Ведь речь идет не только о наличии или отсутствии у ребенка желания идти в школу, но и о его интеллектуальной, волевой, социальной, мотивационной готовности и физическом созревании.

Интеллектуальная готовность к школе предусматривает созревание определенных отделов головного мозга, которые отвечают за формирование навыков письма, счета, чтения и общего развития.

Как ее развивать? Больше разговаривайте с ребенком, анализируйте и обсуждайте разные игровые и жизненные ситуации, вместе решайте интересные логические задачи. Следите за тем, чтобы он не был перегружен обучением, поскольку это может снизить уровень познавательного интереса.

Волевая готовность — это способность ребенка заставить себя делать то, что ему не интересно и не нравится в данный момент. Сформированность волевой готовности на достаточном или высоком уровне поможет первокласснику легко высидеть за партой в течение урока. Если же волевая сфера сформирована на недостаточном уровне, то учебный процесс будет сложным не только для ученика, но также для родителей и педагогов.

Как ее развивать? Начните тренировать в ребенке умение ждать (своей очереди в игре, подарка или какого-то события, внимания мамы или папы, когда они чем-то заняты, и т. п.). Организовывайте такие виды деятельности, к которым можно приобщить ребенка против его желания, а потом обязательно похвалите за выдержку и усилия, приложенные им для достижения результата.

Социальная готовность означает, что малыш легко общается с детьми на площадке, с одногруппниками в саду и взрослыми, согласно ситуации. То есть общение с ровесниками должно отличаться от общения с малознакомыми взрослыми.

Причиной отсутствия у ребенка навыков общения может быть или неадекватно сформированная привязанность к родителям, или чрезмерное пользование гаджетами (что снижает уровень потребности в общении).

Важная составляющая психологической готовности — мотивация. Сложно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет.

Как ее формировать? Начните с ознакомления ребенка с учебным заведением. Именно вы, родители, должны рассказать о том, чем занимаются дети в школе (учатся, играют, дружат, общаются на интересные темы, участвуют в праздниках, ходят на экскурсии и т. п.) и чем занимались в школе вы. Желательно, чтобы ребенок ознакомился с помещением школы до 1 сентября. Это облегчит адаптацию в первые дни пребывания в школе. Старайтесь не критиковать образовательный процесс, педагогов и их деятельность в присутствии ребенка! Это может сформировать негативное отношение к школе и снизит авторитет педагога в его глазах.

При оценивании физической готовности обратите внимание на сформированность скелета. Приблизительно в 7 лет руки ребенка становятся пропорционально длиннее относительно туловища, появляется талия, становятся более заметными коленные суставы, активно идет смена зубов. Эти изменения говорят о сформированности внутренних органов и готовности организма к учебным нагрузкам.

Для улучшения физического состояния ребенка проводите больше времени на свежем воздухе, занимайтесь спортом, играйте в подвижные игры, в частности с мячом (это способствует подготовке руки к письму). Так вы улучшите не только физическое состояние ребенка, но и ваши взаимоотношения. Формируйте навыки самообслуживания, уже сейчас приучайте его к режиму дня. Это облегчит адаптацию к школе.

Также можете задать своему школьнику вопросы из тестовой беседы, предложенной С. Банковым.

l Назови свои фамилию, имя, отчество.
l Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы.
l У тебя есть брат, сестра? Кто старший?
l Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года?
l Сейчас утро или вечер (день или утро)?
l Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Когда ты обедаешь — утром или днем?
l Что бывает раньше — обед или ужин?
l Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
l Кем работает твой папа, твоя мама?
l Ты любишь рисовать? Какого цвета эта лента (платье, карандаш)?
l Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
l Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
l Почему снег бывает зимой, а не летом?
l Что делает почтальон, врач, учитель?
l Зачем в школе нужна парта, звонок?
l Ты хочешь пойти в школу?
l Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
l Каких животных ты знаешь?
l Каких птиц ты знаешь?
l Кто больше — корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лап: у петуха или у собаки?
l Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Сосчитай от трех до шести, от девяти до двух.
l Что нужно сделать, если случайно сломаешь чужую вещь?

Более полные ответы свидетельствуют о большей психосоциальной зрелости ребенка. 

Желаю успешного старта в образовательном процессе и вам, и вашему первокласснику!

Ольга ЧИСТЯК, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии факультета педагогики и психологии НПУ имени М. П. Драгоманова.