Украинское казачество, своеобразное военно-политическое образование, древнейшие известные письменные упоминания о котором датируются 1489—1492 годами, и Украинское казацкое государство, появившееся в результате Национально-освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого в середине XVII в. — уникальное явление не только в отечественной истории, но и в мировой. Новое государственное образование формировалось на принципах демократии и государственнического мировоззрения, унаследованных от Киевской Руси, и стало проявлением самоутверждения украинской нации, ее ментальным отражением. Генетически казачество, создатель современной Украины, вырастало из носителей свободолюбия, героизма, братства, характерным проявлением военной культуры которых было рыцарство, морально-этический кодекс, осознание себя свободным человеком.

Возрождая Украинское государство, Богдан Хмельницкий опирался на исторический опыт предыдущих основоположников, основателей украинской государственности — руководителей Антского царства IV—VII вв., Киевской Руси, Галицко-Волынского княжества, Запорожской Сечи, в которой высшей законодательной властью выступал общевойсковый совет и которую доктор исторических наук, лауреат Шевченковской премии Елена Апанович называла казацкой христианской православной демократической республикой.

После длительного этапа безгосударственности и пребывания украинского народа под властью чужеземцев возникновение Украинского казацкого государства Богдана Хмельницкого стало следствием возрождения и развития государствообразующих традиций Украины-Руси, осознания обществом «преемственности украинства». Идея «самостоятельности» зародилась сначала в умах национальной элиты — в кругу казацкой старшины, руководителей крестьянско-казацких восстаний XVI — начала XVII в. против чужеземного господства Кшиштофа Косинского, Северина Наливайко, Марка Жмайло, Федоровича (Трясило), Ивана Сулимы, Павла Павлюка, Якова Острянина, в Киево-Могилянке, Волынском кружке украинской шляхты, которая видела Украина-Русь по древнему праву свободной и суверенной, а не порабощенной и ограбленной соседними государствами. Отсутствие собственного государства, ограничение украинцев в правах, насаждение идеологемы о неполноценности безгосударственного народа, ассимиляционные процессы, имперские доктрины Польши — в результате этих факторов украинский народ как самостоятельный объект мог сойти с исторической сцены.

«Выбью из ляшской неволи народ руський весь»

Национально-освободительная война 1648—1657 годов, разразившаяся на украинских землях, имела целью прежде всего освобождение украинского народа из-под господства Речи Посполитой. В сентябре-октябре 1647-го Богдан Хмельницкий, участник Цецорской битвы (1620), казацких походов против турок и татар, войны Речи Посполитой с Московским государством (1632—1634), казацкого восстания Т. Федоровича (Трясило) в 1630-м и восстания под руководством П. Павлюка в 1637-м, избранный в 1638 году сотником Чигиринского полка, проводил тайные совещания по организации антипольского выступления. Обращения и посольства, которые добивались у польского короля смягчения давления и эксплуатации украинского народа, желаемых результатов не дали. К тому же в середине 1640-х обострились отношения Богдана Хмельницкого с представителями королевской администрации — несмотря на то, что король предоставил чигиринскому сотнику право на владение хутором Субботов, где тот родился в семье украинского шляхтича Михаила Хмельницкого, подстароста Чаплинский захватил хутор, до смерти забил Богдана сына и выгнал из дома его семью. Доктор исторических наук Виктор Брехуненко отмечает, что магнатский произвол тогда задел многих. «Тогдашняя элита — князья, паны, шляхта — перестала полноценно выполнять функцию украинской элиты. Они ополячивались, украинский мир стоял на грани гибели». И добавляет: «Если бы представить, что Хмельницкий лично не пострадал бы от произвола, то все равно украинская Национально-освободительная война в середине XVII в. была бы, нашелся бы другой предлог».

После доноса о антипольских намерениях Богдана Хмельницкого арестовывают. Освободившись при помощи друзей, в декабре 1647 года он с небольшим отрядом казаков и сыном Тимошем отправляется на Запорожье. Уже в следующем месяце Хмельницкий отправляет посольство к крымскому хану Ислам-Гирею III с предложением принять участие в войне против Польши. Между тем 25 января 1648 года восставшие казаки с боями вытеснили из Сечи польский правительственный гарнизон, находившийся там после подавления казацко-крестьянского восстания 1637—1638 годов. «На Сечи восстановилась власть кошевого атамана, — писала Елена Апанович. — Сразу была восстановлена должность выборного гетмана всего украинского казачества, которая была отменена польским правительством в 1638 году, как и совет генеральной старшины при нем».

