Во время заседания Комитета Верховной Рады по вопросам молодежи и спорта народные депутаты рассмотрели два законопроекта, которые предусматривают внесение изменений в Бюджетный кодекс и касаются поддержки детских заведений оздоровления и отдыха. Как отметила представительница этого комитета, глава подкомитета по вопросам государственной молодежной политики Ирина Борзова, законопроектом, зарегистрированным под № 5635, предлагается внести изменения в статьи 87 и 91 Бюджетного кодекса, которые предусматривают возможность поддержки из государственного и местных бюджетов детских заведений здравоохранения и отдыха всех форм собственности. В то же время законопроект № 5635-1 предусматривает изменения в статью 87 в части государственной помощи, финансовой поддержки и институционной поддержки в установленном законе порядке для заведений внешкольного образования, а также детских заведений санаторного типа, детских центров, загородных заведений оздоровления и отдыха, лагерей с дневным пребыванием детей других детских заведений оздоровления, независимо от формы собственности, при условии предоставления указанными заведениями услуг оздоровления и отдыха соответственно государственных социальных стандартов. Статью 91 предлагается дополнить положениями, которые позволят назначать подобным заведениям в установленном порядке субсидии, дотации и гранты при условии предоставления ими услуг согласно государственным социальным стандартам.

Министерство социальной политики поддерживает первый из указанных законопроектов, подчеркнула И. Борзова, а Министерство финансов не поддерживает ни одного. А подкомитет по вопросам государственной молодежной политики, по словам его руководителя, одобряет законодательные инициативы по усилению поддержки детских заведений оздоровления и отдыха. «Вместе с тем, в условиях ограниченности бюджетного ресурса, считаю целесообразным поддержать законопроект № 5635, поскольку им предлагается поддержать детские заведения оздоровления и отдыха, а законопроект № 5635-1 предлагает поддержать ряд заведений — и заведения внешкольного образования, и санаторного типа, и детские центры, и загородные заведения и т. п., то есть заведения, которые не имеют непосредственного отношения к оздоровлению», — отметила она.

Позиция Министерства социальной политики направлена на поддержку любой инициативы, которая касается улучшения работы детских оздоровительных заведений. Это подчеркнул представитель министерства, генеральный директор Директората развития социальных услуг и защиты прав детей Министерства социальной политики Руслан Колбаса. В связи с распространением COVID-19, по его словам, в прошлом году такие заведения почти не работали. Даже те, которые смогли подготовиться, но не имели возможности принимать детей, не получили государственной поддержки, в том числе, и из-за отсутствия надлежащей нормы в действующем законодательстве. Ныне процесс оздоровления детей продолжается, но рынок больше частный и не стимулируется государством. Государство никак не поощряет создавать качественные услуги. А процедура тендеров и закупки иногда доходит до того, что выигрывают ее те, у кого меньше цена, а качество вообще не принимается во внимание. Сейчас заведения оздоровления просто борются за количество детей, ведь от государства получают финансирование только в виде оплаченных путевок. Нормы, о которых идет речь в обоих законопроектах, необходимо всячески поддерживать. Но первый законопроект предусматривает более широкий перечень заведений, тогда как второй содержит исчерпывающий список, в который могут не войти некоторые заведения оздоровления детей, подчеркнул Р. Колбаса.

В то же время позиция Министерства финансов непоколебима — ни один из предложенных законопроектов поддерживать нельзя, потому что они требуют значительных средств, не содержат механизма их внедрения, не определяют, на что именно будут идти расходы. Политика государства отходит от содержания учреждений до закупки услуг, подчеркнула представительница министерства Олеся Товстунец. А вот из местных бюджетов, по словам чиновницы, поддерживать заведения оздоровления детей можно и сейчас — действующие нормы кодекса предоставляют такую возможность.

Во время заседания парламентского комитета также отмечалось, что оба законопроекта нарушают основной принцип бюджетного кодекса, предусматривая одни и те же расходы из разных уровней бюджетов. Кроме того, основным в этой отрасли является закон об оздоровлении и в нем государственная поддержка для заведений, которые предоставляют соответствующие услуги для детей, не предполагается. Итак движение в этом направлении следует начинать не с кодекса, а с этого базового закона, отмечали выступающие.

После обсуждения председатель Комитета по вопросам молодежи и спорта Андрей Кожемякин поставил на голосование предложение рекомендовать Верховной Раде принять за основу законопроект № 5635. Народные депутаты поддержали.

Фото предоставлено комитетом.