Во время заседания.

Председатель Верховной Рады Дмитрий Разумков проинформировал, что в рамках Часа вопросов к правительству народные депутаты будут иметь возможность получить информацию о состоянии и перспективах развития топливно-энергетического комплекса Украины и его влиянии на тарифную политику правительства.

Министр энергетики и угольной промышленности Герман Галущенко (на снимке) поблагодарил парламентариев, что более месяца назад они поддержали его кандидатуру на высокую правительственную должность. Состояние энергетической отрасли на то время было кризисным, отметил чиновник. Прежде всего, по его словам, это было связано со сбоями на энергорынке, разбалансированностью сектора накопления долгов, в том числе, и перед производителями зеленой генерации и шахтерами. Несмотря на то, что потенциально установленная мощность в отечественной генерации превышает 55 ГВт, включительно с 8 гигаватами объектов возобновительной энергетики, реальный доступ мощностей значительно меньше, отметил чиновник. Мы понимаем, что 90 процентов энергоблоков теплоэлектростанций отработали свой ресурс и требуют обновления. Фактически из 21 ГВт теплоэлектростанций всего около 13 реально доступны, а остальные — введены в консервацию или находятся на неподкотрольной территории. Значительная часть мощностей имеет негарантированный график генерации.

В мае наблюдалась сложная ситуация на рынке электроэнергии, констатировал Г. Галущенко. Средневзвешенная цена на сутки наперед упала до исторического минимума за весь период функционирования рынка электроэнергии. Она была намного меньше, чем себестоимость электроэнергии, которую вырабатывает государственное предприятие «Энергоатом» (а это самая низкая себестоимость в государстве). Такие ценовые показатели глубоко убыточны. Это соответствующим образом влияет на запасы топлива, необходимого для постоянного прохождения осенне-зимнего периода и приводит к финансовой разбалансировке государственных предприятий.

Разбалансированность рынка несет большие риски и в контексте синхронизации энергосистемы Украины с энергосистемой Европейского Союза. Именно на решении этого вопроса и сосредоточилось министерство во главе с Г. Галущенко. Некоторые шаги уже сделаны, сказал он, но работы еще немало. «Прежде всего мы будем требовать снятия для производителей, работающих в рамках выполнения специальных обязанностей, обязательств относительно обязательной продажи не меньше 10 процентов электроэнергии на рынке на сутки наперед, — подчеркнул министр. — Второе — это внедрение обязательной биржевой торговли для всех участников рынка. Мы хотим изменить ракурс того, чтобы индикативом цены был не рынок на сутки наперед, а рынок договоров. Это даст возможность иметь предсказуемость рынка». Еще одно изменение — обновленная модель ВСО (возложение специальных обязанностей) — ее представят на будущей неделе. Это позволит стабилизировать тарифы на электроэнергию и разработать дифференцированный подход, что позволит обезопасить социально уязвимые слои населения. Такая стабильность будет способствовать привлечению инвестиций в компании, а частные потребители смогут усилить меры для повышения энергосбережения.

Развитие зеленой энергетики является важным и позволяет нашей стране стать равноправным субъектом климатически нейтральной политики ЕС. «Минэнерго видит будущее развитие возобновительной энергетики на конкретных принципах с учетом рыночных механизмов ценообразования и нужд энергосистемы, — отметил Г. Галущенко. — Эффективной системой стимулирования должно стать проведение аукционов по распределению квот поддержки. Это позволит определить объемы, технологии и территории размещения объектов возобновительных источников энергии (ВИЭ), обеспечить приоритетную поддержку необходимых для энергосистемы проектов. Мы разработали и обнародовали изменения в порядок проведения аукционов, которые после утверждения Кабинета Министров будут представлены».

Правительство уже приняло соответствующий план мероприятий по подготовке объектов топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства к осенне-зимнему периоду. Это позволяет начать реальные действия по подготовке к прохождению зимы. В частности, речь идет о накоплении угля и резервного топлива, закачке природного газа в хранилища, контроле за выполнением плановых ремонтных работ генерирующего оборудования. Все это происходит согласно графикам. Для удачной подготовки к сезону запланирована серия специальных совещаний. В долгосрочной стратегии в министерстве определили четыре ключевые цели. Прежде всего это меры по усовершенствованию условия труда энергетических рынков, погашение накопленной задолженности, сформированной внутри рынка, обеспечение постоянного прохождения отопительного сезона и развитие энергетической инфраструктуры. Также сосредоточатся на европейской интеграции, повышении энергетической эффективности и энергетической независимости.

