Если вчера обычная украинская семья платила за отопление 1000 гривен, то осенью придется раскошелиться на все 1300! Если счет за воду — не так важно, холодную или горячую — составлял 500 гривен, то будет 650 гривен.

Кто сказал, что это предел? Что завтра аппетиты поставщиков услуг, конечно же, «обоснованно» не увеличатся и не удвоятся?!!

Цены неумолимо растут, а тут новое неудобство для потребителей подоспело. Украинские банки получили возможность автоматически списывать со счетов сограждан долги по требованию коммунальных служб, государственных и частных исполнителей.

Эксперты утверждают, что списывать средства в принудительном порядке даже не придется: как только счета заблокируют, должник сам рассчитается с долгами.

Как видим, интересы поставщиков услуг соблюдены, чего не скажешь о потребителях! Они как были беззащитными перед коммунальщиками, стали еще зависимее от произвола поставщиков услуг! Ни для кого не секрет, что часто львиная доля услуг не предоставляется, а если и предоставляется, то не в полном объеме и далеко не всегда надлежащего качества.

Тем не менее, потребителю в большинстве случаев почему-то проще закрыть глаза на вопиющее безобразие и молча — автоматом — платить, поощряя недобросовестных коммунальщиков к новым нарушениям, чем погружаться в судебные тяжбы и споры. Общеизвестно, что коммунальщикам что-то доказать — себе дороже.

Интернет-ресурсы пестрят сообщениями вроде «Греем кастрюли и купаемся»: в Луцке 39 тысяч человек остались без горячей воды». Сегодня Луцк, завтра Чернигов, послезавтра Ривное, Киев. Там авария, тут техобслуживание сетей, профилактические работы. Услуга отсутствует, а счета исправны. Так, якобы услуга предоставлялась.

В Минрегионе между тем говорят, что «решили положить конец холодной воде в кранах под видом горячей, ледяным батареям зимой, разбавленному непонятно чем газу, переполненным мусорным контейнерам возле домов...» А в правительстве даже предлагают компенсировать гражданам деньги за такие некачественные услуги путем пересчета их стоимости!

Постановление Кабмина, мол, «предвидит даже количественные и качественные характеристики предоставления услуг, учитываемых при осуществлении перерасчета их стоимости в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме или ненадлежащего качества...»

Если читатель уже довольно потирает ладони в предвкушении заслуженной мести коммунальщикам за все, советовали бы несколько умерить свой пыл. Ведь сразу же возникает вопрос: как чиновники будут определять качество коммунальных услуг, а самое главное — кто этим будет заниматься.

Председатель Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко отмечает, что сама процедура определения и фиксации некачественной услуги в Украине практически отсутствует.

По его словам, постановление Кабмина реализовать будет невозможно из-за отсутствия механизмов. Сейчас есть только одна структура, куда могут обратиться недовольные граждане, — Госпродпотребслужба. И то, как правило, безрезультатно.

Это ведомство принимает заявления от всех потребителей, а не только от недовольных коммунальными услугами. Сама же процедура подачи заявления в службу настолько сложная, что сначала потребитель должен обратиться к самому поставщику услуги с жалобой. И тем самым попасть в настоящий тупик.

Вот и получается, что потребитель так и остался пока один на один с коммунальщиками. Разговор у них короткий: или плати, или отрежем. И на помощь рассчитывать не приходится...