Григорий Мамка, Михаил Цимбалюк.

Пленарное заседание 2 июня

Верховная Рада рассмотрела в первом чтении два альтернативных законопроекта «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования вопросов формирования прожиточного минимума и создания предпосылок для его повышения (№№ 3515, 3515-1). Основной законопроект (№ 3515) был подготовлен авторским коллективом, в частности, Галиной Третьяковой, Вадимом Струневичем и Олегом Арсенюком. Авторами альтернативного (№ 3515-1) являются Наталия Королевская и Юрий Солод.

Представляя основной законопроект (№ 3515), председатель Комитета по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов Галина Третьякова отметила, что всего в комитете рассматривалось 15 законопроектов, касающихся прожиточного минимума. Она напомнила, что правительство Гончарука также вносило законопроект № 2720, который, собственно, является частью рассматриваемого проекта.

«Этот законопроект не повышает прожиточный минимум. Он создает принципы для его повышения со следующего года», — подчеркнула она.

Собственно, документ вводит новую методологию расчетов прожиточного минимума, на базе которого устанавливаются основные государственные социальные гарантии и социальные выплаты. Для этого предлагается внести изменения в 46 законодательных актов Украины, которые предусматривают: изменение подходов к установлению размеров должностных окладов в зависимости от минимального размера должностного оклада для работников предприятий, учреждений, заведений и организаций, которые финансируются из бюджета; определение штрафов и денежных взысканий за административные, криминальные и другие правонарушения с привязкой к расчетной единице, которая утверждается законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год; изменение правового регулирования вопросов платы за предоставление административных услуг.

Представляя альтернативный документ, Наталия Королевская, в частности, отметила, что основным законопроектом меняется идеология прожиточного минимума. Он определяется как приемлемый уровень затрат, который позволяет поддерживать достаточный уровень жизни, присущий обществу, а не формируется от нужд (как ныне) для обеспечения нормального функционирования организма человека, сохранения его здоровья. Поэтому «ОПЗЖ» предлагает, чтобы прожиточный минимум составлял набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, ежегодно утвержденный правительством после проведения научно-общественной экспертизы и до начала рассмотрения государственного бюджета.

Кроме того, документ предусматривает: если размер фактического прожиточного минимума на протяжении двух месяцев превысил утвержденный госбюджетом, то правительство должно в 15-дневный срок внести изменения и индексировать прожиточный минимум, подчеркнула среди прочего Н. Королевская, добавив, что проектом предлагается ограничить размер зарплат государственным служащим и работникам топ-менеджмента государственных корпораций.

При обсуждении данного вопроса Михаил Цимбалюк («Батьківщина») акцентировал внимание на том, что тема прожиточного минимума очень непростая и требует дискуссии. Более того, при обсуждении такого вопроса в сессионном зале должны присутствовать Премьер-министр и профильные министры. «Батьківщина», подчеркнул М. Цимбалюк, не будет поддерживать этот законопроект в первом чтении.

По мнению Нины Южаниной («ЕС»), такие системные законопроекты должны писаться правительством, а не комитетом, потому что «документ должен сбалансировать подходы во многих законопроектах, которые привязаны к просчету прожиточного минимума». «ГНЭУ также об этом пишет», — подчеркнула она.

В свою очередь глава фракции «Голос» Ярослав Железняк, выступив за поддержку основного законопроекта, отметил: «То, что он предлагает — это логический шаг, который позволит повышать прожиточный минимум».

В итоге, 253 народных депутата поддержали принятие законопроекта № 3515 за основу.

Среди трех альтернативных законопроектов «О внесении изменений в статью 21 Закона Украины «О лекарственных средствах» относительно запрета продажи лекарственных средств детям» (№№ 5122, 5122-1, 5122-2) народные депутаты также поддержали основной № 5122, который устанавливает запрет на продажу лекарственных средств гражданам, не достигшим 14-летнего возраста. В случае возникновения сомнения относительно возраста покупателя, отпуск лекарственных средств может осуществляться при предъявлении документа, удостоверяющего его возраст.

Верховная Рада также назначила внеочередные выборы сельских и поселковых голов в Кировоградской, Винницкой, Хмельницкой и Черновицкой областях.

