1 июня весь цивилизованный мир «отмечал» и «праздновал» Международный день защиты детей! Традиционно в этот день во всех регионах Украины проходят различные мероприятия, соревнования, розыгрыши, викторины, конкурсы и т. п.

Детям вообще нравится интересно проводить время, вместе со своими родителями и другими детьми. И мы, взрослые, должны создавать для них такие возможности. Это очень правильно и прекрасно!

Но в этот день мы, политики и государственные служащие, должны свое рабочее время посвящать не только встречам с детьми, участию в концертах детских творческих коллективов, перерезанию ленточек на новой детской площадке или другим приятным мероприятиям. Потому как этот день не является «днем детского смеха», «днем детской радости» или «детского счастья»... Это в первую очередь день защиты детей! В свое время, в далеком 1950 году, ООН поддержала инициативу активной общественности по празднованию ежегодно, 1 июня, Международного дня защиты детей, а также объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности. А еще каждый год, 25 мая, весь мир «отмечает» Международный день пропавших без вести детей, а 4 мая — Международный день противодействия буллингу, заостряя внимание и общественности, и должностных лиц органов власти к этим проблемам...

Поэтому, по моему мнению, особенно в эти дни все те, кто наделен хоть какими-то полномочиями власти в нашем государстве, занимает ключевые государственные должности и способен принимать важные политические решения в интересах детей, должен сделать «аудит» своих возможностей и направлений своей работы и посмотреть, что происходит с вопросом безопасности детей в сфере их ответственности. Возможно, провести в своих «кабинетах власти» специально посвященные этому вопросу совещания, семинары, посетить учебные заведения и пообщаться не с администрацией школы, а с детьми, и расспросить об их пожеланиях и потребностях, или посетить детские больницы и глубже понять проблемы детских пациентов и их родителей, или побывать в детских домах, чтобы понять нужды детей-сирот или детей, лишенных родительской опеки, и т. п.

После недавних жутких событий в казанской школе, где погибли семеро детей и двое учителей, все начали (сознательно или бессознательно) думать над вопросом безопасности наших детей в украинских школах. Действительно, расстрел учеников и учителей в школе — это ужасная трагедия для родителей и в целом для человечества... Это означает, что мы, взрослые, где-то не дорабатываем или что-то делаем не так. Это означает, что система образования и воспитания дает сбой, если ученик/ученица начинает задумывать такую жесткую расправу над своими учителями и одноклассниками... Тяжело сознавать, что даже в школе дети не всегда могут рассчитывать на безопасное образовательное пространство.

Но, кроме того, что мы сочувствуем родным погибших детей, мы, взрослые (политики, государственные служащие, педагоги, ученые, родители), должны каждую смерть или каждую травму ребенка, ученика/ученицы подвергать основательному анализу, строить правильные заключения и совершать конкретные действия, чтобы уменьшать страдания и потери в будущем, ведь каждая жизнь, каждый человек является наивысшей ценностью для родных, для общества, для государства и в целом для человечества.

Нам становится жутко от расстрела детей в школе... Но нам также должно быть жутко читать о таких, существующих в Украине явлениях, как «социальное сиротство», «детская беспризорность», «детская безнадзорность и попрошайничество», «детская преступность», «торговля детьми», «детская проституция», «сексуальная эксплуатация ребенка», «детская порнография», «детская наркомания», «детская лудомания», «детский алкоголизм», «детские аборты», «детские самоубийства» и т. п. И это, очевидно, не полный перечень «детских» проблем, в существовании которых безапелляционно виновны все мы, взрослые (ну не дети же, правда?), и над ликвидацией которых мы должны работать ежедневно. И не следует здесь приводить статистические данные по каждому из этих негативных явлений. Только факт их наличия должен вызвать шок у любого нормального человека. И об этих явлениях не нужно говорить в цифрах сухой статистики — «200», «300» или «1000», а исключительно через глаза и ощущения КАЖДОГО ребенка, который «проживает» ту или иную ситуацию! Попробуйте себя (или своего ребенка) представить на месте того ребенка, который попадает в одно из вышеперечисленных обстоятельств и прожить или пережить соответствующие события или действия, которые совершают в отношении него взрослые... Поэтому у нас не должно быть «чужих» детей, судьба которых не интересна обществу. Эти явления — последствия «болезней» и безответственности всего «взрослого» населения Украины, «захватывая» ни в чем не виновных детей и навсегда забирая у них их счастливое и радостное детство, а у кого-то — жизнь или здоровье. Потери же общества в связи со смертью или увечьем ребенка, утраченным достоинством, сломанной психикой и т. п. мы вообще не привыкли оценивать и считать, как это уже давно делают другие страны... К сожалению, мы никогда не узнаем и о тех научных открытиях для всего человечества, которые могли бы сделать те или иные дети/люди, которые рано ушли из этого мира или навсегда потеряли свое физическое или психическое здоровье... К сожалению, мы также не привыкли прокладывать и анализировать прямые причинно-следственные связи между нашими действиями, бездеятельностью или равнодушием к «детским» проблемам и теми последствиями, которые мы все «пожинаем» от рук этих «вчерашних» детей, для решения проблем и страданий которых мы не нашли достаточно времени или желания.