В начале февраля 1648 года на казацкой раде Богдана Хмельницкого избирают гетманом. И сразу разворачивается подготовка к общенародной освободительной войне против Польши. «Небольшая группа запорожских и реестровых старшин, привлеченных Хмельницким для организации восстания, выполняла функции его штаба, стала играть роль органа украинской государственной власти», — отмечала Елена Апанович.

В историю гетман Богдан Хмельницкий вошел не только как великий государственник, отец современной Украины, но и как политик и дипломат. Поставив целью освободить свой народ от порабощения и возродить украинское государство, взять под булаву все этнические украинские земли, все наследие Киевской Руси, на встрече с посольством Адама Киселя от польского короля Яна Казимира он заявил: «Дойду до Вислы, стану на Висле, скажу: сидите, ляхи, молчите, ляхи...».

В начале 1648 года гетман заключил военно-политический союз с Крымским ханством и отправил посольство к турецкому султану Ибрагиму и к донским казакам. А уже весной казацкая армия под командованием Богдана Хмельницкого нанесла сокрушительные поражения польской армии в Желтоводской, Корсунской, Пилявецкой битвах.

Уже в первой большой битве Национально-освободительной войны, состоявшейся в конце апреля — в мае под Желтыми Водами, гетман проявил себя как способный полководец и организатор. Собрав объединенное войско (8 тысяч казаков и 20 тысяч ордынцев под командованием перекопского мурзы Тугай-бея), многочисленнее, чем польское, впрочем недостаточно вооруженное (ему не хватало тяжелой артиллерии), он напал на польские отряды Потоцкого и заставил их укрыться в лагере. Окружив врага, Богдан Хмельницкий регулярно атаковал его и ждал подкрепления. Блокада польского лагеря была настолько плотной, что командование Речи Посполитой не имело никаких известий о своем авангарде и вынуждено было оставаться в ожидании между Черкассами и Корсунем. Деморализованный Потоцкий решил пойти на переговоры и согласился отдать повстанцам свою артиллерию и порох в обмен на обещание выхода из осады, а в заложники взял Максима Кривоноса и Михаила Крысу, которым хитростью удалось сбежать. Чувствуя, что на следующий день состоится генеральный штурм лагеря, Потоцкий отдал приказ отступать, однако отступление не удалось скрыть. На рассвете 16 мая украинско-крымскотатарские войска всей силой ударили по врагам, лагерь был разбит, а войско Потоцкого разгромлено. Немало польских воинов, среди которых офицеры Сапега, Чарнецкий, Шемберг, попали в плен. Татарским пленником стал и тяжелораненый сын коронного гетмана Николая Потоцкого Стефан — по дороге в Крым возле Тавани (современная Каховка) он умер.

Весть о победе Богдана Хмельницкого, которая имела большое политическое и военное значение, облетела всю Украину, в селах и городах начали взрываться антипольские выступления. Пытаясь распространить освободительное восстание, гетман обратился с универсалами к украинскому народу, призывая подняться на борьбу с поработителями.

«Шляхта и магнаты очень хорошо чувствовали уровень угрозы, который несет эта украинская Национально-освободительная война. Уже в июне, на третий месяц восстания, письма, хроники и дневники шляхты были переполнены известиями, что «Хмельницкий паном прикидывается», что мечтает о Руськом княжестве; казаки говорят о нем как о руськом князе, он хочет построить «руськую Речь Посполитую», то есть украинскую. Говорили о том, что Хмельницкий хочет стать самодостаточным правителем, восстановить украинскую государственность в виде казацкого государства и протянуть преемственность от Киевской Руси», — отмечает Виктор Брехуненко.

После сокрушительного разгрома польского войска под Пилявцами (сентябрь 1648 года), где была захвачена вся вражеская артиллерия (92 орудия) и огромный обоз с материальными ценностями, стоимость которых превышала 7 млн злотых, начался освободительный поход армии Богдана Хмельницкого на западноукраинские земли.

За короткое время казацкие полки заняли города Староконстантинов, Збараж, Броды. 

26 сентября началась осада Львова, а уже 10 октября отряды Максима Кривоноса взяли Высокий замок. Получив выкуп от города, украинская армия отправилась в поход на Замостье, а после снятия осады с этого города вернулась в Надднепрянщину.

