Во времена Советского Союза действовала мощная пропаганда и четкая идеология: «От каждого — по способностям, каждому — по его потребностям». Государственная машина существовала за счет огромных налогов и сборов. Была создана бюрократизированная машина перераспределения экономических благ от каждого — всем, обезличенно; внедрена система государственных гарантий гражданам в зависимости от их социального статуса. Все это влияло на дальнейший рост налоговой нагрузки на доходы граждан.

Вместе с тем индивидуализм (в хорошем смысле этого слова), ответственность за собственную жизнь и благосостояние не воспитывались, коллективное сознание в большинстве руководило жизнью и взглядами отдельной личности. Жизненные ориентации людей сосредоточивались на служении общему благу громады. Ответственность массово передавалась на усмотрение руководства страны. Такая система предусматривала отсутствие сильных индивидов, которые могли бы влиять на положение вещей в государстве, а следовательно — на свое собственное будущее.

Нынешняя рыночная экономика действует наоборот. Она позволяет каждой отдельной личности реализовать свои таланты и стремления ради благосостояния своей семьи и самореализации. Особенно успешный работодатель дает возможность другим кормильцам — работникам наемного труда — быть ответственным за себя и членов своей семьи, которая от них зависит. Реализация каждого человека дает возможность креативного создания общественного порядка, общего для всех, но с учетом особенностей каждого члена громады.

Вместе с тем переход к рыночной экономике должен был бы предусматривать перезагрузку государственной политики в разных сферах жизни страны, в частности — в снижении налоговой нагрузки, ради развития того или иного государства — участника такого процесса. Уменьшение налоговой нагрузки обусловливает уменьшение общих поступлений в государственный бюджет государства с одновременным ростом доходов каждого отдельного домохозяйства. А следовательно, нагрузка на государственный бюджет, переданная в наследство из советских времен, с высокими ставками налогообложения, нуждается в пересмотре, а политика по социальному обеспечению населения в зависимости от статуса (а не реальной потребности) — переформатировании.

Равная для всех бедность

— В украинском законодательстве нет определения понятия «социальная политика». Считается, что социальная политика — это государственная помощь нуждающимся в поддержке. Вместе с тем социальная политика, согласно академической литературе, — более широкое понятие. Что для вас, Галина Николаевна, социальная политика государства?

— Такое общее отношение к социальной политике имеет историческую основу. Во времена социализма под социальной политикой понимали перераспределение денег единым механизмом внедрения социальной политики. Объясню, что я имею в виду. Добавочную стоимость товаров, которые люди продуцировали и продавали во время существования социалистической платформы — то есть цену труда, у людей забирали. Кроме НДФЛ брались огромные налоги. Во время преподавания в высших учебных заведениях говорили, что товарно-денежных отношений в социализме нет. Поэтому человек не мог в социализме получать высокий доход. Такая система — для всех равная бедность.

Рыночные условия — это время, когда все больше людей становятся богаче, это создание конкурентных принципов и давление на монополистов. В рыночных условиях каждый имеет возможность реализовать свои способности, навыки, знания и т. п. Вместе с тем это не каждому удается. А иногда семьи попадают в сложные жизненные обстоятельства.

Поэтому, если можно так сказать, рыночная социальная политика — это прежде всего максимальная реализация права человека на труд (поддержка микро- и макробизнеса, изменения в Трудовой кодекс). Во-вторых — это возвращение части налогов в домохозяйства для того, чтобы семья как можно лучше распределила средства собственного бюджета. В-третьих — это создание инфраструктуры, дружественной к ребенку и к человеку с частично утраченным функционалом, а уж потом — перераспределение средств государственного бюджета: прежде всего в интересах бедных и тех, кто попал в тяжелые жизненные обстоятельства (согласно 46-й и 48-й статьям Конституции Украины). Так что во время изменения экономической платформы государства должны меняться подходы к социальной политике.

Остановлюсь более детально на четырех составляющих социальной политики в рыночных условиях.

Прежде всего — это Трудовой кодекс. Это решение вопроса помощи молодежи трудоустроиться на первое рабочее место, защита материнства и отцовства во время выполнения трудовой деятельности, вопросы отпусков и дистанционной работы, а также возможности трудовой деятельности в почтенном возрасте и постепенного выхода на пенсию. Так что Трудовой кодекс — это часть социальной политики, которая создает для человека условия и возможности самостоятельно себя обеспечивать и тратить продукт своего труда согласно своим потребностям. Если одним предложением, то это защита права на труд для кормильца.

