В мероприятии приняли участие народные депутаты первых и нынешнего созывов, ученые и общественные деятели. Его удалось провести благодаря поддержке Верховной Рады, Общественной организации «Академия парламентаризма» и Научной школы отечественного парламентаризма.

Первый конгресс проходил в июне 2019 года также при содействии законодательного органа власти, отметила руководительница кафедры парламентаризма и политического менеджмента Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Валентина Гошовская. Тогда заседание проходило более торжественно — в сессионном зале. Сейчас же пришлось сделать поправку на карантин. «Но, несмотря ни на что, мероприятие будет результативным», — отметила В. Гошовская и поблагодарила всех присутствующих на собрании. В последнее время часто приходится слышать искаженный тезис о принятии Конституции в 1991 году, мол: «Закрыли народных депутатов в зале — и они вынуждены были принять Основной Закон за одну ночь, так что же говорить о его качестве». «Я категорически отрицаю это как участница тех исторических событий, — акцентировала народный депутат второго и третьего созывов. — По оценкам международных экспертов, у нас одна из лучших Конституций в Европе. Другое дело — реализация прекрасных намерений. А по поводу одной ночи, то конфликт между Президентом и парламентом в 1994-м и 1995 году был таким острым, что Верховная Рада оказалась на грани роспуска, и его сдержал только Конституционный договор между Президентом и Верховной Радой. Именно с тех пор заработала Конституционная комиссия с участием народных депутатов, всех фракций и ученых. Они обсуждали тысячи поправок, вели дискуссии, которые доходили до драк в зале». Особым, теплым словом В. Гошовская вспомнила о роли в создании и принятии Конституции Виктора Мусияки и Михаила Сироты, которых уже нет с нами.

Феномен Конституции 1996 года заключается в том, что в отличие от всех предыдущих попыток создать собственные правила игры в собственном государстве, этот Основной Закон действует вот уже 25 лет подряд, убеждена В. Гошовская.

Такого не было ни у конституции Пилипа Орлика, ни у Михаила Грушевского. «Наша Научная школа отечественного парламентаризма предлагает беспристрастный украиноцентричный взгляд на наш конституционный нарратив продолжительностью в четверть века», — подчеркнула она.

Первый заместитель руководителя аппарата Верховной Рады Владимир Слышинский вспомнил, что во время принятия Конституции работал в юридическом управлении Винницкого городского совета. «Мы с нетерпением ждали, когда Верховная Рада примет этот закон, заложит серьезный фундамент для развития нашего государства, — сказал он. — Это впервые четко были оговорены права и свободы граждан, введены такие формы собственности, как частная.

Безусловно, Конституция выписана на высшем юридическом уровне, и хочу поблагодарить всех депутатов второго созыва, принявших участие в принятии этого документа. Он и сейчас актуален, и очень хорошо, что сложным является механизм внесения изменений в Конституцию. Это не позволяет рвать ее на части, как того часто хочет законодатель».

«Безусловно, хотелось бы, чтобы те права, которые выписаны на бумаге, были гарантированными, как и в других государствах, — отметил В. Слышинский. — Эта встреча даст возможность обсудить существующие проблемные вопросы и сделать так, чтобы Конституция была лучше, а тех прав и обязанностей, которые заложены в ней, придерживались».

Кандидат философских наук, народный депутат со второго по шестой созыв также поделилась воспоминаниями о принятии Основного Закона. Она не входила в состав Конституционной комиссии, и называет себя «рядовым ее величества украинской Конституции». «В моей избирательной программе, с которой я вошла во второй созыв, было записано «принятие Основного Закона», — говорит Л. Григорович. До принятия основополагающего документа, по ее словам, народных депутатов тогда побудил ряд факторов. Прежде всего то, что Украина стала членом Совета Европы. Требовали этого и обязательства, взятые в рамках Конституционного договора между Президентом и парламентом. Кроме того, среди новых стран Центрально-Восточной Европы Украина едва ли не единственная оставалась без Основного Закона, а геополитические ветры усиливались. Также стимулом, в прямом смысле этого слова, был и указ о роспуске парламента и выставленный дедлайн на 28 июня.