Следует также всем нам постоянно помнить, что если мы не искореняем эти негативные «детские» явления из жизни украинского общества, не побуждаем всех и каждого думать о последствиях своих действий или бездеятельности, не приучаем к ответственному выполнению своей трудовой функции, то рано или поздно потенциальной жертвой этих обстоятельств может стать наш собственный ребенок, внук/внучка, племянник/племянница, крестник/крестница, жена, брат, родители и т. п.

Я веду к тому, что наша безопасность и безопасность наших детей — в школе, дома, на улице, стадионе, на дороге, в кафе, театре и т. п. — это наша общая задача и наша общая ответственность! И если полицейский не применил предоставленную ему власть к водителю в состоянии алкогольного опьянения, то он должен быть сознательно готов, что «завтра» этот же или такой же водитель может сбить его близких. Если кто-то нарушает технологию строительства, а кто-то закрывает на это глаза, подписывая акты приема-передачи выполненных работ или разрешение на эксплуатацию здания, то они должны быть готовы к травмам или смерти своих детей, внуков, племянников, крестников под завалами этого здания или чего-нибудь другого, что имеет способность упасть. Давайте еще порассуждаем глубже на примере казанской трагедии (хотя это только пример). Мы ведь не знаем, пострадали ли в этой ужасной трагедии дети учителей, которые возможно проявляли равнодушие к проблемам этого подростка-убийцы, или возможно сами и были подстрекателями к травле, или несправедливо и необъективно оценивали результаты его учебы... Мы не знаем, был ли (или потенциально мог быть) среди пострадавших детей ребенок врача-психиатра, который/которая выдал/ла сертификат о психическом здоровье, или ребенок других должностных лиц, которые очевидно должны были внимательнее отнестись к выполнению своих должностных обязанностей (я не утверждаю, а предполагаю, что при более внимательном отношении взрослых к детям, к их проблемам и нуждам, и отношении детей друг к другу можно было бы своевременно выявить проблему и предотвратить смерть ни в чем не повинных детей).

Убеждена также, что для родителей погибших (или пропавших без вести) детей нет особого значения, где и как погиб их ребенок — или будучи убитым в школе, или возле школы, или не дойдя до школы или со школы, или в пожаре (напомню, что в 2019 году во время пожара в Одесском колледже погибли 16 (!) человек и пострадали 32), или от отравления пищевыми продуктами или лекарствами, или во время ДТП (168 детей погибли только в 2020 году1), или от собственных рук...

Для любых родителей сам факт потери ребенка является огромной трагедией, для которой нет никаких объяснений и оправданий...

Говорят, что осознание проблемы — это первый шаг к ее решению. Думаю, что мы должны осознать тот факт, что наши дети, к сожалению, не живут сегодня в безопасной среде и что образовательная среда во многих учебных заведениях, также к сожалению, не является достаточно безопасной2. И вопрос психического насилия является не менее важным, чем вопрос физического насилия, поскольку последствия могут быть еще тяжелее и не только для ребенка, в отношении которого совершается буллинг (травля).

На рабочих группах по разработке тех или иных законопроектов мы стараемся побуждать себя и всех членов рабочих групп к проактивной позиции. Если вы отрицаете или говорите, что что-то не так, то предложите вариант решения этой проблемы. Поэтому, заостряя проблемы безопасности детей в нашей стране, я со своей стороны также должна предлагать варианты и пути ее решения.

