Находясь в составе нескольких стран и не имея собственной государственности, население как запада, так и востока Украины в своей хозяйственной деятельности было непосредственно связано с экономической жизнью соседних (и не только) стран Европы.

В отличие от бывшего СССР или нынешней Российской Федерации, Российская империя, от Петра І до Николая ІІ, не стремилась к конфронтации с Западом. Более того, с 1891 года началось и в 1907-м завершилось формирование военно-политического блока России, Франции и Великобритании — Антанты. Поощрялся импорт западного капитала, технологий и производственного опыта.

Немецкие колонисты в начале ХІХ века и фактически промышленная экспансия развитых стран Европы конца ХІХ — начала ХХ века изменили экономический облик бывшей империи, прежде всего за счет контролируемых ею на то время земель современной Украины.

Богатые природные и людские ресурсы, благоприятные климатические условия и удобное географическое расположение этих земель привлекали иностранных инвесторов и побуждали к развитию приисков, заводов, электростанций, судоверфей, железных дорог и других инфраструктурных объектов на востоке и в других регионах.

Олицетворением «промышленного» направления в тогдашней экономической политике Санкт-Петербурга стала деятельность российского государственного деятеля немецкого происхождения Сергея Витте, который учился в Одессе, работал руководителем Юго-Западных железных дорог в Киеве и со временем стал министром финансов и путей сообщения, председателем Совета Министров Российской империи.

Внедренные царским правительством протекционизм и высокие таможенные тарифы, которые достигли в 1870 году почти 40 процентов, практически делали невозможным импорт Россией промышленных товаров. Вместе с тем рубль придерживался золотого стандарта, что стабилизировало обменный курс. В поисках возможности замены своего экспорта иностранные предприниматели начинали производство на территории России, в частности в Донецком бассейне, который становился одним из двигателей промышленного развития всей Восточной Европы.

Англичанин Джон Юз (John Hughes) в 1865 году поселился в Донецком бассейне и основал компанию «Новый российский металлургический завод», а в 1872 году специалистами — уроженцами Уэльса была запущена первая доменная печь. Население новообразовавшегося городка Юзовка, который со временем станет Донецком, за 25 лет с 1869-го выросло с 6000 до 50000 жителей.

В конце ХІХ века шотландцы построили Луганский литейный завод. Началось производство горной техники, бурильного геологоразведочного оборудования и чугунного литья.

Инвесторы из Бельгии в 1886 году основали компанию «Южно-Российское Металлургическое Общество». Бельгийские специалисты сталелитейной промышленности построили завод возле села Запорожье-Каменское, поблизости от Екатеринослава (г. Днепр), и в 1887 году запустили коксовую печь «Днепровского Общества». За два года были произведены первые рельсы на заводе, который со временем стал одним из крупнейших металлургических комплексов в Европе.

В 1890-е годы бельгийцы построили металлургические заводы в Мариуполе и Енакиево, французы — в Макеевке, немцы — в Краматорске.

В 1895 году бельгийские предприниматели создали в городе Николаеве компанию «Судостроительный, механический и литейный завод», ставший одной из ведущих судоверфей Черного моря, на котором работали 5000 человек и где был построен знаменитый броненосец «Потемкин».

После 1882 года гигант химической промышленности Бельгии — компания «Сольвей» начала производство соды в Лисичанске и оставалась лидером российского рынка вплоть до Первой мировой войны.

В таких ключевых отраслях промышленности, как горная, металлургия и машиностроение, которые динамично развивались на востоке современной Украины, в конце ХІХ века объем инвестиций европейских стран составлял более 70 процентов всех капиталовложений.

Донецкий бассейн стал полем жесткой конкуренции между индустриальными гигантами Европы. Происходила бурная индустриализация, особенно вокруг таких городов, как Екатеринослав (Днепр) и Харьков, — тогдашних административных центров губерний, на территории которых располагался Донецкий бассейн.

В начале ХХ века шахты и промышленные предприятия, фактически построенные «с нуля» возле этих двух городов, давали 69 процентов угля, 57 процентов железной руды, более половины чугуна и 44 процента стали всей империи.

