Хорошо, что архивы не горят и молчат только до поры до времени... Хуже, что месседжи, которые легли в документальные хранилища, адресовались в свое время людям, позиционированным под патриотов и за это одаренным народным доверием на осуществление наивысшей власти, а они оказались и глухими, и слепыми, и фальшивыми... Да и патриотов такие, очевидно, только строили из себя. Ибо как мудро утверждал Григорий Сковорода: не построишь словом, если разрушаешь делом... А разрушенного, а не сделанного столько, что оно, как та гора, мешает украинцам выкатить наконец свой тяжелый камень на равнину с высоким горизонтом вдалеке...

Уже пятнадцать лет назад, если бы они читали этот документ, анализировали и реагировали на него, он сегодня не был бы настолько остро актуальным, а потери для Украины не были бы такими мучительными, иногда и необратимыми... За три пятилетия сменились уже три Президента, вахту несет четвертый... Сменился не один парламент... А где наш информационный воз нынче?.. И где Украина?.. Читайте документ... Июнь 2006-го сквозь призму июня 2021-го... И к тем, кто умеет читать и кому не фальшиво, кто по-сыновьи переживает за Украину: прочитав, давайте задумаемся — это уже послесловие или еще пролог?..

Иван ЧИЖ,
заслуженный журналист Украины, народный депутат Украины второго-третьего созывов, председатель парламентской фракции и Комитета Верховной Рады Украины по вопросам свободы слова и информации, Председатель Госкомтелерадио Украины в 2002—2006 годах.

Президенту Украины Ющенко В.А.

Уважаемый Виктор Андреевич!

В ответ на Ваши критические замечания относительно работы Государственного комитета телевидения и радиовещания Украины считаю своим долгом проинформировать Вас о действительном состоянии информационного пространства Украины, конкретных результатах деятельности Госкомтелерадио за последние полтора года, а также очертить главные проблемы, промедление с решением которых, по моему мнению, может привести к утрате Украиной своего информационного суверенитета.

Считаю, это необходимо сделать еще и потому, что, несмотря на все усилия, мне так и не удалось встретиться с Вами и обсудить актуальные вопросы работы Комитета, пути эффективной реализации государственной информационной политики.

В последнее время Госкомтелерадио неоднократно обращался к Президенту Украины, Верховной Раде Украины, Кабинету Министров Украины, Совету национальной безопасности и обороны Украины относительно необходимости формирования современной модели государственной информационной политики, способной адаптироваться к новым общественным вызовам, связанным с переходом к информационному обществу, обеспечению информационного суверенитета государства. Только в прошлом году соответствующие письма, обращения, информационно-аналитические материалы отсылались в СНБОУ (№ 2309/21/5-1 от 16.05.2005, № 5394 /21/5-1 от 26.10.2005, № 6380/21/5-1 от 13.12.2005); Президенту Украины и Кабинету Министров Украины (№ 504/8/5-1 от 09.02.2005, № 577/8/5-1 от 14.02.2005, № 780/8/5-1 от 01.03.2005, № 796/8/5-1 от 01.03.2005, № 2805/8 /5-1 от 07.06.2005, № 5198/8/5-1 от 14.10.2005, № 5325/8/5-1 от 21.10.2005, № 5540/8/5-1 от 01.11.2005, № 5675 /8/5-1 от 08.11.2005, № 5945/8/5-1 от 21.11.2005, № 6155/8/5-1 от 30.11.2005, № 6573/8/5-1 от 20.12.2005); в Верховную Раду Украины (№ 6574/20/5-1 от 20.12.2005).

Неуклонное соблюдение принципов свободы слова, беспрепятственного доступа граждан к информации, недопущение любых проявлений цензуры и препятствования профессиональной деятельности журналистов — приоритетные направления деятельности Госкомтелерадио, которая осуществляется в постоянном конструктивном диалоге с общественностью.

Нынешнее состояние реализации конституционных положений относительно свободы слова и информационной деятельности обеспечивается развитой нормативно-правовой базой, которая создает необходимые условия для плюрализма мнений. Вместе с тем с целью усовершенствования законодательства, которое нормирует информационную сферу и приведение его в соответствие с требованиями международного права Госкомтелерадио, разработан ряд законопроектов.

В частности, подготовлен проект новой редакции Закона Украины «Об информации», который является базовым в системе информационного законодательства нашей страны. При разработке последнего учтен модельный Закон о свободе информации, разработанный европейскими учреждениями. Законопроект определяет общие правовые основы реализации права каждого на информацию, систему, источники информации и режим доступа к ней, права и обязанности участников информационных отношений, обеспечивает охрану и защиту информации.

Предполагается специальный раздел «Свобода информации. Организация доступа к официальной информации», в котором определены основные принципы доступа к информации, обязанности распорядителей официальной информации, требования к реестрам официальных документов, порядок предоставления доступа к информации на основании запросов и т. п.

Разработан проект Закона Украины «О защите профессиональной деятельности журналистов», закладывающий правовые основы профессиональной деятельности журналистов, устанавливающий соответствующие государственные гарантии. Целью законопроекта является регулирование отношений, которые возникают в связи с профессиональной деятельностью журналистов, определение их прав и обязанностей, правовых и социальных гарантий, установление ответственности за нарушение законодательства о защите профессиональной деятельности журналистов. В законопроекте определяются процедура журналистского расследования, порядок аккредитации журналистов, в том числе зарубежных, гарантии права на профессиональную деятельность иностранных журналистов, правовая основа деятельности журналистов Украины за границей, право на защиту источников информации и т. п.

С целью определения концептуальных принципов формирования и реализации государственной политики в информационной сфере разработана Концепция развития национального информационного пространства. Концепция очерчивает основные направления, основы и принципы развития национального информационного пространства, создание правовых, экономических, организационных, внутренне- и внешнеполитических условий для перехода к информационному обществу. В частности, в проекте Концепции определяются стратегия действий и подходы относительно модернизации информационной инфраструктуры, информационных и телекоммуникационных технологий, эффективного формирования и использования национальных информационных ресурсов, развития основных сегментов информационного пространства (средства массовой информации, новейшие технологии и телерадиоинформационная инфраструктура, издательское, музейное, архивное и библиотечное дела, кинемато-графия, рекламная и выставочная деятельность, информационная безопасность и т. п.).

Необходимо обратить внимание и на отсутствие правового урегулирования функционирования субъектов информационной деятельности в домене «UA» сети Интернет. Наблюдается опасная тенденция распространения недостоверной, искаженной, а иногда откровенно провокационной информации, направленной на дискредитацию отдельных граждан, политических партий, государственных деятелей, представителей деловых кругов. Международная практика показывает, что ведущие страны мира на законодательном уровне нормировали отношения, возникающие при использовании сети Интернет.

Для создания дополнительных механизмов противодействия иностранной информационной экспансии целесообразно было бы пересмотреть действующие нормы законодательства, которые предоставляют право на учреждение печатного средства массовой информации гражданам и юридическим лицам других государств и лицам без гражданства, и согласовать их с нормами, запрещающими учреждение телерадиоорганизаций иностранными юридическими и физическими лицами и лицами без гражданства.

Нормирование указанных вопросов возможно в проекте комплексного Закона Украины «О средствах массовой информации», разработку которого Госкомтелерадио запланировал на 2006 год.

В последнее время усилились разрушительные тенденции в информационном пространстве Украины, которым, к сожалению, в течение последних лет, несмотря на усилия Госкомтелерадио, надлежащего внимания не отводилось.

Происходит эскалация политических и экономических угроз информационной безопасности государства. Фактически Российская Федерация ведет информационную войну против Украины. Об этом свидетельствуют последние события, связанные с так называемым парадом языковых суверенитетов и раздуванием антинатовской истерии в Крыму, на востоке и юге страны. При этом очевидно то, что российским средствам массовой информации отводится ведущая роль в реализации спецопераций по дестабилизации ситуации в нашем государстве.

Несмотря на это, не можем утверждать, что Украинское государство, реализуя информационную политику, надлежащим образом реагирует на внешние и внутренние вызовы. Более того, государство не противодействует эскалации угроз, которые представляют серьезную опасность информационному суверенитету Украины. На этом фоне отдельные политики, имеющие влияние на принятие государственных решений, пытаются ослабить функцию государства по обеспечению информационной безопасности Украины. Очевидны откровенные попытки вытеснения государства из отечественного телерадиоинформационного пространства. Критическим становится дисбаланс между государственным и негосударственным информационными ресурсами, что особенно опасно при условиях: монополизации телерадиоинформационного пространства, экономической и политической зависимости большинства средств массовой информации от олигархических структур.

Крайне угрожающей стала ситуация в сфере обеспечения информационной безопасности в связи с принятием Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании». Так, из Закона «исчезла» норма, которая запрещала создание и деятельность телерадиоорганизаций с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых более 30 процентов иностранных инвестиций. Фактически ликвидирован последний барьер, который мешал окончательной оккупации иностранными структурами информационного пространства Украины.

И это при том, что в течение длительного времени Правительство в рамках переговорного процесса относительно обретения членства в ВТО добивалось от США согласия снять дополнительные требования относительно доступа к украинскому рынку аудиовизуальных услуг. В своем предложении к ГАТС Украина не предложила обязательств по либерализации доступа к рынку и национальному режиму в аудиовизуальном секторе. Это отвечает цели Правительства Украины относительно сохранения способности страны реализовывать самостоятельную культурно-информационную политику, исходя из собственных национальных интересов и обеспечения информационной безопасности (ст. 17 Конституции Украины).

Именно поэтому, по поручению Кабинета Министров Госкомтелерадио разработан проект Закона Украины «О внесении изменения в статью 13 Закона Украины «О телевидении и радиовещании», которым предполагается только увеличение размера части иностранных инвестиций в уставном фонде телерадиоорганизаций с 30 до 35 процентов. На данное время законопроект находится на рассмотрении Верховной Рады.

Кроме того, в новой редакции Закона неоправданно расширены права Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания как единого органа государственного регулирования в сфере телевидения и радиовещания (часть 4, статьи 7 Закона новой редакции). В то же время из действующего законодательства в сфере телевидения и радиовещания изъята норма, которая возлагала на Национальный совет задачи по защите национальной безопасности Украины в информационной сфере.