На сегодняшний день у меня следующие мысли и предложения:

1. О безопасности — и детей, и взрослых, и в школе, и на рабочем месте — нужно думать всем. И думать нужно постоянно и системно, а не только в Международный день защиты детей или в моменты «больших потрясений». Мы должны научиться сами, как взрослые, и научить сегодняшних наших получателей образования не только критическому и экологическому, но и безопасному мышлению. Любые наши действия или бездеятельность ВСЕГДА имеют какие-то последствия. Мы должны научиться сами и научить детей думать о последствиях таких наших действий или бездеятельности.

2. Безопасность детей нужно обеспечивать системно в двух направлениях:
первое направление — условно «материальное» — это создание безопасной материальной среды (пожарная безопасность, экологическая безопасность, отсутствие повреждений несущих элементов помещений, в которых находятся дети, физическая безопасность в смысле защиты детей от опасных действий отдельных людей с помощью разных материальных объектов или создания систем предотвращения опасности, обеспечение безопасности пищевых продуктов в столовых и магазинах и т. п.);
второе направление — условно «субъективное» — просветительская, воспитательная работа, направленная на формирование безопасного мышления, на смену поведения детей, людей, на предупреждение возникновения у них преступных умыслов по совершению любых негативных действий.

Очевидно, что государство должно развивать систему безопасности детей и людей по этим двум направлениям одновременно. То есть, с одной стороны мы строим заборы от проникновения кого-то на территорию учебного заведения, нанимаем профессиональных охранников, устанавливаем видеонаблюдение (как, с одной стороны, предохранитель совершения опасных действий, а с другой, как фактор, который помогает быстро выявить преступников и минимизировать последствия преступления), обеспечиваем пожарную безопасность, безопасность пищевых продуктов и безопасность помещений и т. п. А, с другой стороны, мы должны иметь мощную систему воспитания людей, которые не создают и не будут создавать (намеренно или по неосторожности) опасность для других людей. Причем они не будут угрозой не только в школе, но и в магазине, в парке, на стадионе, в театре или кафе, ни днем, ни ночью... Они не будут угрозой не потому, что стоит забор, охранник или видеонаблюдение, а потому, что они воспитаны и научены не причинять боль другим, быть внимательными к остальным и помогать другим. И, по моему мнению, такая «субъективная» система «безопасности» не просто намного мощнее любых мероприятий обеспечения «материальной» безопасности, а является определяющим фактором безопасности в стране, ведь физическая опасность из-за отсутствия пожарной сигнализации, неосторожность обращения с оборудованием или огнем, приобретение и использование в заведениях образования опасных материалов, нарушение технологии строительства и т. п. почти всегда являются результатом и прямым последствием отсутствия у людей, «вчерашних» выпускников учебных заведений, того «безопасного мышления», когда каждый гражданин понимает потенциальные последствия своих действий или бездеятельности для других людей.

Конечно, в условиях ограниченности финансовых ресурсов мы всегда должны так или иначе приоритезировать направления расходования публичных средств. Можно вкладываться в формирование качественного человеческого капитала, в том числе в учителей и преподавателей, которые будут воспитывать следующие поколения и формировать общее безопасное пространство завтрашнего дня, а можно тратить огромные публичные средства на установку различных механических, материальных систем предотвращения опасности и при этом не вкладывать средства в устранение первопричины опасности — возникновение злого умысла на причинение смерти или увечья другим людям.

Таким образом, по моему мнению, общество и государство должны прилагать максимум усилий не столько для того, чтобы исключить реализацию преступного умысла, сколько для того, чтобы предотвратить и исключить ВОЗНИКНОВЕНИЕ такого преступного умысла у конкретно взятого человека, ребенка, подростка.

Поэтому, мне кажется, мы должны усилить внимание к системе образования, способной за все те годы, которые каждый ребенок находится в системе, воспитать, исправить, направить, скорректировать негативные уклоны ребенка или хотя бы направить родителей вместе с ребенком к психологу, если педагоги сами не могут по разным причинам справиться с ребенком, но видят какие-то негативные наклонности.

3. Об обеспечении физической безопасности детей в государстве.

Убеждена в том, что система здравоохранения и система образования имеют в себе мощный и нераскрытый потенциал не только лечить и учить, но и предотвращать совершение над ребенком физического или психического насилия.

