Согласно планам дорожная «революция», как ее уже окрестили местные журналисты, должна вступить силу с 1 декабря этого года. Низкие штрафы за нарушение правил дорожного движения уйдут в историю — главный тезис, характеризующий нововведение.

О том, что и в каком объеме ожидает водителей на польских дорогах, сообщили в министерстве инфраструктуры. «Положим конец потаканию «дорожным пиратам». Дорожная статистика не лжет, на наших дорогах гибнет слишком много людей, ежедневно растет количество тех, кто получил ранения. ДТП — это не только травма для пострадавших и их близких, но и убытки для экономики. Потери государственного бюджета на ДТП составляют более 56 миллиардов злотых в год», — аргументировал руководитель мининфраструктуры Анджей Адамчик.

Первоочередным, на что обращают внимание эксперты, является резкое повышение денежных наказаний за дорожные преступления и правонарушения. Изменения предусматривают рост максимального размера штрафа за нарушения на дорогах с 5 до 30 тысяч злотых (то есть приблизительно от 35 до 210 тысяч гривен). Вырастет также размер дорожного штрафа, то есть штрафа, который могут выписать полицейские непосредственно на месте совершения правонарушения — от нынешних 500 злотых (более 3,5 тыс. грн) до 5 тыс. злотых (около 35 тыс. грн), а в случае совокупности нарушений — до 6 тыс. злотых (около 42 тыс. грн). Если заплатить штраф непосредственно после его получения, то можно будет рассчитывать на 10-процентную «скидку».

Несколько примеров из «тарификатора правонарушений». За превышение скорости на 30 км/час (как на застроенной территории, так и вне ее пределов) минимальный штраф составит 1,5 тыс. злотых (более 10 тыс. грн). «Рецидивист» заплатит минимум 3 тыс. злотых (21 тыс. грн), если совершит это нарушение в течение двух лет с момента первого задержания с поличным.

Штраф в размере по меньшей мере 1,5 тыс. злотых (более 10 тыс. грн) грозит «пирату» в случае «повреждения имущества или нанесения телесных повреждений пострадавшему либо причинения ущерба его здоровью, лечение которых продолжается до 7 дней».

За управление автотранспортом под влиянием алкоголя (в Польше это называют ездой «на двойном газу») предусматривается наказание в виде ареста или штрафа в размере не менее 2,5 тыс. злотых (около 18 тыс. грн). Несколько «снисходительнее» будут в отношении водителей «под газом», которые передвигаются на велосипеде или электросамокате — нижний порог штрафа составит для них 1 тыс. злотых (7 тыс. грн). Изменения в отношении пьяных водителей касаются также выплаты ренты родным жертв совершенных ими ДТП.

Средства, взысканные с «дорожных пиратов», согласно нововведениям, будут направляться в Национальный дорожный фонд и предназначаться на финансирование инвестиционных задач, связанных с улучшением безопасности дорожного движения на трасах государственного значения.

Поскольку вопрос безопасности на дорогах имеет огромный общественный резонанс и фактически безапелляционную поддержку большинства общества, эксперты не сомневаются, что правительственное предложение получит необходимую поддержку в Сейме и Сенате.

Справка

В 2020 году в Польше было зарегистрировано 23 540 ДТП. В них погиб 2 491 человек, ранения получили 26 463, в том числе 8 805 — тяжелые. По вине пьяных за рулем в 2020-м произошло 1656 ДТП, в которых погибли 216 человек, а 1847 — были ранены.