Вместе с иностранными инвестициями, оборудованием и технологиями из стран Европы на Донбасс ехали инженеры, менеджеры, мастера, квалифицированные рабочие и их семьи.

Показательно, что в 1900 году первым и основным иностранным инвестором в Донецком бассейне была небольшая, но экономически мощная Бельгия. Следом шла Франция, а дальше, со значительным отрывом, Великобритания и Германия. Бельгийская доля в инвестициях этой четверки составляла почти две трети. Приход на Донбасс предоставлял Бельгии возможность опередить конкурентов и избавиться от собственного экономического застоя. Бельгийские предприятия в районе Харькова и Екатеринослава добывали уголь и железную руду на площади более 23000 гектаров. Почти 400 инженеров и мастеров, преимущественно иностранцев, и более 23000 главным образом местных рабочих трудились в компаниях, другие были заняты возле доменных печей, на сталелитейном, машиностроительном производстве. Население Екатеринослава с 1885 года до конца ХІХ века выросло с 46000 до 121000 человек.

Вместе с тем в больших городах тогдашней Украины заметным признаком европейского присутствия были бельгийские трамваи (Одесса, Харьков, Екатеринослав).

Наряду с производством стали и трамваев для инвесторов из Бельгии была характерна активность в промышленности строительных материалов, прежде всего для поставок стекла, а также кирпича, растворов, кровли.

В некоторых источниках утверждается, что численность бельгийских переселенцев в Российскую империю, преимущественно на Донбасс, составляла почти 22000 человек.

Задолго до того, как промышленные предприятия начали выпускать продукцию, появлялись поселки строителей, планировщиков, архитекторов. Происходила профессиональная подготовка новых специалистов из местного населения. Аграрный и малолюдный Донбасс шаг за шагом превращался в индустриальный регион, где новые предприятия, как это было, например, в Юзовке, становились центрами притяжения для местного населения и выполняли градообразующую миссию.

По некоторым данным, индустриальный поселок Енакиево, расположенный вокруг завода «Русо-Бельж», в 1914 году насчитывал почти 25000 постоянных жителей и более 50000 временных работников.

Хотя даже после экономических и политических потрясений кризиса 1900—1905 годов бельгийская доля в иностранных инвестициях составляла 24 процента, их доминирующее положение уменьшилось. К 1914 году Бельгия опустилась на третье место — после Великобритании и Франции в горной и металлургической промышленности. В частности, из-за того, что ряд крупных бельгийских предприятий оказался под французским контролем.

В то же время сохранялось первенство Бельгии в машино-строении, трамвайном деле, производстве специальных строительных материалов и стекла.

Следует отметить, что советская пропаганда создала и распространяла антизападные представления о роли европейского капитала в индустриализации Восточной Украины. Вместе с тем именно при его ведущей роли Донбасс из малозаселенного аграрного региона превратился в один из двигателей экономического развития бывшей империи, а со временем — СССР.

Конкретные сведения о ходе и масштабах «досоветской» индустриализации противоречили и по сей день противоречат московским мифам о «сталинских пятилетках» и «величии советских побед». Историческая правда также препятствует утаиванию огромных потерь европейских инвесторов из-за коммунистической национализации после 1917 года.

Конечно, развитие промышленности Донбасса в 30-е годы ХХ века значительно увеличило экономический потенциал востока Украины. Однако необходимо помнить, что руководство СССР, опираясь на присущий этой стране принцип «цель оправдывает средства», использовало индустриальные достижения европейских инвесторов, которые и заложили основу промышленного могущества Донбасса и Украины.

Для привлечения иностранных предпринимателей к развитию востока Украины и обеспечения реализации евроинтеграционного курса нашего государства, важным является осознание того, что речь идет о восстановлении исторических связей — фактически о восстановлении весомой инвестиционной составляющей Запада в экономике Донбасса и других регионов страны.

Евгений БЕРШЕДА, член-корреспондент НАН Украины, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины.