В конечном итоге мы работаем в рамках законодательства», — заявил руководитель ГП «РМТП».

По словам Максима Игнатенко, если раньше главной проблемой порта было отсутствие грузопотоков, то теперь порт столкнулся с другой трудностью: предприятие не успевает выполнять заявки на грузоперевалку, которые поступили лишь за последние два месяца. То есть среди грузовладельцев есть желающие работать с Ренийским портом. Однако, как признался руководитель ГП, за последние годы и даже десятилетия «у госпредприятия не было никакой маркетинговой политики — она практически отсутствовала».

«Мы активно работаем в этом направлении. Есть обратная связь, есть контакты, есть запросы. Мы даём свои коммерческие предложения, отрабатываем азиатское направление грузопотоков и европейский рынок. Порт пытается привлечь те грузы, которые были у него 10—20 лет назад, и даже те, которые порт ещё не видел», — сказал и. о. директора ГП «РМТП».

Аргументы Максима Игнатенко не убедили представителей субъектов СЭЗ. В частности, директор ООО «Агро-Рени» Николай Кулиш заявил, что расценки порта трудно назвать умеренными: тариф на перевалку грузов увеличился на 60%, тариф за использование складов — в два раза. Значительно поднялась и плата за аренду земли. В свою очередь фирма «Агро-Рени» будет вынуждена также увеличить расценки для своих клиентов, а это снижает конкурентоспособность компании по сравнению с другими дунайскими портами. Таким образом, СЭЗ рискует потерять даже тот небольшой грузопоток, который ещё есть на ренийском направлении.

«Я — гражданин Молдовы и представляю здесь интересы молдавской компании. Но мы заинтересованы в том, чтобы работать в порту Рени. Более того, все субъекты СЭЗ считают себя единым портом. Однако у нас под боком — молдавский порт Джурджулешты и румынский порт Галац. Мы можем просто проиграть им конкуренцию, если тарифная политика ГП станет неблагоприятной для нас. А тарифная политика — очень странная: стоимость использования причала для транзитных грузов — в три раза дешевле, чем подъехать к этому причалу», — подчеркнул Николай Кулиш.

Директор ООО «Рени-Лайн» Пётр Бушняк также не согласился с тем, что внутренние портовые расценки являются приемлемыми для частных портовых операторов. К примеру, арендная плата за использование площадок с твёрдым покрытием повысилась почти в семь раз!

«Фирма «Рени-Лайн» была создана на заре существования СЭЗ. С того момента мы вложили в развитие производства пять миллионов долларов. Но теперь мои учредители очень обеспокоены повышением портовых тарифов. Как известно, прошлый год был неурожайным, и грузопоток зерна почти иссяк. За минувший сезон наша компания переработала в 12 раз меньше зерновых грузов, чем планировала: вместо ожидаемых 200 тысяч тонн — 16 тысяч. То есть наши доходы упали в таком же объёме, а расходы, напротив, увеличиваются. В том числе из-за позиции госпредприятия. Я едва удерживаю работников, чтобы они не разбежались. Хочу призвать руководство порта: не надо нас давить — мы всё равно отсюда никуда не уйдём!» — заявил Пётр Бушняк.

Директор ЧП «Рени-Лес» Юрий Петку прежде всего возмутился тем, что ГП «РМТП» установило цену за использование портовой инфраструктуры в размере 40 центов с каждой переработанной тонны груза. При этом частные операторы платят и за инфраструктуру АМПУ. Такая финансовая нагрузка вынуждает субъектов СЭЗ либо увеличивать тарифы для клиентов, либо сокращать собственную прибыль — и без того минимальную. Но любой из этих вариантов «убивает» частный бизнес в порту.

«Расценки нам подняли посреди маркетингового года. Что нам теперь делать? И вопрос не только в повышении тарифов. Меня, например, интересует экономическое обоснование этих тарифов. Почему порт решил брать именно 40 центов за тонну? Куда пойдут эти деньги? Создаётся впечатление, что ГП просто решает свои финансовые проблемы за счёт частников, не думая о последствиях», — сказал Юрий Петку.