Вторая часть социальной политики — это дружественная инфраструктура к тем, кто попадает в тяжелые жизненные обстоятельства, или для тех, для кого общество может выделить средства на защиту. В Украине до сих пор нет дружественной инфраструктуры к людям с инвалидностью, например тактильных плиток для незрячих людей для удобства передвижения в общественном пространстве. Хотя в процессе строительства новых объектов такая инфраструктура уже предусмотрена. Например, станция метро «Святошино» в Киеве очень хорошо сделана для людей, передвигающихся на колясках, а также с нарушениями слуха и зрения. В Украине нужно разработать систему специализированного обучения людей с инвалидностью, а потом и систему трудоустройства их на так называемые умные рабочие места, которые также должны быть предусмотрены в определенном количестве на предприятиях всех форм собственности. Нужно сделать так, чтобы человек с инвалидностью мог, по возможности, работать и получать доход своим трудом, равно как и люди, таких инвалидностей не имеющие.

Дружественная инфраструктура должна быть также и к молодой маме/папе с младенцами. Должна быть создана возможность провести гигиеничные процедуры для ребенка, покормить его, поиграть с ним, например, в торговых центрах. Надо создавать детские комнаты, где взрослые могут оставить ребенка и пойти по своим делам.

Третий элемент социальной политики — это Налоговый кодекс, который должен предоставлять преференции кормильцам домохозяйств, содержащим людей, которые своими силами не могут получать доход в рыночных условиях. Например, дети, родители, беременные жены. Государство должно не облагать налогами прожиточный минимум на каждого члена такого домохозяйства или возвращать такой налог главе семьи. Это также социальная политика.
И, в конце концов, перераспределение денег, о котором мы говорили раньше. То есть перераспределение и дотации должны происходить тогда, когда человек не смог реализоваться в рыночных условиях. При этом государство, согласно Конституции Украины, должно помогать гражданам на уровне прожиточного минимума.

Мировая практика состоит в предоставлении помощи человеку, попавшему в сложные жизненные обстоятельства. В нашем законодательстве таких обстоятельств больше, чем в европейском.

Сложные жизненные обстоятельства

— Вы часто оперируете понятием «сложные жизненные обстоятельства». Что имеется в виду?

— Согласно Закону Украины «О социальных услугах», есть 17 базовых социальных услуг. Это и есть сложные жизненные обстоятельства. В Европейской конвенции таких сложных жизненных обстоятельств — 12. Есть страны, которые помогают в 3, 6, 9 обстоятельствах, то есть в том количестве, которое может выдержать государственный бюджет той или иной страны. Например, состояние рождения ребенка защищается почти во всех странах. Когда ребенок появляется в домохозяйстве, он нуждается в финансировании, ведь его нужно кормить, одевать, учить, лечить. Это сложное жизненное обстоятельство. Кормильцу нужно помочь, пока он не найдет возможность компенсировать дополнительные расходы на нового члена семьи. Выход на пенсию — это также сложное жизненное обстоятельство. Оно единственное, которое обеспечивается государствами пожизненно, включая пенсию в связи с потерей здоровья (части функционала нашего тела). Другие сложные жизненные обстоятельства носят в европейской практике временный характер.

Кстати, монетизация государственной помощи не всегда приводит к положительному эффекту. Например, Европа уже поняла, что человек, который по своей натуре является бездомным, не имеет культуры грамотного использования социальной помощи. Поэтому европейцы идут по пути создания социального жилья. Тамошние бездомные могут воспользоваться «ночлежками», поесть в специализированных столовых, получить одежду и гуманитарную помощь.

— Если выстраивать социальную политику в таком формате, расходы государственного бюджета на социальную помощь будут уменьшаться?

