Она акцентировала внимание на острейших проблемах, созданных оккупационной властью в Крыму.

Это беспрецедентная милитаризация, массовые нарушения прав человека, преследование религиозных сообществ — православной церкви Украины и мусульман Крыма, нарушение норм международного гуманитарного права, замещение населения оккупированной территории гражданами РФ, превращение Крыма и окрестных вод в военный форпост в Азово-Черноморском регионе.

«Свое господство в Крыму Россия пытается закрепить путем превращения его в огромную военную базу и одновременно подавить все возможные формы противодействия оккупации», — подчеркнула первый заместитель министра, добавив, что на полуострове происходит также уничтожение и присвоение культурного наследия Украины и коренного народа крымских татар и параллельно ведется активная российская пропаганда, навязываются собственные исторические нарративи. «Такая политика направлена на идеологическое оправдание агрессии, размывание украинской и крымскотатарской идентичности в Крыму», — подчеркнула Э. Джапарова.

Коснувшись непосредственно «Крымской платформы», первый заместитель министра иностранных дел отметила, что до сих пор прослеживалось отсутствие стратегического видения касательно освобождения Крыма, а также распорошенность украинских и международных усилий в этом направлении. Поэтому назвала удивительно важным тот факт, что СНБО накануне 30-й годовщины Независимости Украины одобрил стратегию деоккупации и реинтеграции временно оккупированного Крыма, а Президент ее утвердил.

«МИД наработало внешнеполитическую составляющую указанного документа и наша команда во главе с министром Дмитрием Кулебой предложила Президенту международный координационный механизм «Крымская платформа», — сообщила она. И отметила, что платформа является не только международным консультативно-координационным механизмом.

«Крымская платформа» — это многоуровневый всеохватывающий формат, который продвигает стратегию и стратегическое видение политики в отношении Крыма, консолидирует внимание и ресурсы мирового сообщества и должна обеспечить синергию усилий на межправительственном, межпарламентском, неправительственном уровнях и между ними. «Лидерство Украины здесь является ключевым. Этим мы вносим абсолютно четкий вклад в систему общеевропейской безопасности и восстановления порядка», — констатировала Э. Джапарова.

Деятельность платформы, по словам Э. Джапаровой, будет происходить сразу на нескольких уровнях: правительственном, парламентском, экспертном и муниципальном. Первым мероприятием наивысшего политического уровня станет учредительный саммит «Крымской платформы», который состоится в Киеве 23 августа. «Совместная декларация, которую мы планируем принять на саммите, кроме формального запуска «Крымской платформы», подтвердит неизменность формулы: Крым — это Украина. Осудит преступления России в Крыму и вокруг. Очертит параметры международной политики деоккупации. Но вместе с тем необходимо осознавать: Россия не просто наблюдает за украинской инициативой, она объявила ее угрозой своей территориальной целостности и безопасности и начала масштабную работу по дискредитации этой площадки, ее задач и целей», — подчеркнула первый заместитель руководителя МИД. Она констатировала: «Мир должен знать, что происходит в Крыму и во что его превратили. Поэтому цель «Крымской платформы» — не позволить преступнику скрыть ежедневно продолжающиеся преступления, совместно с партнерами восстановить справедливость и заставить Россию нести ответственность за свои преступления».

В то же время глава украинской делегации в ПАСЕ, заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам интеграции Украины в ЕС Мария Мезенцева отметила:

«Мы уже приняли конституционным большинством закон о коренных народах. Но его нужно дальше проработать на международном уровне. Уже на этой неделе мы получили инициативу потенциальной резолюции, конечно же, от российской стороны в ПАСЕ, что это не отвечает международному праву, что не учтены интересы других нацменьшинств, самая большая из которых — российская. Мы пытаемся растолковать это в рамках писем, информационных кампаний. Ведь среди 47 стран-членов в Парламентской Ассамблее есть депутаты, которые могут не понять нарратив закона, даже зная международное гуманитарное право и определение «коренного народа», что это этногенез, населяющий определенную территорию, не имея собственного государства для проживания. Они могут подписать такую резолюцию и это станет недружественным шагом к Украине», — отметила народный депутат.