Обеспечение информационной безопасности Украины требует адекватных действий со стороны власти относительно повышения эффективности управления всеми видами информационных ресурсов и элементами информационно-коммуникативной инфраструктуры, государственной поддержки отечественного информационного производства, рынка информационных технологий, продуктов и услуг.

Такое требование особенно актуализируется на фоне непродуманных попыток усовершенствовать структуру информационного пространства, модернизировать систему взаимоотношений между субъектами информационной деятельности, которые сегодня носят преимущественно декларативный, а иногда и деструктивный, непредсказуемый по результатам характер.

Яркий пример — кампания относительно поспешного создания общественного телерадиовещания. Отдельные проекты фактически соревнуются в намерениях ликвидации одной из основных составляющих национального механизма обеспечения информационной безопасности — системы государственного телерадиовещания, в том числе Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины, других государственных телерадиоорганизаций (их часть в отечественном телерадиоинформационном пространстве составляет всего 3,5 процента).

Очевидно, что государство нуждается в соответствующем медиа-ресурсе для обеспечения публичности власти, надлежащего информационного сопровождения важных государственных социально-экономических и культурных программ, внешнеполитической деятельности, формирования положительного имиджа как среди украинской общественности, так и в глазах мирового сообщества. Пропагандирование новой Украины в мире, распространение информации о ее истории и культурных особенностях, экономическом потенциале и достижениях, перспективах развития является важным инструментом поддержки внутренних политических и экономических реформ, обеспечения достойного места Украины в системе международных отношений.

Мировая практика свидетельствует, что в развитых странах наряду с либерализацией, созданием благоприятных экономических и политических условий для ускоренного развития информационной отрасли усиливаются рычаги влияния государства в информационной сфере. В частности, органы власти выступают едва ли не наибольшими производителями информационного продукта. Например, в США более 60 процентов сведений о деятельности государства продуцируется самим государством, установлены суровые ограничения по выдаче лицензий на иностранное вещание на территории страны. Некоторые государства практикуют формирование закрытых статей госбюджета, средства которых направляются как раз в информационную сферу. Государственный информационный арсенал ведущих стран западной демократии составляет сегодня до 40 процентов и успешно функционирует наряду с общественными и коммерческими средствами массовой информации.

В современном мире именно государства выступают едва ли не наибольшими промоутерами информационного продвижения медиа-структур и компаний на международный рынок. Государству принадлежит ведущая роль гаранта целостности национального информационного пространства. Именно государство определяет нормативные принципы и рамки деятельности зарубежных и международных (трансграничных) субъектов в национальном информационном пространстве, обеспечивает защиту интересов Украины в международных информационных отношениях.

Наличие национальных (государственных) телерадиокомпаний никоим образом не мешает формированию системы общественного телерадиовещания Украины. Найдя соответствующий радиочастотный ресурс, в том числе за счет конверсии частот, привлекая материальный, интеллектуальный и кадровый потенциал государственных телерадиокомпаний, мы в состоянии развивать общественные каналы вещания, не разрушая при этом ведущие государственные телерадиоканалы.

Комитетом подготовлены проекты распоряжений Кабинета Министров Украины «Об одобрении Концепции создания общественного телевидения и радиовещания» и «Об одобрении Концепции целевой Государственной программы развития государственного телевидения и радиовещания на 2006—2009 годы».

Оптимальным вариантом реформирования структуры отечественного телевидения и радиовещания, на наш взгляд, является создание:

а) на базе Национальной телекомпании Украины, Национальной радиокомпании Украины, государственной телерадиокомпании «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание» (УТР) и государственной телерадиокомпании «Культура» системы национального телерадиовещания, которая будет финансироваться частично из государственного бюджета и выполнять функции официальных СМИ — информирование граждан об общественно-политических и других событиях в Украине и за границей, о чрезвычайных событиях и ситуациях, которые представляют угрозу жизни или здоровью населения, распространение официальных сообщений, разъяснение решений органов государственной власти и местного самоуправления;

б) на базе областных (региональных) государственных телерадиокомпаний общенационального канала общественного вещания, с сохранением за телерадиокомпаниями статуса юридических лиц, которые будут финансироваться из государственного и местных бюджетов и создавать, распространять информацию общегосударственного и местного значения с целью удовлетворения общественных информационных потребностей;

в) общенационального канала общественного вещания, использовав при этом ресурсы Национальных теле- и радиокомпаний и специально привлекая для этой цели резервные радиочастоты.

Таким образом, одновременное существование общественного вещания и государственного является не только целесообразным, но и отвечающим мировой практике в сфере аудиовизуальных услуг.

Комитет вместе с областными государственными телерадиокомпаниями продолжает работу по созданию предпосылок для внедрения системы общественного телерадиовещания. На канале УТР осуществляются меры по развитию вестника территориальных громад. В частности, с октября с. г. начат программный блок «Регионы», который в своей сетке вещания содержит лучший видеопродукт, произведенный государственными телерадиокомпаниями. Продолжается работа по организации спутниковой телекоммуникационной сети (региональные телерадиокомпании—центр) с подсистемой управления и обработки/архивации видеоматериалов для технического обеспечения создания на базе областных и региональных государственных телерадио-компаний общенациональных общественных телевизионного и радиоканалов.

