«Энеида» — первый полнометражный фильм независимой страны. 

По словам, киноведа этого учреждения Анны Онуфриенко, лучшие фильмы в течение года выбирали 70 кинокритиков. Каждый эксперт должен был определить десять непревзойденных, по его мнению, работ. К тому же не разделяли игровые, документальные и анимационные ленты. Поэтому мультфильмы тоже попали в этот список, поскольку, как считает кинокритик, «украинская анимация студии «Киевнаучфильм» весьма сильная и самобытная. «В рейтинг вошли сразу два фильма метра украинской анимации Давида Черкасского, фильм классика Евгения Сивоконя и его ученика Степана Коваля. Понятно, что критики не могли обойти своим вниманием и серию о казаках Владимира Дахно», — акцентирует Анна Онуфриенко.

Рейтинг лучших

Из тех шести анимафильмов, которые определили эксперты, всего две работы можно назвать созданными уже в независимой Украине. Так «Приключения капитана Врунгеля» Давида Черкасского (1976—1979), «Остров сокровищ» этого же творца (1988) относятся еще ко времени СССР.

Сериал Владимира Дахно «Как казаки» (1967—1995) и мультфильм «Энеида» (1991) также только частично можно назвать достоянием эпохи Независимости.

Девятисерийному анимафильму «Как казаки» Владимир Дахно посвятил 28 лет своей жизни. Первая серия «Как казаки кулеш варили» — режиссерский дебют известного мультипликатора — вышла еще в далеком 1967 году. Тройка казаков Грай, Око и Тур постоянно попадают в происшествия, из которых выходят победителями. То они играют в футбол, то борются с нечистой силой, помогают мушкетерам, встречаются с инопланетянами, спасают невест.

Динамический мультсериал без диалогов был понятен в любом уголке планеты, он успешно шагал по международным фестивалям. В Украине Владимира Дахно наградят Шевченковской премией (1988) за казаков, а в 1996 году он станет народным артистом Украины. Персонажи, основанные на фольклорном материале, будут культовыми для многих поколений не только украинцев. Хотя был период, когда этим героям хотели нацепить «буденовки», чтобы они стали «красными казаками». К счастью, этому замыслу чиновников от культуры не суждено было сбыться.

«Энеида» хотя и вышла на экраны в год провозглашения Независимости (1991), однако запрос на мультипликационную русскоязычную экранизацию Котляревского поступил из московской киностудии «Союзтелефильм» в 1988 году. Дубляж на украинском языке делали почти тайно. Однако знаковым оказалось то, что именно в 1991-м возникла Троянская Сечь со знаменитым атаманом Энеем, который не боялся ни борьбы, ни интриг и коварства. Фильм, созданный по мотивам одноименной бурлескно-травестийной поэмы Ивана Котляревского, фактически станет первым полнометражным мультфильмом независимой Украины.

Покорили мир

А вот две следующие работы, отмеченные критиками, созданы уже во времена Независимости. Это «Шел трамвай 9-й номер» Степана Коваля и «Засыплет снег дороги...» Евгения Сивоконя.

«Шел трамвай 9-й номер» — пластилиновая анимация, которая покорила жюри ряда международных кинофестивалей, в частности Берлинского, где лента в 2003 году получила Серебряного медведя за лучший короткометражный фильм. Следует также отметить, что международное признание дало толчок к постепенному восстановлению кинопроцесса. Степан Коваль задумал фильм еще в конце 90-х и выиграл президентский грант на его съемку. Работа продолжалась пять лет. Техника пластилиновой анимации как можно лучше подошла к содержанию фильма, в котором герои то проявляют свои яркие индивидуальные черты, то сливаются в сплошную аморфную массу. В час пик заполненный до краев трамвай двигается по городу. Под размеренное раскачивание вагона по извилистым колеям разворачиваются маленькие истории и большие драмы...