— Нет. Государственная помощь может быть иногда даже больше. Дело в другом. Увеличится число граждан, которые станут обеспечивать себя и свои семьи. Ведь кроме материальной поддержки, будут создаваться немонетизированные структуры государственной помощи: качественная помощь человеку в получении дополнительных компетенций, что повысит его конкурентоспособность на рынке труда; помощь в открытии собственного дела домохозяйствами, что создаст условия для хорошего заработка семьи; создание комфортного пространства для людей с инвалидностью, что позволит им быть максимально вовлеченными в общественно-экономическую жизнь громады и т. п.

Я говорю о процессе, который уже происходит. Это процесс сознательного повышения ответственности за собственную жизнь, жизнь своей семьи и общества в целом. Это процесс сознательного создания государства в интересах громады.

Нет денег государства, есть средства, которые платит налогоплательщик

— Вы говорите о традиции перераспределения средств в социальной сфере. Сохраняется ли она и в период деятельности парламента девятого созыва?

— К сожалению, да. Недавно мы сделали очередные расчеты, какую потенциальную нагрузку на государственный бюджет имеют законодательные инициативы разных политических сил в социальной сфере, поступающие на рассмотрение комитета. Чтобы реализовать нормы всех законопроектов, поступавших в комитет в 2019—2020 гг., нужны четыре годовых государственных бюджета страны! Я не говорю, что законодательные инициативы не должны нести за собой финансовую нагрузку на бюджет. Нет. Но эта нагрузка должна быть посильной для страны, иметь в своей основе стратегию, быть экономически обоснованной. Такое решение должно быть ответственным прежде всего перед налогоплательщиками, за счет которых фактически реализуется любая законодательная инициатива. И еще — осмотрительность в возложении налогов на наших детей.

Перераспределение — это отобрать у кого-то и отдать кому-то. Если какая-то фракция хочет перераспределить два триллиона, то она должна забрать эти средства у тех, кто платит налоги. Если при расходной части всего государственного бюджета и сумме 1,3 трлн грн есть намерение перераспределить 2 триллиона, наверное, это не просто популизм. Это попытка повалить бюджетные принципы, заставить власть увеличить расходы и давление на тех, кто платит налоги. Маргарет Тэтчер говорила, что нет денег государства, есть средства, которые платит налогоплательщик.

С самого начала нашей каденции комитет разрабатывал законопроекты, предусматривающие эффективный контроль движения средств в социальной сфере и недопущение злоупотреблений с публичными финансами. Внедрена верификация социальных выплат (сейчас — 7 реестров), которую нужно расширять. Поэтому законодательные инициативы, которые не имеют финансово-экономического обоснования, стратегической цели и созданы исключительно для перераспределения публичных финансов, имеют соответствующее заключение комитета. Это непросто, потому что за годы была создана система обескровления публичных денег. Управление деньгами в социальной сфере происходит не только государством, но и так называемыми саморегулирующими неприбыльными организациями, построенными на неконтролируемой «кооперативной» коллективной безответственности.

Каждый участник боевых действий, лицо с инвалидностью, продавец, пенсионер, молодой человек, который только что получил образование, предприниматель — основа государства. Каждый должен быть активным и ответственным участником своей жизни и жизни государства. Создание благоприятных условий для реализации, профессиональной деятельности каждого человека и каждого производителя товаров и услуг — это создание основы для того, чтобы Украина была успешной и богатой страной. Защищать более слабых и делать более сильными сильных. Все просто.

То, что мы делаем — не популярно, но это единственно возможный путь к успеху

— Какие законопроекты в социальной сфере, соответственно, нужны для движения в только что очерченных вами направлениях? На чем могли бы сконцентрироваться депутаты в своей законотворческой деятельности? Что можно посоветовать?

— Я не могу давать советы субъектам законодательной инициативы. Важно, чтобы каждый народный депутат Украины понимал, что он будет делать в парламенте, имел свою программу действий, и, исходя из своей стратегии, подавал законопроекты. Вместе с тем я сама являюсь таким субъектом. И у меня есть принципы и стратегия. Приходите в мой кабинет. Они всегда перед моими глазами.

Когда анализируешь законопроекты, подающиеся фракциями БЮТ или ОПЗЖ, кажется, что эти политические силы намерены разбалансировать государственный бюджет и подорвать авторитет действующей власти среди населения. Каждая из их законодательных инициатив предусматривает мощные дополнительные расходы из государственного бюджета. Вместе с тем ни разу в своих предложениях народные депутаты оппозиционных сил не давали реальных компенсаторов таких повышений.