Верховная Рада в июле 2005 года приняла Закон Украины «О внесении изменений в статью 12 Закона Украины «О телевидении и радиовещании Украины» (относительно расширения возможностей использования для нужд развития Национальных теле- и радиокомпаний Украины (НТКУ и НРКУ) собственных материально-технических ресурсов и поступлений от хозяйственной деятельности).

Для наполнения телеэфира содержательными передачами высокого художественного качества осуществляются меры по преобразованию государственной телерадиокомпании «Культура» в полноценный культурологический канал. Это вопрос чести новой власти, ведь если мы не позаботимся о развитии культуры украинской нации, то об этом «позаботятся» наши соседи. Кстати, годовой бюджет российской телерадиокомпании «Культура» составляет 200 млн. долл. США. Эту сумму никак не сравнить с сумами, которые выделяются на финансирование отечественного канала «Культура».

С апреля 2005 года ГТРК «Культура» осуществляет спутниковое вещание в открытом режиме на территорию более чем 80 стран мира. Началась ретрансляция сигнала через кабельные сети и эфирное вещание на Украину.

Сейчас телеканал «Культура» в основном использует материалы студии «Укртелефильм», большинство из которых изготовлены еще в советское время. Это колоссальный архив, который сохраняет достояние нашей культуры и истории, музыкального и театрального искусства. Однако реалии времени требуют создания новых циклов телефильмов о духовном и культурном прошлом и настоящем Украины, фильмов исторической тематики, художественных фильмов, сериалов для детей и юношества и т. п.

Пришло время начинать новые информационные проекты, в частности специализированного образовательного, научно-познавательного, детского каналов.

На формирование нового имиджа Украины направлена деятельность Государственной телерадиокомпании «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание» (УТР), осуществляющей вещание объемом 18 часов в сутки на украинском языке (2250 телепередач и фильмов ежемесячно) и распространяющей свой сигнал на 86 стран мира. С начала 2005 года УТР совместно с Государственным предприятием «Укркосмос» осуществляется полноценное Интернет-вещание в реальном времени, которое стало первым положительным опытом решения подобных технико-технологических проблем в Украине. Сейчас Комитет направляет усилия, чтобы в ближайшей перспективе начать вещание на иностранных языках.

Перспективным выглядит расширение использования спутниковой связи для обеспечения телетрансляций. Углубляется сотрудничество с ГП «Укркосмос», другими международными организациями космической связи, как, например, «Интерспутник», с целью выполнения стратегических задач нашего государства относительно покрытия телесигналом территории всех континентов планеты.

«Интерспутник» предложил выделить для украинских государственных телерадиоканалов спутниковый ресурс Atlantic Bird 1, который распространяется на территорию стран Восточной и Западной Европы, восточное побережье США и Канады, Турции, Израиля и других стран. Такая услуга позволит на высоком уровне связи организовать передачу телевизионного сигнала с Украины на все перечисленные территории.

Успешен опыт сотрудничества УТР с ГП «Укркосмос» по внедрению и развитию Интернет-вещания как эффективного механизма для формирования положительного имиджа Украины и обеспечения национальных интересов нашего государства. Пришло время обеспечения ускоренного развития Интернет-узлов, в частности на Азию, Океанию и Австралию, технического дооснащения существующих мощностей, комплектования высокопрофессиональными кадрами, дальнейшего внедрения компьютерных и информационных технологий.

Продолжается реализация системного проекта технического переоснащения областных (региональных) государственных телерадиоорганизаций, что предусматривает комплексную модернизацию аппаратно-студийных комплексов, оснащение их современным цифровым технологическим оборудованием. В 2005 году новое оборудование получили 5 телекомпаний. В 2006 году планируется техническое и технологическое переоснащения еще 4 телерадиокомпаний.
В соответствии с поручением Президента Украины осуществляется комплексное реформирование Укринформа. Постановлением Кабинета Министров Украины от 19.09.05 № 933 «О мерах по реформированию и развитию Украинского национального информационного агентства «Укринформ» на 2005—2007 годы» определены главные направления этой работы. Произойдет структурная перестройка агентства с учетом европейского опыта, прежде всего с широким применением новейших информационно-телекоммуникационных технологий.

За это время сеть зарубежных корпунктов и представительств с государственным обеспечением вырастет до 16, которые будут работать в ведущих европейских странах, а также в США, Китае, Сирии. На полную мощность заработает многофункциональный многоязычный Интернет-портал со свободным и удобным доступом для пользователей всемирной сети к информационным ресурсам агентства, баз данных об Украине и мире. Укринформ, развивая существующий опыт, развернет в сети Интернет круглосуточное радиовещание, будет распространять выпуски собственных оперативных телевизионных новостей и тематических программ.

Нуждается в качественном обновлении информационно-коммуникативный аспект информационной политики. Он предусматривает системное противодействие антиукраинским медиа-операциям и политико-психологическим манипуляциям в информационной сфере. Формирование привлекательного имиджа Украины отечественными и зарубежными масс-медиа требует своевременного обезвреживания контримиджев страны, ее внешней и внутренней политики.

Следует отметить, что из-за слабой интегрированности нашей страны в мировое информационное поле, недостаточную активность и конкурентоспособность информационных структур представление об Украине, нередко крайне обезображенное, формируют не отечественные СМИ, а информационные структуры других стран. Иллюстрацией к сказанному может служить информационная «газовая» война, ситуация, связанная с размещением на территории Украины российского Черноморского флота, медиа-структуры которого весьма часто в искаженном свете дают информацию об Украине и ее власти.