А мультфильм «Засыплет снег дороги...» признанного живого классика Евгения Сивоконя будет создан в 2004 году. Фигурки для этой ленты выкладывались на стекле солью, угольным порошком и поджаренной манной крупой. На мультфильм пошло килограмма два соли и угольный порошок из аптеки. История о детстве и старости, где переплетаются сны и воспоминания. Этот фильм получил приз за «Лучший анимационный фильм» на 28-м Международном фестивале короткометражных фильмов в Клермон-Ферране, «Особую награду жюри Международного конкурса» на четвертом Таборском международном фестивале короткометражных фильмов, «Приз газеты «Зеркало недели» на Международном фестивале анимационных фильмов «Шаг» в 2005 году. А также присуждена Художественная премия «Киев» имени Ивана Миколайчука в 2006 году.

Европейская авангардная анимация: немного истории

История украинской мультипликации начинается с 1927 года. В Одессе режиссер Вячеслав Левандовский создал первый анимафильм «Соломенный бычок»: кадры не со-хранились, только несколько рисунков. Потом еще были работы, которые также не дошли до нашего времени. Голодомор и война не способствовали развитию этого жанра. И только в конце 50-х годов вернулись к мультипликации. На базе «Киевнаучфильма» создали цех художественной мультипликации. И объявили конкурс по набору сотрудников. Сначала все учились на мультфильмах Уолта Диснея, также ездили в Москву на студию «Союзмультфильм» перенимать опыт. Возрождение мультипликации началось с 20-минутного мультфильма «Приключения Перца». Перец — это персонаж из одноименного сатирического журнала. По редакционному заданию он едет разбираться с загрязнителями реки. Персонажи этого мультфильма очень напоминали диснеевских, потому что начинающие аниматоры покадрово разбирали эти ленты и делали похожие картинки. Но потом украинская анимация пошла по своему экспериментальному пути, было создано много ни на кого не похожих мультфильмов. В Москве была классическая школа, а в Украине 60-х — европейская авангардная анимация.

Именно в те времена начинались и «Казаки» Владимира Дахно — анимация, построенная на народном фольклоре, песнях. Это первые картины, которые демонстрировались в кинотеатрах как самостоятельные фильмы, на них почти всегда был аншлаг. Дальше была анимация с натуральными вставками, с живыми персонажами и т. п. Это была золотая эра украинской мультипликации, которая дала такие фильмы, как «Петя Пяточкин», «Алиса в стране чудес», «Приключения капитана Врунгеля» и т. п. Стабильность продолжалась до начала 90-х годов ХХ века. Потом начался настоящий развал не только студии анимации. «На посттсоветском пространстве производство мультфильмов затормозилось, — вспоминает режиссер-мультипликатор Степан Коваль. — В те времена началось деление всего, чего только можно, и выяснение, что кому принадлежит. Только благодаря государственному финансированию хотя бы нескольких фильмов в год отрасль выжила». В те времена вышли мультфильмы «Богданчик и барабан», «День рождения Юлии», «Ходить гарбуз», которые так и не стали очень популярными.

Возрождение: «Моя країна — Україна»

За 30 лет Независимости мультипликация Украины прошла путь от упадка высокой школы до определенного возрождения. Хотя это путь «не благодаря, а вопреки». «Создание мультфильма — это длительный процесс, — говорит Степан Коваль. — В советские времена была просто выстроена система и была ответственность, когда художник элементарно должен был хотя бы отсидеть на работе определенное количество времени и что-то сделать. Потом и это исчезло».

Однако в 2000-х годах появилось немалое количество студий, которые уже не только делали мультфильмы, но и сотрудничали с певцами, создавая им клипы, рекламные ролики.

«Моя країна — Україна» — наши сказки, истории, легенды.