Никто из оппозиционных сил не предлагает долгосрочную стратегию развития в социальной сфере. В парламенте лишь регистрируются идеи, которые приводят к увеличению налоговой нагрузки, росту дефицита бюджета и зависимости государства от внешних займов.

Методы, которыми пользуются сейчас оппозиционные силы, — очень жесткие. В цивилизованных странах за такие вещи берется Служба безопасности. Поскольку развал государственного строя, в частности в социальной сфере, — это уже не демократия, это попытка получить власть не избирательным образом. Это преступление против основ национальной безопасности. Такая политика оппозиции имеет признаки государственной измены. Тем более что социальная политика и пенсионное обеспечение — часть национальной безопасности.

Люди Украины сделали свой выбор на пять лет, предоставили власть определенной политической силе и Президенту. Если мы живем в демократическом государстве, пожалуйста, дайте возможность политическому монобольшинству реализовать то, что оно пообещало и что поддержали люди путем своего голосования на выборах. Наша программа действий — это второй уровень пенсионной системы, реальный прожиточный минимум, необлагаемый налогом минимум домохозяйств, честная компенсация за вред жизни и здоровью.

Стратегии, как сделать каждого гражданина сильным, независимым и богатым, у оппозиции нет. Делать такие стратегии — это ломать стереотипы, ломать неработающие и коррупционные схемы. Это непопулярные вещи. Но со временем, когда есть результат таких изменений, люди начинают понимать их смысл и поддерживать. Обычно результат приходит немного позже. То, что делаем мы, иногда непопулярно. Но это единственно возможный путь к успеху и благополучию нас как нации.

Уважать защитника, давать возможность кормильцу содержать семью, приобщать к общественно-активной жизни людей с инвалидностями, продлить социальную активность лиц почтенного возраста, помогать тем, кто оказался в сложных жизненных обстоятельствах, — вот что такое социальная политика.

— На каких принципах развивается в Украине социальная политика?

— Мы идем по пути, о котором я уже сказала. Скажу, что мы имеем по факту и с чем ведем большую и очень сложную борьбу. Мы получили страну, в которой институционные принципы, в том числе и социальной политики, не были развиты. И когда ты получаешь страну в таком состоянии, когда есть тот, кто привык получать определенные выплаты, независимо от того, он нуждается или нет, когда есть большое количество преступников в социальной сфере, которых не верифицировали и к которым нет никаких средств не только контроля, но и наказаний, очень важно внедрять какие-то изменения. Мы должны криминализировать преступления с публичными финансами, ввести высокую ответственность за незаконное пользование средствами государственного бюджета, который формируется среди прочего за счет населения.

Мы должны выстроить систему, когда государство помогает человеку в сложных жизненных обстоятельствах. Люди должны понять и привыкнуть, что такая помощь должна быть не пожизненной, а временной, кроме пенсий. И я объясню, почему.

У нас 116 тех или иных социальных льгот согласно тому или иному социальному статусу. Огромная сумма государственного бюджета закладывается из года в год на их покрытие — ныне это почти 700 миллиардов гривен. Для сравнения, это больше половины бюджета. Если добавить расходы на образование и здравоохранение, то это почти 1 трлн грн. Напомню, что расходная часть государственного бюджета составляет 1,3 трлн грн в год. Ни одна, даже очень богатая страна, не закладывает расходы на защиту социально-экономических прав в таких пропорциях. Причем помощь для самого человека не такая ощутимая, как это якобы предусматривает общая величина государственных расходов. Вместе с тем большинство получателей социальных выплат имеют собственный доход, который намного превышает реальный прожиточный минимум. Это показывает верификация социальных выплат. Государство должно обеспечить прожиточный минимум (согласно 48-й статье Конституции Украины). Каждый гражданин обязан быть ответственным за собственное благосостояние. Государство должно помочь тем, кто в этом нуждается и не может своими силами решить сложные жизненные обстоятельства.

Когда мы почти все средства тратим на помощь тем, для кого государственная помощь не является единственным источником существования, тем, у кого собственных достатков намного больше, чем такая помощь, мы не можем провести мощные реформы в стране, которые бы обеспечили нам экономический рост, благосостояние и безопасность. Поскольку на это просто не хватает средств в бюджете.