Ведущую же роль в формировании имиджа Украины должны играть отечественные СМИ. Для достижения поставленной цели необходимо создать условия для вхождения субъектов информационного пространства Украины в мировую систему информационного обращения и создания конкурентоспособного национального информационного продукта. Нужно создавать сеть зарубежных корпунктов отечественных СМИ, обеспечивать прямые и обратные информационные потоки. Это — в интересах Украины, которая двигается в Европу. Опоздание с проведением государством соответствующих контрмер может привести к ухудшению репутации государства, что негативно скажется на темпах и качестве социально-экономического развития Украины.

Реализация эффективной внешней политики, в частности формирование положительного имиджа страны, невозможна, на мой взгляд, без наличия специализированного государственного информационного ресурса. Частные и общественные вещатели не в состоянии адекватно реагировать на современные внешнеполитические вызовы. Это одна из основных функций государства.

В этом контексте мощными информационными источниками, работающими на защиту национальных интересов за пределами Украины являются государственная телерадиокомпания «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание», Всемирная служба иновещания Национальной радиокомпании Украины, Украинское национальное информационное агентство «Укринформ». В интересах государства и украинского общества обеспечить подъем деятельности УТР, Украинского радио и Укринформа на новый современный уровень. Для этого необходимо осуществить их комплексное реформирование, трансформирование в современные, независимые по форме и общественные по смыслу и методам контроля деятельности информационные структуры — составляющие мирового и европейского информационного пространства.

Наиглавнейшая задача украинского иновещания — создание имиджа новой Украины. Наша цель — на равных говорить с миром на своем языке, а не в интерпретации наших фактических конкурентов. Для этого необходимо обеспечить целенаправленное и системное распространение объективной информации о процессах, происходящих в Украине и за ее пределами. Специально сориентированное имиджевое освещение социально-экономического положения и развития Украины на современном этапе, на наш взгляд, предусматривает избежание случайных, мелочных тем, негативизма и катастрофизма, крайней полярности оценок в той степени, в которой это откровенно вредит международному реноме Украины.

Другая, качественно новая задача информационных структур, осуществляющих вещание за границу, — консолидация почти 20-миллионной украинской диаспоры, которая в ряде западных стран (США, Канада, Великобритания, Германия, Австралия) имеет значительное проукраинское влияние на государственные учреждения и общественное мнение.

Содействие преодолению географической и политической разобщенности украинской диаспоры и ее группирование вокруг реалий Украины, а также предоставление как можно более широкой информационной помощи многочисленной украинской диаспоре на территории СНГ — два основных направления деятельности в этой сфере. Мы должны выйти на страны, где компактно проживают наши соотечественники, с высококачественным программным продуктом; пропагандировать Украину, ее культуру, историю, современность.

Очевидно, что в Украине существует много проблем в этой сфере. На сегодняшний день еще недостаточно используются возможности для надлежащего информирования как украинской, так и мировой общественности о тех положительных сдвигах в Украине, которые дают основания для уверенности в необратимости нового курса государства.

Постоянное ограничение бюджетных расходов не обеспечивает устойчивого функционирования и развития информационных служб. За годы независимости было много примеров, как наиболее конструктивные программы, в условиях отсутствия финансирования, не были реализованы.

Госкомтелерадио, в пределах своих полномочий, прилагает максимум усилий для удовлетворения информационных нужд общества, гарантирования права на свободу слова и информационную деятельность через всестороннее развитие и защиту национального информационного пространства.

Однако, к сожалению, Комитет не в состоянии эффективно противодействовать негативным явлениям, в частности иностранной информационной экспансии, поскольку не имеет соответствующих полномочий, организационных и финансовых возможностей. Система и объемы финансирования нужд информационной отрасли вообще не выдерживают никакой критики.

Эти проблемы особенно ощутимы на фоне политических спекуляций вокруг попыток преуменьшить значение такого конституционного органа, как Госкомтелерадио, преобразование его фактически в ликвидационную контору, руками которой можно было бы окончательно уничтожить не только государственный сегмент информационной сферы, но и в целом государственную систему изготовления и контроля за реализацией информационной политики, устранить любые предохранители относительно угроз информационной безопасности страны.

Ликвидация в структуре областных государственных администраций управлений по делам печати и информации фактически лишила Госкомтелерадио действенных рычагов влияния на процессы, происходящие в информационной сфере на региональном уровне.

Ситуация обострилась в результате имущественного конфликта, который возник между Госкомтелерадио Украины и Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

Суть конфликта состоит в том, что согласно распоряжению Кабинета Министров Украины от 12.07.2005 № 253-р «О размещении Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания» Комитет должен передать в оперативное управление Нацсовету дом по улице Прорезной, 2, в г. Киеве, в котором размещаются структурные подразделения аппарата Комитета как правопреемника органов исполнительной власти в информационной сфере, занимавшие это здание с 1953 года. Реализация этого решения ставит Госкомтелерадио Украины на грань невозможности выполнения своих функциональных обязанностей. Не исключено, что конфликт спровоцирован с целью отвлечь внимание медиа-общественности от процедуры распределения радиочастотного ресурса государства, который, по мнению многих специалистов, распределяется не с учетом национальных интересов, а из сугубо коммерческих соображений, что нередко приводит к конфликтам между руководством Нацсовета и субъектами информационного пространства.

