Во время заседания.

Документ в целом поддержало конституционное большинство — 325 народных депутатов: «Слуга народа» — 226, «Оппозиционная платформа — За жизнь» — 0, «Европейская солидарность» — 25, «Батьківщина» — 19, «Партия «За будущее» — 18, «Голос» — 15, «Доверие» — 13, внефракционные — 9.

Докладывая законопроект «О коренных народах Украины» (№ 5506) вице-премьер-министр — министр по реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников отметил, что понятие «коренной народ» появилось в Конституции Украины еще 25 лет назад, но не было раскрыто. «Сегодня есть возможность перелистнуть эту страницу и открыть новую. В законопроекте, который внес Президент, предлагаются следующие вещи: раскрыть понятия «коренной народ», установить, что коренными народами Украины, которые сформировались на территории Крыма, являются крымские татары, караимы и крымчаки, определить перечень основоположных культурных, других прав коренных народов, а также статус их представительных органов. Этот документ является консенсусным и это фундамент, построенный на принципах ООН в соответствии с международной практикой, но с учетом особенностей Украины. Он позволит сосредоточиться на конкретных мерах и гарантирует сохранение самобытности и обеспечит устойчивое развитие коренных народов», — сказал политик, назвав документ судьбоносным для людей, большинство из которых нынче находятся под давлением оккупантов. «И нет в мире другого государства, которая может бороться за них. Нет другой власти, которая способна обеспечить продолжение их истории. Мы можем дать сигнал, который вернет надежду многим, а в итоге будет способствовать возвращению Крыма и Севастополя», — подчеркнул член правительства.

Комитет по вопросам прав человека, деоккупации и реинтеграции временно оккупированных территорий в Донецкой, Луганской областях и Автономной Республики Крым, города Севастополя, национальных меньшинств и межнациональных отношений, по словам его председателя Дмитрия Лубинца, рекомендовал принять документ за основу и в целом с технико-юридическими правками.

Поддержать документ призвал коллег и лидер крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, который в то же время напомнил, что термин «коренные народы Украины» в 1996 году был введен в Конституцию после преодоления довольно сильного сопротивления коммунистических просоветских и пророссийских сил в составе тогдашнего парламента. «О правах коренных народов стало возможно говорить лишь после Революции Достоинства в 2014 году, и первым таким актом стало Постановление Верховной Рады от 20 марта 2014 года под названием «О Заявлении Верховной Рады Украины относительно гарантий прав крымскотатарского народа в составе Украинского Государства», — отметил он, добавив, что данный законопроект разработан при участии многих специалистов в области конституционного права, национальных правозащитных организаций. Он отвечает европейским стандартам в области прав человека и требованиям Декларации ООН о правах коренных народов, к которой Украина присоединилась в 2014 году.

За основу проект закона «О коренных народах Украины» поддержали 331 народный депутат, в целом — 325 избранников.

Кроме того, Верховная Рада рассмотрела ряд альтернативных законопроектов об отмене «свободной экономической зоны «Крым» и приняла в целом конституционным большинством проекты: «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно администрирования налогов и сборов на временно оккупированной территории Автономной Республики Крым и города Севастополя» (№ 5501-д); «О признании утратившим силу Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (№ 5502-д); «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины в связи с принятием Закона Украины «О признании утратившим силу Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (№ 5503-д).

В то же время народные депутаты рассмотрели два альтернативных законопроекта «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно зачисления отдельного административного сбора за государственную регистрацию в сфере градостроительной деятельности (№ 5656, № 5656-1) и приняли в первом чтении основной законопроект. По словам соавтора документа Елены Шуляк, законопроект № 5656 является дополнительным к уже принятому проекту № 5655 и предусматривает внесение изменений в Бюджетный кодекс относительно распределения административного сбора, который будет собираться при регистрации государственными регистраторами права на выполнение строительных и подготовительных работ.

Президентский законопроект «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов)» (№ 5599) представлял министр юстиции Денис Малюська. Коротко очертив основные положения документа, министр отметил, что является ли лицо олигархом будет определяться по четырем признаками. «Для того, чтобы лицо было признано олигархом, достаточно соответствия хотя бы трех из четырех признаков. Решение о включении лица и признании его олигархом, включении в соответствующий реестр олигархов принимает СНБО. СНБО может принять такое решение по представлению любого члена СНБО, Кабмина, СБУ, Нацбанка или Антимонопольного комитета», — добавил он, отметив вместе с тем: «В случае включения лица в реестр олигархов в отношении него будут устанавливаться ограничения. Такие ограничения включают запрет финансирования политических партий, прямой или опосредствованный, запрет участия в большой приватизации, подачи деклараций. А также обязательное декларирование топ-чиновниками контактов с олигархами или их представителями».

Кроме того, с докладами выступили авторы альтеративных законопроектов № 5599-1, № 5599-2, № 5599-3. Комитет по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, в свою очередь, рекомендовал парламенту поддержать за основу президентский законопроект, а альтернативные — отклонить.

В первом чтении законопроект «О предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный экономический или политический вес в общественной жизни (олигархов) (№ 5599) поддержали 275 народных депутатов: «Слуга народа» — 231, «Оппозиционная платформа — За жизнь» — 0, «Европейская солидарность» — 0, «Батьківщина» — 0, «Партия «За будущее» — 18, «Голос» — 0, «Доверие» — 18, внефракционные — 8.

Из восьми альтернативных законопроектов «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» (№ 5600, № 5600-1, № 5600-2, № 5600-3, № 5600-4, № 5600-5, № 5600-6, № 5600-7) Верховная Рада поддержала за основу основной законо-проект № 5600 — 264 голоса «за».

Исключив все политические спекуляции относительно документа, министр финансов Сергей Марченко отметил, что предложенные изменения затронут лишь представителей бизнеса, которые в течение многих лет привыкли руководствоваться нормами, выписанными специально под них и для их обогащения. В частности, это касается противодействия «скруткам» с НДС, злоупотреблению возмещения НДС, ставки экологического налога на выбросы углерода и размера ставки налогообложения за пользование недрами.

«Президент обещал прозрачные и единые правила налогообложения для всех. Каждый, кто получает сверхприбыли, должен честно уплатить налоги. Сейчас есть политическая воля Президента и правительства разрушения схем, работающих десятилетиями. Разработанный Минфином законопроект на-правлен именно на это», — сказал он, добавивши, что за счет ликвидации схем, доходы в бюджете увеличатся на 50 миллиардов гривен ежегодно.

Фото Сергея КОВАЛЬЧУКА.