Директор ООО «Укрчем» Василий Михайличенко снова напомнил коллегам о том, что жёсткая тарифная политика порта снижает конкурентоспособность субъектов СЭЗ «Рени» по сравнению с соседними зарубежными портами.

«Из Ренийского порта уже ушли наливные грузы. Наша фирма потеряла грузопоток каменноугольной смолы. Объёмы грузоперевалки постоянно снижаются -клиенты уходят в Измаил и в порты Румынии. А между тем наш ближайший сосед — румынская Тулча — развивается и проводит модернизацию своих портовых мощностей. И со временем наши грузы перехватит ещё и Тулча», — отметил Василий Михайличенко.
Директор ЧП «Транс-Экспо» Юрий Онос акцентировал внимание собравшихся на том, что сегодня порт Рени фактически существует только благодаря зерну из Молдовы — за счёт этого грузопотока живут почти все портовые операторы, включая ГП «РМТП».

«Поэтому партнёров надо уважать! Нужно понимать, что порт полностью от них зависит! Я считаю, что в настоящее время привлечение грузов в украинские порты — это вопрос национальной безопасности всей нашей страны. К примеру, наша компания за короткий период вложила в своё развитие 2,5 миллиона долларов. Учитывая такие инвестиции, перед нами стоит задача сохранить хотя бы тот грузопоток, который есть. Но ситуация очень нестабильна. Если в предыдущие годы фирма «Транс-Экспо» перерабатывала до 400 тысяч тонн грузов, то начиная с 2020 года — лишь 147 тысяч тонн. Тут звучали сравнения ренийских портовых тарифов с расценками в Одесском порту. Как вообще можно сравнивать Рени с Одессой? Это абсолютно разные «весовые категории»! Мы даже с Измаилом рядом не стоим! Хуже того, мы продолжаем катиться вниз. Почему? ГП «РМТП» — такой же портовый оператор, как и все остальные. И он должен научиться работать, а не только ценники нам выставлять. Кроме того, должна быть элементарная справедливость. Сегодня все портовые операторы находятся в одинаковых условиях. Однако горсовет на целый год освободил ГП от налога на землю, тогда как частные компании продолжают его платить. Здесь «пахнет» коррупцией», — заявил Юрий Онос.

Ответить на упрёки субъектов СЭЗ попытался начальник Ренийского филиала АМПУ Юрий Кононенко. По его словам, за последние два года филиал многое сделал для поддержания портовой инфраструктуры в нормальном состоянии — отремонтированы дороги, подъездные железнодорожные пути и т. д. То есть в этом смысле у портовых операторов не должно быть претензий к работе АМПУ.

«К сожалению, мы пока не можем решить более глобальные проблемы. Главная из них — отсутствие украинской железной дороги в Ренийский порт. Без неё очень тяжело привлекать экспортные и импортные грузопотоки, поэтому мы довольствуемся только транзитом. Меня тоже пугает катастрофически низкий уровень грузоперевалки. Я посмотрел статистику и обнаружил, что сейчас объёмы переработки грузов в нашем порту — на уровне 1947—1948 годов. Однако вопрос железной дороги — это не наш уровень. Тут нужна политическая воля на уровне государства. Что касается тарифов на портовые услуги, то они действительно — самые низкие по сравнению с большинством портов Украины. Да, расценки увеличиваются. Но попробуйте прийти в магазин и купить товары по цене трёхгодичной давности. Нельзя просто кричать: «Это дорого!». Давайте проанализируем все экономические и прочие параметры нашей деятельности.

Возможно, мы найдём возможности для сокращения расходов и снижения себестоимости грузоперевалки», -прокомментировал Юрий Кононенко.

К сожалению, стороны конфликта не смогли в полной мере убедить друг друга, и переговоры фактически зашли в тупик. В этой ситуации городской голова Игорь Плехов призвал портовых операторов продолжить поиск оптимального решения вопроса.

Андрей ПОТЫЛИКО, журналист.

Рени
Одесской области.

Фото автора.