Следует отметить также, что полномочия по регистрации субъектов информационной деятельности распорошены между тремя ведомствами. Министерство юстиции регистрирует печатные СМИ; Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания — телерадиоорганизации; Государственный комитет телевидения и радиовещания — издателей, изготовителей и распространителей издательской продукции. Подобная ситуация приводит к несогласованию действий органов исполнительной власти и разбалансировке системы контроля в информационной сфере. Для повышения эффективности реализации государственной информационной политики целесообразно было бы передать функции регистрации субъектов информационной деятельности одному органу — Министерству юстиции.

Между тем иностранные медиа-группы, имея значительно больший финансовоэкономический потенциал, практически без препятствий захватывают новые и новые сегменты украинского информационного рынка. Этому способствует неадекватно построенная государственная система регистрации и лицензирования телерадиоорганизаций, которая была механической копией отдельных моделей нескольких европейских стран, но не учитывала реалии и историческое прошлое нашей страны. Вместо применения на начальном этапе развития Украины как независимого суверенного государства системы защиты от иностранной информационной экспансии, широко были открыты двери разным медиа-магнатам, при этом никто не занимался проверкой происхождения иностранных инвестиций.

Как известно, делом лицензирования телерадиокомпаний в нашей стране с 1994 года занимается конституционный постоянно действующий коллегиальный орган — Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Следует отметить, что определение «конституционный» в данном случае довольно условно. Этот вневедомственный лицензирующий орган постепенно превратился в карманную организацию, целиком контролируемую олигархическими группами, которые не заинтересованы в сохранении мощного государственного информационного ресурса.

Только за последних несколько месяцев многим государственным телерадиоорганизациям было безосновательно отказано в праве использования каналов вещания. Так, решениями Национального совета лишены лицензий:

1. Днепропетровская ОГТРК на 23 ТВК мощностью 0,1 кВт в г. Орджоникидзе, кроме этого в пользу ТРК «5-й канал» была отдана мощная частота в г. Кривой Рог, которая по плану приоритетных расчетов была просчитана для областной компании.

2. Запорожская ОГТРК на 38 ТВК мощностью 1 кВт в г. Камыш-Заря; 39 ТВК, Р= 0,1 кВт; 43 ТВК, р= 0,1 кВт в г. Токмак. Следует отметить, что на этих каналах областная компания вела вещание на то время уже на протяжении 3-х месяцев.

3. Кировоградская ОГТРК на 26 ТВК, Р-0,01 кВт в г. Ульяновка; на 36 ТВК, Р=0,01 кВт в г. Александровка; 28 ТВК, Р=0,1 кВт в г. Гайворон.

4. Тернопольская ОГТРК на 43 ТВК, Р=0,1 кВт; 29 ТВК, Р=0,1 кВт в г. Шумск; 51 ТВК, Р=0,1 кВт в г. Кременец (не было технической возможности вести вещание из-за задержки выдачи лицензии на основной телевизионный канал в 
г. Тернополе).

5. Черновицкая ОГТРК на 28 ТВК, Р=0,01кВт в г. Кострижевка; 26 ТВК, Р=0,01 кВт в г. Сторожинец; 25 ТВК, 25 ТВК, Р=0,01 кВт в г. Вижница).

При этом необходимо отметить, что заявки негосударственных вещателей удовлетворялись без учета интересов государства.

На сегодняшний день Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения сдает в аренду передатчики, лицензионно закрепленные за Национальной радиокомпанией Украины, радиовещателям иностранных государств. Присутствие «Голоса России» и радиокомпании «Содружество», которые транслируются Концерном радиовещания, радиосвязи и телевидения, в информационном пространстве Украины как по объемами вещания, так и по мощности сети в несколько раз превышает наличие в эфире программ украинского государственного радиовещания.

Предоставление передатчиков в аренду можно было бы оправдать, если бы прибыли от такой деятельности были направлены на улучшение трансляции государственных программ, в частности, обновление материально-технической базы средств, которые предоставляются государственным телерадиокомпаниям, но, к сожалению, этого не происходит.

Госкомтелерадио крайне обеспокоен потерей радиоинформационного пространства Украины в пользу иностранных государств еще и потому, что технические средства Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения, которые используются для распространения программ иностранных радиостанций, входят в перечень радиопередающих средств, предназначенных для использования при условиях чрезвычайного положения и в особый период, а это может создать определенные проблемы при использовании их по назначению.

В целом из общей радиопередающей мощности 7750 кВт в диапазонах длинных и средних волн (в целом 84 передатчика должны быть задействованы на распространение программ УР-1, УР-2, УР-3) используется всего 750 кВт по существенно сокращенной сеткой вещания, а из 7000 кВт мощностей радиопередатчиков коротких волн, которые должны распространять программы иновещания, используется всего два радиопередатчика по 100 кВт и один передатчик мощностью 1000 кВт (5 ч./сутки).

Для сравнения, в 1993 году, в средневолновом диапазоне на УР-2 работала 31 станция, на УР-3 — 4 станции, то есть практически все население Украины было охвачено государственными радиопрограммами УР-1, УР-2 и частично УР-3.