23 декабря состоялся торжественный въезд Богдана Хмельницкого в Киев. «Хмельницкий въехал в древнюю столицу Руси-Украины и священный центр восточного православия как настоящий триумфатор. У него за плечами уже было три победные битвы, в которых казацкое войско наголову разбило армию Речи Посполитой. Именно тогда он вернулся из-под окруженного Замостья, блокаду которого пришлось отложить из-за наступления зимы. Казацкая сабля еще никогда не достигала так далеко на запад. В Киеве Хмельницкий будет ждать послов от польского короля и сейма, которые привезут предложения мира. Впрочем, восставшие их отвергнут», — отмечает кандидат исторических наук Алексей Сокирко.

Гетман въехал в Златоверхий Киев под церковные перезвоны и пушечные выстрелы через Золотые ворота. Впереди многотысячной толпы Хмельницкого встречали киевский митрополит Сильвестр Косов с духовенством и иерусалимский патриарх Паисий, который остановился на берегах Днепра по дороге в Москву, где надеялся получить деньги для своего патриархата и Гроба Господня. Сразу за Хмельницким, который ехал на белом коне победителя, несли знаки гетманской власти, которые теперь стали символами нового государства — Войска Запорожского — знамя с золотой каймой и гербом Хмельницкого «Абданком», расположенным посередине полотнища на пурпурном картуше, бунчук с золотым набалдашником. В руках у гетмана — драгоценная булава. Патриарх, который видел в нем сильного союзника в будущей войне с Османской империей, в приветственной речи называл казацкого предводителя «светлейшим князем» и «князем Руси», студенты Киево-Могилянки величали его «Моисеем, спасителем и избавителем народа руського из неволи ляшской, Богом данным — поэтому и Богданом названным».

По преданию, патриарх Паисий разгрешил Богдана Хмельницкого от всех будущих грехов и провел его интронизацию, наделив титулом «пресветлый властелин и князь Руси».

Пафос исторического момента зафиксировал на полотне «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1649 году» (на снимке) известный художник Николай Ивасюк. Монументальная картина размером 4 на 6 метров — одно из самых значительных произведений украинской исторической живописи. Над этой грандиозной работой художник, который учился в художественных академиях в Вене и Мюнхене, работал два десятилетия и окончил в 1912 году. Перед Первой мировой войной цветные репродукции полотна на Западной Украине были едва ли не в каждом доме. Кисти художника принадлежат и другие картины в историческом жанре — «Богун под Берестечком», «Битва под Хотином», «Богдан Хмельницкий под Зборовом». В 1926-м Николай Ивасюк по приглашению правительства УССР вместе с семьей переехал в Киев и получил советское гражданство и заказ писать картины о большевистской революции. Вскоре художника, авторству которого принадлежит и серия эскизов марок УНР, обвинили в «буржуазных уклонах», он был арестован 18 сентября 1937 года. А 25 ноября расстрелян в застенках НКВД. Похоронен в неизвестной могиле в Быковне. Его картина, посвященная событиям Хмельнитчины, находится в Национальном художественном музее Украины.

«Же през шаблю маєм право»

С самого начала Национально-освободительной войны Богдан Хмельницкий мыслил категориями возрождения и независимости Украинского государства. Процесс создания государственных институтов нового государственного образования начался уже с лета 1648 года, когда участники казацкого выступления на Левобережье и Правобережье Над-днепровской Украины не только ликвидировали элементы государственного строя Речи Посполитой, но и начали создавать по казацким образцам, ранее апробированным на Запорожье, местные органы власти. Параллельно гетманское правительство Богдана Хмельницкого выстраивало централизованную вертикаль власти. В основных чертах социополитическая структура и модель Украинского казацкого государства, которое называлось Войско Запорожское, или Гетманщина, оформились до середины 1650 года. Тогда же утвердилось своеобразное административно-территориальное устройство нового государства — полково-сотенное, что больше соответствовало реализации главной в то время государственной функции, а именно военно-мобилизационной.

Казацкое государство периода Богдана Хмельницкого имело все характерные для любого государства признаки: политическую власть, территорию, политико-административное устройство, право, суд и судопроизводство, финансовую систему и налоги, собственное войско, активную внешнюю политику.