Знаковым фильмом в 2010-м стал проект «Моя країна — Україна». Этот сериал анимационных фильмов вышел при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино. Его создавали уже молодые режиссеры, аниматоры независимого государства. Художественный руководитель проекта — Степан Коваль. Каждая серия продолжительностью три минуты рассказывает известную или забытую сказку, историю, легенду из конкретного места Украины: то ли большого города либо маленького села, поля или моря. Фильмы этого сериала формируют национальное сознание, гордость за свою страну, помогают воспитывать будущее поколение украинцев. В 2017 году Комитет Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко объявил победителей 2017 года. В номинации «Киноискусство» награду получил Степан Коваль за этот проект.

Работы последних лет

За последнее десятилетие было создано много мультфильмов, которые финансировались и за государственные средства, и коммерческими структурами. По данным Госкино, за годы с 2011-го по 2021-й, по состоянию на 30 июня 2021 года было профинансировано 50 анимационных фильмов на сумму почти 183 миллиона гривен.

Как сообщили корреспонденту «Голоса Украины» в Госжкино, среди лучших работ, профинансированных за счет государства, следует вспомнить «Любовь» (2019) режиссера Никиты Лиськова. Это один из наиболее титулованных и известных в мире анимационных фильмов, который собрал десятки наград на международных фестивалях. В том числе гран-при на международном фестивале ANIMOCJE в Польше, Turku Animated Film Festival в Финляндии и т. п.

Ну и как обойтись без «Казаки. Футбол» и «Казаки. Вокруг света»! Это украинские анимационные телесериалы, снятые Мариной Медвидь в 2016-м и 2018 году на основе персонажей серии короткометражных анимационных фильмов Владимира Дахно «Казаки». Все кадры нарисовал от руки художник оригинальной серии фильмов о казаках Эдуард Кирич, которые потом были оцифрованы и анимированы.

А также в этом году «Укранимафильм» выпускает поэму Тараса Шевченко «Кобзарь-2015».

«Кобзарь-2015» — экшн-драма по мотивам поезии Тараса Шевченко.

«Похищенная принцесса» (2018) была создана за счет Госкино и одержала победу на кинофестивале The Richard Harris International Film Festival в ирландском городе Ламерик в номинации «Лучший художественный фильм».

«Никита Кожемяка» — первый украинский анимационный полнометражный фильм-фэнтези в формате 3D, снятый Мануком Депояном по мотивам одноименной сказки Антона Сияники. Год выхода на экраны — 2016-й. В 2017-м лента получила награду «Золотая юла» как лучший анимационный фильм, а также принимала участие в отборе на выдвижение фильма от Украины на юбилейную 90-ю кинопремию «Оскар» Американской академии кинематографических искусств и наук в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

«Мы идем по своему неповторимому пути»

У украинской мультипликации времен Независимости есть свои достижения и провалы. «Чтобы сделать анимационный фильм, надо найти инвесторов, а потом продать его, чтобы получить деньги на дальнейшее производство. А с маркетингом и дистрибуцией у нас часто не складывается, — говорит режиссер, бывший директор «Укранимафильма» Дмитрий Лисенбарт, — К тому же это длительный процесс — 3—5 лет. Ну и средства, конечно. Например, одну серию «Симпсонов» создают 250 человек, и стоить она может до миллиона долларов. Однако наша мультипликация старается выживать и даже имеет свои достижения. Также следует отметить, что нет специалистов».

Поддерживает коллегу и Степан Коваль: «В Украине государственное финансирование получают один-два полнометражных мультфильма в год. За границей во многих странах — один-два в месяц, а иногда и в неделю. Например, в странах Балтии идут отчисления на культуру с игровой индустрии. Тогда количество может переходить в качество. У нас же каждый мультфильм должен быть шедевром. А так не бывает. Однако хорошо, что у нас как-то поддерживается отрасль. Анимация жива, и мы идем по своему неповторимому пути».

Следует отметить, что Степан Николаевич в этом году на девятом кинофестивале «Корона Карпат» получил серебряную «Корону». На фестиваль он привез сразу несколько своих работ, однако награды удостоилась лента «Фамилия в кармане» — история спасения младенца во время Голодомора. Так что вопреки всему у нас есть мультипликация!