К тому же коммерческие вещатели активно развивают собственные телерадиосети. На фоне существующих проблем с доведением до потребителей телерадиопродукции государственных телерадиоорганизаций государство рискует утратить любое влияние на информационные процессы.

Не менее сложной остается ситуация в сфере функционирования кабельного телевидения Украины. Часть программ национального производителя в кабельных телесетях составляет около 33 процентов, российских — 23, других иностранных государств — 44 процента. В программные пакеты операторов кабельного телевидения незаконно включаются телеканалы Российской Федерации. Учитывая то, что в недалекой перспективе многоканальные телесети будут доминировать в отечественном информационном пространстве, необходимо усилить контроль со стороны государства за их программным наполнением для предотвращения психологического давления со стороны других стран.

Таким образом, первоочередными задачами власти должны стать активизация усилий относительно ослабления асимметрии в обмене информационными потоками между Украиной и другими странами, усовершенствование механизма объективного и привлекательного представления Украины в мире, осуществление системной, скоординированной и оперативной подготовки и распространение за пределами Украины мультимедийными средствами информации об Украине.

Минюстом совместно с Госкомтелерадио разрабатывается проект Закона Украины «О реформировании государственных и коммунальных печатных средств массовой информации», который будет определять правовые принципы поэтапного разгосударствления печатных СМИ, развития конкуренции в сфере печати и распространения газет и других печатных материалов с учетом соблюдения прав и социальных гарантий работников информационной сферы.

С целью эффективного решения вопроса передачи редакциям в собственность помещений и имущества в процессе разгосударствления коммунальной прессы Комитетом сформирована Медиа-карта коммунальных печатных средств массовой информации. Так, из 734 коммунальных периодических изданий 39 газет основаны областными органами государственной власти, 188 — городскими. Основателями и соучредителями 465 изданий выступают районные государственные администрации, районные советы и трудовые коллективы редакций. Основателями 8 периодических печатных изданий являются поселковые и сельские советы. Собственные помещения имеют лишь 138 редакций, 333 — находятся в помещениях коммунальной собственности, остальные — арендуют помещения. Общая сумма средств, которая предполагалась в 2005 году местными бюджетами разных уровней в поддержку «малой печати» составила около 80 млн. грн.

Анализ свидетельствует, что разгосударствление не может осуществляться без тщательного изучения стартовых возможностей каждой редакции, поиска оптимальных правовых механизмов такой передачи, а также отдельно от общественных преобразований, которые происходят в контексте будущей административно-территориальной реформы. Поспешные же шаги могут лишь навредить делу реформирования медиа-сферы.

Вызывает большую тревогу и нынешнее состояние национального книгоиздания. Украинский книжный рынок оккупирован дешевыми книгами иностранного производства. Из каждых десяти книг, продававшихся в Украине, девять производились в России. «Челночный» бизнес на российской книжной продукции ежегодно вымывает из Украины 80—100 млн. долларов США. В то же время от реализации украинских книг в казну государства поступают мизерные средства: около 40 млн. грн. Для сравнения, в России книгоиздательская отрасль входит в пятерку наиболее прибыльных и бюджетообразующих, наряду, в частности, с нефтегазовой промышленностью.

Хотя необходимо отметить, что ситуация постепенно меняется к лучшему с ведением в действие Закона Украины «О государственной поддержке книгоиздательского дела в Украине». Наблюдается положительная динамика увеличения объемов выпуска книг и брошюр. Однако достигнутые успехи могут быть перечеркнуты, если не будет реализовываться политика государственного протекционизма в книгоиздательской отрасли. Положительные тенденции надо сделать устойчивыми и необратимыми, ведь книга продолжает оставаться лучшей формой существования и сохранения культурного и духовного достояния нации.

Учитывая изложенное, прошу Вас, глубокоуважаемый Виктор Андреевич, рассмотреть вопросы о состоянии информационной сферы страны, определения путей усовершенствования механизмов формирования и реализации национальной информационной политики.

Учитывая особую роль информационной составляющей в системе государственного управления, предлагаю:

1. Главному управлению государственной службы провести комплексное функциональное обследование органов государственной власти, которые образовывают систему информационной безопасности Украины и внести предложения относительно усовершенствования механизмов государственного управления информационной сферой.

2. Принять в установленном порядке меры по расширению функций, увеличению предельной численности работников Госкомтелерадио для выполнения задач по обеспечению информационной безопасности.

3. Принять в установленном порядке в трехмесячный срок меры по восстановлению в структуре облгосадминистраций управлений по делам печати и информации.

4. Службе безопасности Украины, Государственному комитету телевидения и радиовещания подготовить и в двухмесячный срок подать предложения относительно целесообразности введения в штат центральных органов исполнительной власти должностных лиц, к функциональным обязанностям которых будут относиться вопросы обеспечения информационной безопасности.

5. Министерству финансов вместе с соответствующими центральными органами исполнительной власти обеспечить приоритетность финансирования государственных и отраслевых программ информационной сферы и в двухмесячный срок представить предложения относительно начала новых бюджетных программ, в том числе «закрытых».

6. Службе безопасности Украины, Министерству финансов, Государственному комитету телевидения и радиовещания предусматривать ежегодно в закрытой части госбюджета на соответствующий год отдельную статью расходов для обеспечения информационной безопасности Украины.