Политико-административное устройство. На освобожденной от польского господства территории и на Запорожье власть находилась в руках гетмана и старшины, избранной на казацкой раде, которая даже в условиях войны решала вопросы внутренней и внешней политики. Вместо уничтоженных органов власти Речи Посполитой положено начало полково-сотенной системе, возникшей еще на Сечи. Государственный аппарат создавался под личным контролем Богдана Хмельницкого, корпус генеральной старшины и полковников комплектовался из числа «старых» запорожских и реестровых полковников, закаленных в военных походах против Османской империи, Крымского ханства, в восстаниях 1630-х годов против Польши.

Гетман вместе со старшиной создал эффективную систему государственного административно-территориального и военного управления. Высшее звено — правительство генеральной старшины во главе с главой государства, гетманом Украины. Среднее — полковое правительство, подчинявшееся непосредственно гетману. Низшее звено — сотенное правительство (уменьшенная копия полкового) во главе с сотенным, который подчинился полковнику.

Все эти три звена государственных органов власти — от самого высокого до самого низкого — имели право выборности и просуществовали не только в течение почти десяти лет Освободительной войны 1648—1657 годов, но и действовали в Украине еще сто лет после ее окончания, хотя со значительными ограничениями и нарушением выборности со стороны царского правительства и его администрации.

«При Богдане Хмельницком продолжало действовать и дальше распространяться Магдебургское право в городах, мещане имели свой особый уклад и самоуправление», — подчеркивала Елена Апанович.

Территория. Сначала казацкое самоуправление распространялось только на территорию Запорожской Сечи. По окончании освободительной борьбы, как отмечал известный украинский историк и архео-граф, академик НАНУ Иван Крипьякевич, границы Украинского казацкого государства выглядели так: «С Польшей: Яруга — Черновцы — Мурафа — Красное — Винница — Прилуки — — Самгородок — Каменеброд — Макаров — Чернобыль — Карпиловка; с Россией — традиционная граница; с Турцией и Крымом — через так называемое «Дикое поле».

Право, суд и судопроизводство. На освобожденных от Речи Посполитой территориях было ликвидировано польское судопроизводство, вместо него использовались юридические нормы казацкого права и правовые обычаи, Литовские статуты, которые защищали интересы украинской шляхты и казацкой старшины. Были также отменены суровые наказания за противоправные действия против королевской власти и магнатов, католического духовенства. Установлено наказание за измену украинскому народу, за отказ предоставить помощь в бою, неповиновение и ущерб казацкой старшине. Правовой характер отношений в Украине определяли гетманские и полковничьи универсалы, решения казацких советов.

Финансовая система и налоги. Патриарх украинской исторической школы Владимир Антонович, характеризуя деятельность Богдана Хмельницкого, писал, что гетман «отличался финансовым дарованием: несмотря на отсутствие налоговой системы, он никогда не знал нужды в финансах и у него всегда оказывалось приготовленное заранее жалованье для армии». Во времена Национально-освободительной войны гетман ввел должность генерального казначея, который отвечал за финансовое состояние государства. В государственной политике придавалось большое значение развитию и защите внутренней торговли, от которой государственная казна получала значительные доходы. Важным источником финансов Украины были пограничные пошлины. В собственность государства правительство забрало мельницы, винокурни, пивоварни, корчмы, «лесные буды», ранее принадлежавшие королю или польским магнатам. Гетман ввел в обращение собственную монету, которую чеканил в Чигирине.

Войско. В период Освободительной войны украинское войско насчитывало почти 300 тысяч человек. Хмельницкий развил военное искусство Запорожской Сечи и обогатил его опытом западноевропейского военного искусства, которое освоил во время пребывания во Франции в годы Тридцатилетней войны. С именем гетмана связано создание казацкой конницы и артиллерии как рода войск — в битве под Берестечком 1651 года казацкая армия уже имела более 100 орудий, в конце войны — свыше 400. Основным родом войск украинской казацкой армии была пехота, которая считалась тогда лучшей в Европе по военной организации и тактике. Владимир Антонович писал: «Хмельницкий всегда умел составить хороший план битвы и организовать армию; у него не было нехватки продовольственных и боевых припасов; отряды Хмельницкого, расположенные на значительном расстоянии друг от друга, всегда имели между собой связь и были достаточно обеспечены провиантом, тогда как польские отряды страдали от нехватки съестных припасов и находились в полном неведении относительно своих и непреятельських войск». Исследователи отмечают, что во всех сражениях Освободительной войны украинские войска, казаки проявляли массовую жертвенность и самопожертвование ради побратимов и во имя Украины.

Внешняя политика. Государство Богдана Хмельницкого получило широкое международное признание. Его, в частности, признали Венеция, Валахия, Швеция, Молдавское княжество. Гетманщина как суверенная независимая страна поддерживала дипломатические контакты с Турцией, Польшей, Московским государством, Крымом, Трансильванией, Молдавским княжеством.

«Из нашей нации вышел один из наиболее гениальных государственных мужей Восточной Европы»

Известный украинский историк и публицист Вячеслав Липинский писал о Богдане Хмельницком: «Мы забыли уже, что из нации нашей вышел один из наиболее гениальные государственных мужей Восточной Европы, который для Украины сделал больше, чем справедливо прозванный «Великим» Петр сделал на пятьдесят лет позже для Московии. Потому как Петр Великий только реформировал готовое уже государство, только европеизировал готовый татарский государственный помост, который покрывал пассивное, стоячее и омертвевшее в своем порабощении московское море. А Богдан Хмельницкий творил новое европейское государство и восстанавливал нацию среди грохота горящих развалин старой, им же разваленной Речи Посполитой. Он устранял те руины и одновременно укреплял западную культуру на Украине ввиду постоянной татарской и московской опасности с Востока — и среди украинской громады, которая вся сверху донизу носила сабли на боку, которую разделяла глубокая разница противоположных цивилизацийних воздействий и которая каждую минуту готова была броситься в оружную борьбу сама между собой». Высоко оценил деятельность Богдана Хмельницкого и автор «Истории русов», который отмечал: «...Таких людей Провидение Божье веками только порождает в человечестве для особых его намерений и назначений. Он, имея недюжинный ум, был весьма добродушный и справедливый, в делах национальных — совершенный политик, а на войне — бесстрашный и предприимчивый вождь. Словом сказать, был лучший в народе верховный начальник, а в армии — беспримерный вождь». Достижения Богдана Хмельницкого историк часто сравнивают с достижениями руководителя Английской революции Оливера Кромвеля.

Переяславская рада — большая легенда истории

Поворотным пунктом в дальнейшем историческом развитии Украины стала Переяславская рада, которую одни историки называют самой большой легендой в славянской истории, другие — днем, которого не было, третьи — первой попыткой навязать украинцам «русский мир». 8 (18) января 1654 года Богдан Хмельницкий созвал в Переяславе общевойсковий совет, на котором по описанию, составленному московскими дьяками по приказу боярина В. Бутурлина, к собравшимся обратился с речью гетман, напомнив всем трагические перипетии борьбы с Польшей, а также обрисовав возможные перспективы политического развития Украины под протекцией турецкого султана, крымского хана, польского короля или московского царя, и сообщил о прибытии в Переяслав его делегации. Во время публичной церемонии глава посольства ознакомил старшину с содержанием царской грамоты Хмельницкому и всему Войску Запорожскому, а также произнес свою речь.

Так был провозглашен акт о военно-политическом союзе Гетманщины и Московского царства. Никакого письменного договора в Переяславе заключено не было. После отъезда Бутурлина старшина с гетманом взялись отрабатывать условия договора — проект насчитывал 23 пункта, в которых подчеркивалось сохранение прав и вольностей Войска Запорожского, признававшего протекторат московского царя. Этот документ весной 1654 года привезли в Белокаменную переяславский полковник Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Зарудный.

Как отмечал Вячеслав Липинский, «поставили перед собой гетман и его помощники новый, столь величественный, столь рискованный путь, чтобы из того безвыходного положения, в котором они оказались, мог их своей необычностью и своей грандиозностью вырвать. Сей план был: развалить Польшу и Крым при помощи Москвы и — вместо под иноверным султаном — под иноверным царским протекторатом Украинское государство казацкое построить».

На Переяславской раде и церемонии провозглашения царской грамоты присутствовали 284 человека. Отказались присягать царю многочисленные представители казацкой старшины, среди которых Иван Богун, Григорий Гуляницкий, герой Конотопской битвы 1659 года, Иван Сирко, Петр Дорошенко, Осип Глух, Михаил Ханенко, Брацлавский, Кропивнянский, Уманский и Полтавский казацкие полки, в некоторых царских послов избили камнями, украинское духовенство во главе с Сильвестром Косовым. Против Москвы выступила и Запорожская Сечь.