В первом чтении и в целом народные депутаты приняли проект закона «О внесении изменений в статью 39 Закона Украины «О защите населения от инфекционных болезней» об урегулировании отдельных вопросов социальной защиты медицинских работников, пострадавших от коронавирусной болезни (COVID-19)» (№ 5415). Законопроектом, по словам председателя Комитета по вопросам здоровья нации, медпомощи и медицинского страхования Михаила Радуцкого, убирается привязка к календарному году и предоставляется возможность получить выплаты тем медикам, которые из-за технической неточности были лишены права на средства от государства.

Кроме того, рассмотрев два альтернативных законопроекта «О внесении изменений в статью 42-4 Кодекса Украины об административных правонарушениях относительно продажи лекарственных средств детям» (№№ 5123, 5123-1), Верховная Рада в первом чтении поддержала альтернативный проект № 5123-1, которым Кодекс об административных правонарушениях дополняется новой статьей 42-5, устанавливающей ответственность за продажу, в т. ч. с использованием информационно-коммуникационных систем дистанционным способом и доставку лекарственных средств малолетним лицам.

За основу был принят также проект закона «О внесении изменений в статью 367 Уголовного кодекса Украины относительно усиления ответственности за служебную халатность, если она вызвала гибель человека» (№ 4634). А среди двух альтернативных проектов «О внесении изменения в раздел X «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «О публичных закупках» об обеспечении возможности закупок лекарственных средств по договорам управляемого доступа» в первом чтении поддержан основной проект № 4662.

За основу народные депутаты проголосовали проекты законов:

«О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования развития цифровой экономики в Украине» (№№ 5376) — 281 «за»;

«Об антидопинговой деятельности в спорте» (№ 5099) — 342 «за»;

«О внесении изменений в Закон Украины «Об образовании» относительно усовершенствования научно-методического обеспечения образования и качества учебной литературы» (№ 5465) — 301 «за».

Во втором чтении и в целом были приняты проекты законов:

«О внесении изменения в статью 2 Закона «О правовом режиме имущества в Вооруженных Силах Украины» (№ 3403) — 315 «за»;

«О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно меценатской деятельности в сфере спорта (№ 3498) — 302 «за».

В начале утреннего заседания народные депутаты выступили с заявлениями и объявлениями. В частности, заместитель Председателя Верховной Рады Елена Кондратюк затронула проект постановления № 5560, об обращении Верховной Рады к международным организациям и правительствам парламентов государств мира о признании режима Лукашенко в Республике Беларусь составляющим угрозу международной безопасности и выразила сожаление по поводу отсутствия документа в повестке дня.

Ирина Борзова, Ольга Саладуха.

Напомнив, что во время Согласительного совета обращалась ко всем руководителям фракций и групп с тем, чтобы проголосовать данный вопрос еще во вторник, она отметила: «Почему-то данное постановление украинского парламента не появилось в повестке дня и сегодня. По моему мнению, это абсолютно недопустимо и неприемлемо. Если мы, как страна, хотим солидарной позиции от европейских государств, должны так же солидаризировано действовать в рамках европейской демократии. Я хочу обратить ваше внимание, что обе палаты Сейма Польши единогласно проголосовали за подобное постановление еще на прошлой неделе. Так где же наша солидарность, где пример Украины?».

«Мы должны не только немедленно проголосовать за данное постановление, но и зафиксировать четкую позицию Верховной Рады в отношении нарушения прав человека в Беларуси. Должны обратиться к Президенту, СНБО с просьбой определить перечень и срочно ввести санкции против конкретных лиц из окружения Лукашенко. А также чиновников, непосредственно причастных к актам государственного терроризма, системного нарушения прав человека, преследования и заключения журналистов и политических оппонентов режима», — добавила заместитель главы парламента, подчеркнув: «Мы обязаны принять новую реальность, в которой режим Лукашенко представляет угрозу национальной безопасности Украины. Нам надо действовать решительно, согласно времени и не бояться говорить слова правды».

Кроме того, Первый заместитель Председателя Верховной Рады Руслан Стефанчук сообщил о создании в парламенте новых межфракционных объединений: «Запорожская инициатива», главой которого избран Геннадий Касай и «За ратификацию Стамбульской конвенции», которое возглавил Александр Мережко.

С днем рождения в этот день поздравляли Илью Киву («ОПЗЖ»), Николая Княжицкого («ЕС») и Игоря Кривошеева («СН»).

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Больше фото здесь.