7. Министерству финансов, Государственному комитету телевидения и радиовещания обеспечить своевременное и в полном объеме финансирование расходов на производство и распространение телерадиопрограмм государственных телерадиокомпаний.

8. Антимонопольному комитету совместно с Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания осуществить в двухмесячный срок проверку соблюдения требований антимонопольного законодательства в информационной сфере.

9. Министерству транспорта и связи совместно с Национальной комиссией по вопросам регулирования связи, Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания осуществить в трехмесячный срок мероприятия по выявлению и устранению нарушений законодательства в сфере использования частотного ресурса, а также рассмотреть вопросы о целесообразности дальнейшего использования технических средств Концерна радиовещания, радиосвязи и телевидения для распространения программ российских радиостанций.

10. Министерству иностранных дел совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти разработать проект государственной программы о формировании положительного международного имиджа Украины путем реализации широкомасштабных проектов с привлечением ведущих отечественных и западных рекламных компаний и лучших консультантов в сфере связей с общественностью.

11. Министерству транспорта и связи, Государственному комитету телевидения и радиовещания внести в двухмесячный срок в установленном порядке законопроекты относительно урегулирования правовых отношений в сфере распространения информации в пределах украинского сегмента сети Интернет и установления ответственности юридических и физических лиц за обнародование недостоверной информации.

12. Государственному комитету телевидения и радиовещания совместно с Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания обеспечить проведение постоянного мониторинга контента электронных и печатных средств массовой информации, а также интернет-изданий с целью выявления и документирования сообщений, содержащих призывы к насильственной смене или свержению конституционного порядка, захвату государственной власти, посягательству на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, а также материалы, направленные на разжигание межнациональных или межконфессионных конфликтов, пропаганду войны, сепаратизма, терроризма и т. п. В случае выявления указанных фактов осуществлять соответствующее реагирование.

13. Государственному комитету телевидения и радиовещания в течение года завершить реализацию системного проекта технического переоснащения областных (региональных) государственных телерадиокомпаний.

14. Государственному комитету телевидения и радиовещания, Министерству транспорта и связи, Совету Министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям принять дополнительные меры относительно развития отделенных региональных телерадиосетей государственных телерадиокомпаний.

16. Государственному комитету телевидения и радиовещания в трехмесячный срок представить предложения относительно дальнейшего развития Национального информационного агентства «Укринформ», государственной телерадиокомпании «Всемирная служба «Украинское телевидение и радиовещание», Всемирной службы иновещания Национальной радиокомпании Украины как эффективных механизмов формирования положительного имиджа страны, противодействия целенаправленным антиукраинским информационным кампаниям.

17. Государственному комитету телевидения и радиовещания подготовить и в трехмесячный срок представить предложения относительно расширения адресной поддержки средств массовой информации, которые последовательно пропагандируют демократические ценности, способствуют утверждению авторитета Украины в мире, развитию украинского языка, культуры, науки и образования, в том числе для открытия и развития корреспондентских пунктов ведущих украинских информационных агентств, теле- и радиокомпаний, печатных средств массовой информации за границей.

18. Государственному комитету телевидения и радиовещания, Совету министров Автономной Республики Крым, Севастопольской городской государственной администрации принять меры относительно минимизации деструктивного влияния российских масс-медиа на информационное пространство Автономной Республики Крым, в частности:

начать закрытые бюджетные программы, направленные на создание 2—3 новых телерадиоорганизаций в Крыму, в т. ч. и в Севастополе, и реализация пилотных проектов по созданию двуязычных периодических печатных изданий, деятельность которых будет направляться на защиту национальных интересов Украины;

изучить вопрос и внести в трехмесячный срок предложения относительно реализации пилотных проектов по созданию двуязычных периодических печатных изданий, деятельность которых будет направляться на защиту национальных интересов Украины;

разработать в трехмесячный срок комплекс мер по расширению информационного присутствия средств массовой информации ВМФ Украины в Автономной Республике Крым, в частности в Севастополе;

принять в трехмесячный срок меры по обеспечению устойчивого приема телерадиопрограмм и передач украинских вещателей в местах дислокации Черноморского флота России.

19. Государственному комитету телевидения и радиовещания совместно с соответствующими центральными органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями принять дополнительные меры относительно обеспечения поддержки национального книгоиздания:

разработать механизм формирования и реализации выпуска книжной продукции по государственному заказу;

разработать и утвердить региональные программы развития книгоиздания, книгораспространеня и модернизации предприятий издательско-полиграфического комплекса;

подготовить и подать предложения относительно государственного регулирования импорта, поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и защиты прав потребителей на рынке печатной продукции в Украине;
передать в сферу управления Госкомтелерадио ГАК «Укриздатполиграфия».

Введение указанных предложений позволит заложить основы системной модели выработки и реализации последовательной, эффективной и понятной гражданам государственной политики в информационной сфере.

С уважением

Председатель Комитета Иван ЧИЖ.

После отправки материала на имя Президента Виктора Ющенко и отсутствия действенной реакции на проблемы, затронутые в документе, Иван Чиж подал в отставку в июне 2006 года, согласно Закону Украины «О государственной службе», ввиду несогласия с такой политикой.