Верховная Рада Украины 29 июня приняла законопроект № 3944 «О внесении изменений в статью 51 Кодекса торгового мореходства Украины относительно требований к квалификации членов экипажа», инициатором которого был народный депутат Украины — член комитета Иван Шинкаренко. Кроме него, к работе над законопроектом приобщались народные депутаты Украины — члены комитета Александр Ткаченко, Владимир Кабаченко, Антонина Славицкая и Алексей Жмеренецкий.

За принятие законопроекта в целом проголосовали 333 народных депутата Украины.

Законопроект зарегистрирован в Верховной Раде Украины еще 29 июля 2020 года. С момента регистрации и до момента принятия закона прошел почти год, и только после всесторонней и единогласной поддержке Комитетом по вопросам антикоррупционной политики указанный законопроект был рассмотрен главным Комитетом по вопросам транспорта и инфраструктуры и Верховной Радой Украины.

В частности, 11 июня Комитет по вопросам антикоррупционной политики провел выездное заседание в городе Одессе, в котором приняли участие представители от моряков, местных властей, правоохранительных органов, общественных организаций. Ключевым вопросом было обсуждение коррупционных рисков при переаттестации моряков и необходимость немедленного рассмотрения законо-проекта № 3944.

По результатам указанного заседания Комитет по вопросам антикоррупционной политики обратился к Председателю Верховной Рады Украины и в Комитет Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры относительно рассмотрения законопроекта в кратчайший срок. Несмотря на дискуссию на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры проект закона поддержали и рекомендовали внести на рассмотрение парламента.

Согласно объяснительной записке к законопроекту, требования к повторному подтверждению квалификации моряков создают необоснованную нагрузку на должностных лиц Инспекции по вопросам подготовки и дипломования моряков, а именно — увеличение количества лиц, которые привлекаются для принятия экзаменов как члены государственной квалификационной комиссии, что, в сочетании с низким уровнем использования современных информационных технологий во время обработки документов от моряков приводило к образованию искусственных очередей для сдачи экзаменов.

В то же время законодательство Украины не предполагало альтернативных способов повторного подтверждения диплома, кроме прохождения курсов повышения квалификации с дальнейшим экзаменом.

Из-за подобных пробелов в законодательстве возникла серьезная проблема с подготовкой моряков и выдачей им квалификационных документов, что привело к коррупции в этой сфере, размер которой достиг 100 миллионов долларов США ежегодно.

Принятым законом убрана указанная коррупционная схема и предусмотрено повторное подтверждение диплома моряка не более чем через пять лет с даты выдачи предыдущего подтверждения без сдачи экзаменов в государственной квалификационной комиссии.

После подписания закона Президентом Украины Министерство инфраструктуры Украины обязано привести все нормативно-правовые акты в соответствие с требованиями новой редакции статьи 51 Кодекса торгового мореходства Украины и определить прозрачную процедуру выдачи морякам повторного подтверждения дипломов без участия государственной квалификационной комиссии.