Работники этих двух систем — врачи и педагоги — фактически первые «представители» государства, которые могут и должны увидеть отклонения в развитии ребенка, последствия возможного совершения в отношении него насилия, зафиксировать факт непрохождения ребенком систематического медицинского осмотра, отсутствие ребенка в саду или школе и тому подобное. Это первые люди (кроме, конечно, родителей), которые должны «включать» разного рода превентивные меры реагирования государства на обстоятельства, вызывающие подозрение о возможном попадании ребенка в потенциально вредную или опасную для него ситуацию.

Думаю, что если мы хотим существенно повысить уровень безопасности и защищенности наших детей, то на помощь в развитии общенациональной системы безопасности мы должны привлечь современные возможности искусственного интеллекта. Мы можем и должны «видеть» каждого ребенка с момента его рождения и до момента наступления совершеннолетия. До того момента, когда, будучи не ребенком, человек сам способен решать свои вопросы, отвечать за свои поступки или решения.

Согласно нашему законодательству каждый ребенок в течение месяца со дня его рождения должен быть зарегистрирован в органах регистрации актов гражданского состояния, подтверждением чего является получение родителями ребенка свидетельства о рождении ребенка. С этого момента каждый ребенок становится видимым для соответствующих должностных лиц, специальных служб, а также должен становиться видимым для соответствующих медицинских учреждений и с определенного возраста — для соответствующих органов управления в сфере образования.

У нас уже есть утвержденный постановлением правительства от 13 сентября 2017 № 684 Порядок ведения учета детей дошкольного, школьного возраста и учащихся, в котором подробно прописаны механизмы такого учета и своевременного информирования уполномоченных органов о возможных проблемах с детьми в случае непосещения ими учебных заведений. К сожалению, сейчас такой учет детей дошкольного и школьного возраста ведется только в пределах соответствующей административно-территориальной единицы (района, города, района в городе, поселка, села) путем создания соответствующих реестров данных детей. И такие реестры, как правило, не связаны с другими электронным реестрам, которые уже есть в собственности и распоряжении государственных органов, к которым имеют доступ разные государственные органы, уполномоченные на выполнение определенных функций по защите интересов детей.

Очевидно, что сегодня новые возможности цифровизации многих сфер жизнедеятельности общества и искусственного интеллекта позволяют создать общенациональную систему защиты детей, помогать предотвращать совершение разного рода насилия в отношении детей и быстро реагировать в случае, если такое насилие все-таки имело место.

4. Не менее важным аспектом безопасности является то, что современное информационное пространство заполонили разные примеры агрессии — через телевидение (фильмы, новости, даже мультфильмы), через Интернет, через компьютерные игры и тому подобное. Находясь в таком жестком и жестоком информационно-эмоциональном пространстве, практически каждый ребенок волей или неволей, осознанно или неосознанно может следовать примерам разных проявлений агрессивного поведения... Более того, может даже считать такое поведение «нормой» в соответствующей среде. Ученые и психологи, изучавшие массовые расстрелы детей в школах, приходят к выводам об отсутствии каких-либо однозначных общих причин возникновения таких замыслов — в одних случаях это травля (буллинг), в других случаях — нарушение психики (но опять-таки, что стало причиной нарушения психики?), в других ситуациях — желание подражать или даже превзойти аналогичные трагедии, происходившие в других странах или школах. И здесь, очевидно, на каждую причину должны быть приняты адекватные, предупредительные контрмеры. Например, если действительно в аналогичных ужасных трагедиях подтверждается наличие этого желания подражать и превзойти, то, очевидно, нам всем, взрослым, которые не хотят смерти детей, стоит подумать над возможностью минимизации доступа к такой информации наших детей. Дети не должны черпать соответствующую информацию из открытых источников и знать о таких случаях, что, оказывается, можно так поступать, если тебя обидели, и уже есть реальные примеры. Дети должны ценить жизнь — и чужую, и свою! Дети должны быть привлечены к различным формам интересного внешкольного образования, чтобы у них не было ни времени, ни желания кому-то за что-то отомстить или просто планировать какие-либо плохие поступки. И очевидно, что и родители, и особенно профессионалы — педагоги (учителя и преподаватели), психологи — должны быть внимательны и работать над тем, чтобы у детей не возникало агрессии, не возникало желания отомстить кому-либо за что-либо.

Формирование такого социума является самым эффективным способом формирования безопасной среды, и не только образовательной... Следовательно, нужно работать с первопричинами, на опережение; но не путем установления все больших ограничений, камер, профессиональных охранников и т. д., а через воспитательную, педагогическую работу учителей, родителей, одноклассников. Потому что сегодня это произошло в школе, завтра — в университете, колледже, послезавтра — в храме, потом — на свадьбе, в парке, на остановке, на детской площадке и тому подобное. К сожалению, таких примеров много. Мы не выставим везде профессиональных охранников, это просто нереально... Но сегодня трагедия произошла с чьим-то ребенком, а завтра может произойти с твоим. Сегодня твой ребенок причиняет кому-то страдания, и ты как отец/мать на это не обращаешь никакого внимания, а завтра с твоим ребенком расправляются обиженные одноклассники. Поэтому и учителя, и родители должны всегда работать как с теми, кто обижает, так и с теми, кого обижают.

Таким образом, ответы на вопрос о «безопасности» нужно искать не в материальных вещах (хотя это тоже важно), а в первопричинах возникновения опасности. И тратить большие объемы публичных средств необходимо не столько на обустройство материальной безопасности, сколько на существенное повышение заработной платы педагогов, в том числе обучение педагогов в заведениях высшего образования, и заработную плану учителей и преподавателей, которые будут формировать у наших молодых граждан ненасильственную культуру и безопасное мышление.

Кроме природных катаклизмов, которые сложно предотвратить (хотя и в этом направлении ученые работают), все остальные угрозы в подавляющем большинстве случаев идут от человека, который может нести соответствующую угрозу другим людям осознанно или неосознанно, умышленно, по неосторожности или халатности. Иногда бывают несчастные случаи, в которых тоже может быть доля халатности самого человека или стечения обстоятельств, но если глубже посмотреть на определенные истории, то за «стечением обстоятельств» часто стоит человеческая халатность — безответственное и недобросовестное выполнение своих трудовых или гражданских обязанностей: вовремя что-то недосмотрели, не отремонтировали, не перекрыли проход, не оградили и тому подобное. Таких примеров множество. Но таких примеров может быть гораздо меньше, если каждый человек добросовестно и ответственно будет относиться к выполнению своих обязанностей...

И единная в стране централизованная система, способная формировать человеческий капитал нового качества, с новым уровнем добродетели и ответственности, в том числе ответственности за свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье окружающих, — это система образования и науки, в которой каждый человек в нашей стране находится не менее 11 лет (получение полного общего среднего образования), а в среднем обычно 20 лет — с 3 (зачисление в детский сад) до 23 лет (окончание заведения высшего образования).

Можно еще много писать и говорить на тему безопасности наших детей в нашей стране и придумывать новые механизмы обеспечения этой безопасности, но знаю, что и сегодня в Украине на нормативном уровне определено достаточно много различных механизмов и процедур предотвращения вреда детям и создано много государственных структур, уполномоченных заниматься безопасностью и благополучием наших детей.

Но главное, по моему мнению, что мы должны все сделать, — перестать быть равнодушными к «детским» проблемам и поставить вопрос безопасности ребенка в государстве как один из основных приоритетов среди всех вопросов, которыми занимаются органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Счастливое и безопасное детство — это фундамент и обязательная составляющая всестороннего развития ребенка и человека как личности и наивысшей ценности общества, его талантов, интеллектуальных, творческих и физических способностей, формирования ценностей и необходимых для успешной самореализации компетенций, воспитания ответственных граждан, способных к осознанному общественному выбору и направлению своей деятельности на пользу другим людям и обществу, обогащения на этой основе интеллектуального, экономического, творческого, культурного потенциала Украинского народа, повышения образовательного уровня граждан для обеспечения устойчивого развития Украины и ее европейского выбора (преамбула Закона Украины «Об образовании»).

Убеждена, что Украина может и должна стать одной из самых безопасных стран для счастливого детства наших детей!

Ольга КОВАЛЬ, народный депутат Украины, председатель подкомитета по вопросам  профессионально-технического и профессионального предвысшего образования Комитета Верховной Рады Украины по вопросам образования, науки и инноваций.