«Оригинал договора, так много значившего не только для Украины, но и для всей Центрально-Восточной Европы, бесследно исчез», — отмечает доктор исторических наук Олег Рафальский.

Переяславская рада очень быстро легла в основу теории «возсоединения Руси» и о «едином народе». Единственным положительным следствием Переяслава, по мнению Вячеслава Липинского, было окончательное отделение Украины от Польши. Но, «чтобы «грубая и дикая», в понимании тогдашних украинцев, Москва могла когда-нибудь занять место в Украине иезуитской, европейской, блестящей своей культурой и привлекательной своим «раем шляхетским» Польши — такая смешная по тем временам мысль ни одному политику украинскому — ту Польшу ненавидящему, но в школе польской воспитанному — не могла прийти даже в голову», — отмечал историк.

Известный профессор Университета Лондона Норман Дейвис отмечал, что «переход Украины от Польши к России трудно переоценить. Московия получила экономические ресурсы и геополитическую позицию, необходимые, чтобы стать великой державой... Формула «Московия + Украина = Россия» не фигурирует в собственно российских версиях российской истории, однако имеет фундаментальное значение. В таком случае настоящим основателем Российской империи был Алексей Михайлович, а не его куда более прославленный сын Петр». Доктор исторических наук Олег Рафальский добавляет, что, кроме всего, Украина более 300 лет была для России еще и готовой казной европейского генофонда.

Москва хотела гетмана, которого можно взять за хохол

Следующим шагом в направлении государственного строительства стало подписание в сентябре 1658 года украинско-польского Гадячского договора, по которому образовывался новый государственно-федеративный союз Польши, Великого княжества Литовского и Великого княжества Руського, то есть Украины. Гетман Иван Выговский со старшиной, высшее православное духовенство с митрополитом Дионисием Балабаном, пытаясь навсегда оторваться от коварной и вероломной Москвы (Иван Выговский тогда говорил: «Москва хочет иметь гетмана, которого можно, взяв за хохол, за собой водить»), приняли предложение о союзе с Речью Посполитой, которая, будучи очень ослабленной непрерывными войнами, стремилась вновь присоединить казаков, обещая Украине самостоятельность в пределах Речи Посполитой.

«В Гадячском договоре была предпринята попытка дать новое название и определение Украинскому государству — Великое княжество Руськое, которое объединяло бы воеводства Киевское, Брацлавское и Черниговское. На переговорах украинцы добивались, чтобы в состав Великого княжества Руського входили и западные украинские земли — воеводства Волынское, Подольское, Руськое и Белзское, а также Пинский и Мстиславский уезды», — отмечает Елена Апанович.

По договору у Украины должны были быть свой высший судебный трибунал с делопроизводством на украинском языке, свои чиновники, собственная государственная казна, своя монета, своя армия, Киево-Могилянская коллегия получала статус академии и те же права, что и Краковская. Разрешалось учреждать коллегии, гимназии, украинские школы «сколько их будет необходимо». Во главе Руського княжества должен был быть гетман. Определялась и общая международная политика — все три республики должны были объединить усилия для достижения берегов Черного моря, взаимно помогать друг другу в войне, в частности против Московии, если она не вернет захваченных литовских и белорусских земель.

Договор был утвержден на польском сейме в мае 1659 года. Москва ответила новым вооруженным наступлением на украинские земли. Во время московско-украинской войны 1658—1659 годов гетман Выговский в битве 29 июня 1659-го под Конотопом уничтожил стотысячную царскую армию. Российский историк Соловьев писал: «Цвет московской конницы, отбывший счастливые походы 1654-го и 1655 года, погиб за один день, и уже никогда после этого царь московский не мог вывести в поле такое блестящее войско. В траурной одежде вышел царь Алексей Михайлович к народу и ужас охватил Москву. Удар был тем тяжелее, что был неожиданным».

Украинское казацкое государство, возрожденное Богданом Хмельницким, просуществовало более 100 лет и было уничтожено в 1764-м Екатериной II. На уничтожение, по словам Виктора Брехуненко, «обособленности в судопроизводстве, землевладении и так далее — это еще 50 лет. Только в начале XIX в. окончательно были стерты различия между украинскими и российскими землями».

Фото Георгия ЛУКЬЯНЧУКА 
и из открытых источников.

Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве.