На этом акцентировали внимание участники слушаний на тему: «Качество учебников и учебных пособий для Новой украинской школы», состоявшихся в Комитете по вопросам образования, науки и инноваций (на снимке).

Уровень существующей учебной литературы вызывает много сетований и среди учителей, и среди родителей. «Условно проблемы качества можно поделить на два типа: одни — те, которые касаются содержания книг, а другие касаются логистики», — отметил во время слушаний председатель Комитета по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак. Требования к качеству учебников планируется определить на законодательном уровне. Как сообщил Сергей Бабак, комитет рекомендовал парламенту принять за основу проект закона № 5465 о внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» относительно усовершенствования научно-методического обеспечения образования и качества учебной литературы.

Его автор народный депутат Украины Инна Совсун коротко рассказала о сути документа. В частности, законопроектом устанавливается перечень принципов, которым должна отвечать литература, используемая в учебном процессе в учебных заведениях. «Среди этих критериев ключевым является принцип научности, — считает Инна Совсун. — Все слышали историю об учебнике по химии со ссылкой на Ассоциацию пенсионеров Украины... Почему это является источником научной информации, для меня осталось загадкой. В учебнике писали о том, что сода может лечить онкологические заболевания». И такие примеры неединичны. По убеждению Инны Совсун, учебники тоже должны отвечать принципу недискриминации по любому признаку. «К величайшему сожалению, эти вещи до сих пор остаются, формируя стереотипные представления как относительно роли мужчины или женщины, так и относительно определенных национальностей», — добавила Инна Совсун и напомнила, что авторы учебников словно не замечают, например, детей с ограниченными возможностями. Чрезвычайно важно, чтобы родители и учителя, которые находят в учебной книге ошибки и неуместности, могли через МОН обжаловать проведенную экспертизу учебника и, если будет доказано, что он не отвечает установленным требованиям, добиться его изъятия из учебного процесса. По словам Инны Совсун, известны случаи, когда учебники, лишенные грифа МОН, продолжают использоваться в школах.

Народный депутат Украины Юлия Гришина причины низкого качества учебников усматривает, в частности, в «экономических проблемах, которые не позволяют обеспечить достойную оплату авторам и рецензентам», и слишком коротком сроке жизни учебной литературы, поскольку «чаще всего мы идем не по пути усовершенствования и исправления ошибок при переиздании, а по пути создания новых изданий, с новыми ошибками и недостатками». Есть претензии и к подзаконным актам, которые, по мнению Юлии Гришиной, стимулируют продуцирование авторами учебников большого количества научных работ, а не повышение их качества.

По словам заместителя министра образования и науки Любомиры Мандзий, учебники проходят целый ряд экспертиз: пять научно-методических, одну психолого-педагогическую, одну дизайнерскую, одну дискриминационную. Однако некачественная литература продолжает появляться в школах. Появление сомнительных учебников в значительной степени объясняется несовершенной процедурой отбора и экспертизы учебной литературы. Интересно, что по усмотрению экспертов авторы подают не весь учебник, а лишь его часть, о чем рассказал во время слушаний директор Института содержания образования Евгений Баженков. «Согласно действующему Порядку конкурсного отбора, авторы подают часть материалов учебника в издательской верстке, а часть — в рукописи, что не позволяет целостно оценить будущее издание, поэтому на этапе оценивания учебников экспертами выявляются не все методические, фактологические и грамматические ошибки и недостоверности», — признал он. Дает о себе знать и «критически малое количество времени, отведенное для подготовки учебников, — сообщил Є. Баженков. — Авторы и издательства физически не успевают их качественно подготовить и отредактировать». Теоретически учебники должны выбирать учителя, но из-за сжатых сроков они тоже не успевают надлежащим образом ознакомиться с кучей предложенной литературы.

Директор Института педагогики НАПН Украины Олег Топузов также усматривает основную причину низкого качества учебной литературы в ее некачественной экспертизе. Среди самых существенных ее недостатков он назвал размытость критериев оценивания учебника и низкую квалификацию самих экспертов. «Помочь ситуации может лишь четко налаженная система сертифицированной подготовки экспертов учебной литературы», — считает он. «Кроме того, абсолютизировать выводы даже наиболее квалифицированных экспертов нельзя без их подкрепления результатами учебы, — отметил Олег Топузов. — Апробация будущего учебника в живом учебном процессе должна стать обязательной составляющей его экспертизы. Сейчас она осуществляется в массовом обучении, что приводит к известным негативным явлениям. Конкурс на создание нового учебника для очередного класса нужно объявлять не за год до его внедрения в образовательную практику, как это имеет место сегодня, а за 2—3 года, чтобы иметь время для полноценной его апробации».

Нынче МОН и Институт модернизации содержания образования в который раз реформируют систему отбора школьных учебников. На суд общественности вынесен проект нового Порядка конкурсного отбора учебников (кроме электронных) и пособий для получателей полного общего среднего образования и педагогических работников. Как заверяют в министерстве, процедура будет прозрачной и открытой. В конкурсе будут принимать участие лишь те учебники, которым дан гриф

«Рекомендовано МОН», то есть процесс осуществления экспертизы такой литературы выводится за пределы конкурса. Экспертизу будут осуществлять члены предметных экспертных комиссий или групп, состав которых будет утверждать и обнародовать МОН. Учебники будут подавать на конкурс не фрагментами, а полностью — в виде оригинал-макетов.

Фото со страницы Елены Лис в Фейсбуке.