По требованию двух фракций с трибуны выступил представитель группы «Доверие» Сергей Шахов. Он акцентировал внимание на том, что оккупированные территории находятся на пороге техногенной и экологической катастрофы. По его словам, шахты, на которые перестали откачивать воду, сейчас затапливает. Вскоре эта вода может попасть в Азовское море и убить там фауну и флору.

После этого выступления народные депутаты проголосовали за то, чтобы отменить перерыв и не работать в формате «Разное», и перешли к рассмотрению отчета Кабинета Министров о выполнении госбюджета на 2020 год. Рассмотрение этого вопроса проходило по процедуре полного обсуждения.

Министр финансов Сергей Марченко акцентировал внимание на том, что 2020 год стартовал с борьбы с пандемией, падения экономической динамики, невыполнения секвестрованного бюджета (на 1 мая дыра в бюджете достигла 44 миллиарда гривен), отсутствия программы сотрудничества с МВФ. «Для меня, как для министра финансов, ключевой задачей на 2020 год было укрепление фискального каркаса и поиск ресурса на борьбу с пандемией и ее последствиями», — сказал С. Марченко. Прежде всего, по его словам, внимание было сосредоточено на решении именно этих проблем. «Условия, в которых реализовывался бюджет 2020 года, были сложными, — отметил министр. — Но результаты, которых мы достигли благодаря слаженной работе и поддержке Президента и парламента, позволили нам не только достойно завершить год, но и создать основу для экономического роста на этот год. Прогресс Украины оценен международным сообществом».

В правительстве отмечают, что во время пандемии нам повысили кредитный рейтинг, а в июне прошлого года удалось подписать программу сотрудничества с МВФ. В рамках подготовки меморандума количество обязательств было снижено с 17 до 12, и получен первый транш в объеме 2,1 миллиарда долларов США. Также получено два транша макрофинансовой помощи ЕС — на сумму 1,1 миллиарда евро.

Эффективная работа с инвесторами позволила привлечь на финансирование бюджета около 640 миллиардов гривен. «Мы выполнили нашу ключевую задачу на 2020 год — обеспечили выполнение бюджета по доходам и закрыли дыру первых месяцев. И если в первые месяцы план выполнялся всего на 3,87 процента, то уже в мае нам удалось обеспечить стопроцентное его выполнение, — отметил С. Марченко. — А в июне прошлого года плановые показатели были перевыполнены на 5,5 процента. Положительный тренд длился и дальше в течение года, и в целом показатель перевыполнения доходов государственного бюджета 2020 года составлял 54 миллиарда гривен, а в казну поступило 1,1 триллиона гривен. Достичь этого удалось путем повышения эффективности администрирования налогов и сборов, ликвидации схем уклонения от уплаты НДС и реформирования налоговых и таможенных органов».

Фактический размер дефицита бюджета в 2020-м составлял 5,2% ВВП при плановых 7,5%, отметил профильный министр и подчеркнул: потребность в долговых обязательствах или заимствованиях была уменьшена на 81 миллиард гривен. Все приоритетные расходы в прошлом году были профинансированы своевременно и в полном объеме, а капитальные расходы выросли до 95 миллиардов гривен, отчитался С. Марченко. В рамках так называемого ковидного фонда, по его словам, израсходовано 88,4 миллиарда гривен. Эти деньги пошли на решение срочных вопросов в социальной сфере, усиление способности системы здравоохранения, стимулирование экономики, обеспечение правопорядка, на сферу образования и т. п. В частности, за счет этого фонда предоставлена помощь для 127 тысяч детей ФЛП на сумму 1,3 миллиарда гривен, 471 тысяча ФЛП получили помощь в размере 8 тысяч гривен во время локдауна. Ковидные доплаты получили почти 70 тысяч медиков. Деньги тратились на закупку аппаратов ИВЛ, обеспечение медучреждений кислородом, приобретение вакцины. Вместе с тем, в прошлом году повышалась минимальная заработная плата, проиндексировали пенсии для более чем десяти миллионов пенсионеров, назначены ежемесячные компенсационные выплаты тем, кому исполнилось более 80 лет.

Председатель Счетной палаты Валерий Пацкан (на снимке) отметил, что в условиях пандемии наша экономика упала на 4 процента, на 9,5 процента выросла безработица и до 3,1 миллиарда гривен просрочена задолженность по заработной плате, которая достигла самого большого с 2010 года уровня. Реагируя на ситуацию, парламент в прошлом году 17 раз вносил изменения в госбюджет и, как результат, основные его показатели существенно изменились. В этом году изменения в бюджет вносились уже трижды. В 2020-м правительство впервые не утвердило бюджетную декларацию, подчеркнул руководитель Счетной палаты, поэтому смета на прошлый год формировалась без стратегических ориентиров. Реальные доходы государственного бюджета уменьшились на 1,8 процента, по сравнению с предыдущим годом. Некоторые доходы вообще не получены. Как, например, 4,4 миллиарда гривен платы за лицензии на азартные игры. За счет потери этой суммы не были профинансированы расходы на модернизацию больниц и школ. Пять процентов государственного бюджета или 68 миллиардов гривен — не проведены. Из-за некачественного планирования и ненадлежащей организации работы министерств на начало декабря было не использовано 93 миллиарда гривен. В течение 2020 года правительство приняло 76 решений об изменениях расходов по каждой четвертой программе. А по отдельным из них — несколько раз. В этом году принято уже 14 таких решений.

В 2020 году был создан фонд борьбы с COVID-19 в объеме 65 миллиардов гривен, который в течение года увеличивался, подчеркнул В. Пацкан. Решение о распределении средств фонда принимало правительство и к концу прошлого года из него не успели использовать 12 миллиардов гривен. А часть средств направили авансом за еще не поставленные товары. За последний год дефицит государственного бюджета стал самым большим за последние 10 лет и составлял 218 миллиардов гривен. Это приводит к движению по долговой спирали, отметил глава Счетной палаты. Для выполнения бюджета правительство позаимствовало 640 миллиардов гривен, но привлекать средства на приемлемых для нас условиях становится все сложнее. Почти 50 процентов незащищенных расходов декабря прошлого года проведены после 28 числа, когда правительству удалось позаимствовать средства. «В первом квартале 2021 года средства от государственных внешних заимствований так и не поступили, — подчеркнул В. Пацкан. — И для финансирования общего государственного бюджета привлекались средства из единого казначейского счета».

В прошлом году объем гарантированного государством долга увеличился на 28 процентов и достиг 2,5 триллиона гривен. На его обслуживание и погашение направлены 512 миллиардов гривен — это почти треть расходов бюджета. «Задумайтесь, — сказал В. Пацкан, — почти у каждого украинца 61 тысяча долга, за обслуживание и погашение которого в прошлом году каждый заплатил 12,3 тысячи гривен».

Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Юрий Аристов обратил внимание на то, что закон о Государственном бюджете 2020 года принимался за полтора месяца до начала планового периода. А внесенные в него изменения были вызваны объективными факторами, связанными с распространением коронавирусной инфекции. Парламентарий отметил улучшение работы органов по администрированию налогов, расширению объемов ремонтных работ на дорогах, модернизации линий электропередач и т. п. «Правительство во время выполнения государственного бюджета надлежащим образом реагировало на вызовы, связанные с пандемией, принимая необходимые организационные и кадровые решения, — отметил глава комитета. — И в целом справился с поставленной задачей в условиях ограниченной международной финансовой помощи».

После обсуждения народные депутаты поддержали постановление № 5612, согласно которому отчет правительства приняли к сведению и дали ряд поручений Кабинету Министров.

Также народные депутаты рассмотрели несколько поправок к проекту изменений в закон о судоустройстве и статусе судей (№ 3711-д).

Заместитель Председателя Верховной Рады Елена Кондратюк сообщила о том, что парламент организовывает ряд мер, посвященных 25-летию принятия Конституции и призвала народных депутатов принять участие в торжествах. Затем она начала объявление депутатских запросов.

С днем рождения поздравляли народных депутатов Владислава Бородина, Романа Мулыка и Валерия Стернийчука.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.

Больше фото здесь.