Александр Пухкал хоть и был депутатом третьего созыва, тоже участвовал в разработке проекта Конституции. Правда, от тогдашней администрации Президента. Он акцентировал на том, что процесс подготовки Конституции начался еще в 1990-м. Именно тогда Верховная Рада еще советской эпохи создала конституционную комиссию. «Я был приобщен в 1993 году, так сказать, «за кулисами» рабочей группы по написанию Конституции Украины», — говорит А. Пухкал. «Наша рабочая группа была разделена на несколько подгрупп, — продолжил он. — И было несколько вариантов проектов Конституции. Об этом мало говорится. Первый вариант был подготовлен так, что он предусматривал двухпалатный парламент. Он был, на мой взгляд, приближенный к парламентской форме правления, а тот, который принят, от этой формы несколько отошел». Острую дискуссию тогда вызвали многие вопросы. Даже государственные символы активно дебатировались. «Несмотря на то, что Конституция в течение 25 лет претерпела определенные изменения и дополнения, она является одной из лучших среди конституций европейских стран, — заверил А. Пухкал. — Если мы внесем в нее еще те изменения, которые наметили, — по децентрализации публичной власти в Украине, то она станет вполне надежной основой для прогрессивного развития нашего государства».

А вот по словам народного депутата нынешнего, девятого созыва Игоря Негулевского, в действующей редакции Конституции возможны и более радикальные изменения. «Как бы трудно нам ни было в период военной агрессии России и пандемии коронавируса, мы все же продолжаем вековые традиции славного украинского народа — уверенно и непоколебимо отстаивать свою независимость и развивать сильное демократическое государство на основе Основного Закона», — такими словами начал свое выступление представитель фракции «Слуга народа». «Конституция Украины прошла сложный путь своего принятия и введена в действие вторым созывом Верховной Рады 28 июня 1996 года, — констатировал депутат. — Она определила три ключевых направления. Первое — базовые координаты и векторы развития Украинского государства, соответствующие общественным ценностям. Второе — отношения государства и гражданина, их права и взаимные обязанности. И третье — четкие границы вмешательства государства в жизнь общества и отдельного гражданина. Однако было проведено несколько кампаний по изменению Конституции. Одни из них проигнорировали, а другие привели к существенным изменениям в устройстве государства, в результате которых Украина стала государством с парламентско-президентской формой правления, ввела механизмы децентрализации власти, закрепила курс на членство в Европейском Союзе и НАТО, лишила народных депутатов неприкосновенности». «Сейчас Президент Владимир Зеленский инициирует новые вопросы, касающиеся предоставления законодательной инициативы украинскому народу, уменьшения конституционного состава Верховной Рады и закрепления пропорциональной избирательной системы, определения дополнительных оснований досрочного прекращения полномочий народных депутатов, введения консультативных, совещательных и других вспомогательных органов Верховной Рады, отмены адвокатской монополии и т. д., — продолжил И. Негулевский. — Во всех этих процессах мы как народные депутаты принимаем непосредственное участие. Однако понимание и осознание многих этих процессов происходит только благодаря серьезному научному анализу, который позволяют сделать соответствующие знания в сфере парламентаризма. Это уникальные знания, касающиеся не только права и политики, но и философии публичного управления, психологии, социологии и педагогики. Это интегрированные знания, которые помогают понять законотворческий и законодательный процессы в их единстве и противоречии, осознать многофункциональность парламентской деятельности народного депутата как управленца, менеджера, политика, лидера, ввести в практику парламентария современные научные разработки».

Всего на повестке дня конгресса стояло три вопроса. В первой части говорили о роли принятия Конституции на пути к развитию отечественного парламентаризма. Обсуждали историко-правовую традицию отечественного конституционализма и парламентаризма. Дискутировали о цивилизационном измерении Конституции Украины как главном инструменте защиты гражданских прав, свобод и человеческого достоинства. «Нам посчастливилось в своем государстве жить по своей Конституции», — констатировала, подводя итоги конгресса, В. Гошовская. В то же время сейчас как никогда важно сформировать информационно-коммуникационную платформу поддержки и воплощения идей народного представительства путем профессиональной подготовки специалистов для системы представительной власти в государстве, подчеркнула она. И отметила: в этом контексте важно, что в главном образовательном учреждении — университете им. Т. Г. Шевченко — это понимают и создают возможность для развития науки парламентаризма.