Именно потому мы должны понять, кто получает помощь от государства, не имея на это никакого морального права, и перенаправить средства адресно — тем, кто в них нуждается. Кстати, об адресности говорили все предыдущие правительства...

Нельзя быть безработным 3—5—7 лет. Государство должно помочь найти работу, а человек должен как можно быстрее начать снова обеспечивать себя и свою семью своими силами. Если нет для человека рабочего места — есть возможность переквалифицироваться. Государство не может пожизненно содержать всех. Дело государства — помочь тем, кто попал в сложные жизненные обстоятельства. Такая философия должна быть сформирована. Это философия сильных и ответственных личностей. Почет тем, кто трудится и платит налоги, а не тем, кто не хочет даже шага сделать, чтобы приспособиться к рыночным условиям.

Нужны качественные изменения

— Сколько Украина способна и сколько объективно нужно закладывать в бюджет средств на социальную помощь? Какова практика в Европе в этом вопросе?

— Сперва скажу, что каждый отвечает за себя сам. Государство должно помогать лишь во времена сложных жизненных обстоятельств. Сейчас мы перераспределяем 46% населения средства, которые платят остальные 54% населения — налогоплательщики. А в некоторых местных громадах процент достигает 90%. Ни в одном европейском государстве нет такой политики дестимуляции белых налогоплательщиков. Перераспределяют для защиты 10%, чтобы защитить тех, кому действительно нужна поддержка, но не 40% и не 60%. Мы тратим колоссальную сумму на социальную политику ежегодно. Равно как мы тратим почти 520 млрд грн на пенсионное обеспечение, уровень которого оставляет желать лучшего. Государство должно создать правила игры для реализации 90% граждан по-другому.

— Галина Николаевна, вы говорите о том, что нужны качественные изменения в социальной сфере. Насколько известно, в Министерстве социальной политики существуют 25 программ. Неужели такого количества недостаточно?

— 25 социальных программ — это не недостаточно, это много. Невозможно качественно реализовать за год 25 общегосударственных программ развития социальной сферы. Ведь каждая программа нуждается в значительном финансировании из государственного бюджета, а также эффективном контроле в части качества реализации каждой из них. Сейчас реализация программ в социальной сфере происходит не в полную силу, на сколько хватает средств и рабочего времени министра — для контроля этих программ.

Чтобы эффективно реализовать политику в социальной сфере, нужно сфокусировать внимание на небольшом количестве таких программ. Объективно их должно быть не более пяти на один бюджетный год. На каждую конкретную программу по решению конкретной проблемы нужно концентрировать ресурс публичных средств.

Например, инклюзия людей с инвалидностью в общественное пространство. Для того, чтобы ее решить, нужно существенную часть средств, которые перераспределяет Министерство социальной политики (а это 311 миллиардов гривен), сконцентрировать в одном году на соответствующую национальную программу. Не успели реализовать за год — продлили срок еще на один. И закрыли качественный, доведенный до конца государственный проект.

Потом открывается новая программа. Например, предоставляем низкопроцентные кредиты участникам боевых действий на открытие собственного бизнеса. При этом предлагаем ему на выбор действенные бизнес-решения. Эта программа поможет людям, защищавшим границы, качественно адаптироваться в денежных отношениях после возвращения с войны. Например, открытие фирмы по производству хлебобулочных или других изделий, пошиву одежды и т. п. Уже давно государство должно было создать условия для реализации крафтовых, украинских продуктов как минимум внутри страны. Например, организовывать постоянные муниципальные ярмарки, поддерживая собственного производителя и украинский продукт. Это был бы уже другой уровень культуры и красоты нашей жизни.

Я мечтаю, чтобы каждый человек Украины рождался в богатых семьях, учился тому, что ему нравится и удается, получал профессиональную квалификацию, умел продать свои «скиллсы», обеспечить себя и свои потребности, и не только материальные. Чтобы каждый ощущал собственное высокое достоинство и свободу, был верен высоким идеалам и ценностям. Мечтаю, чтобы каждый человек с рождения ощущал ответственность и свободу творить свою и национальную действительность. Это новый архетип нации.

Беседу вела Елена ПЕРЕПЕЛИЦА.

Фото с сайта Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и защите прав ветеранов.