Признак современного человека — мобильность. Мы живем и двигаемся все быстрее, а для этого применяем различные средства, которые помогают нам в этом ускорении. Если несколько лет назад человек на электросамокате или моноколесе удивлял и вызывал восторг, то сейчас те, кто передвигается с помощью подобных средств, уже не ассоциируются с персонажами футуристических фильмов. У большинства прохожих они вызывают уже не восторг, а, скорее, раздражение. И не безосновательно: количество сообщений о несчастных случаях, происходящих при участии пешеходов и пользователей электронных передвижных устройств растут в геометрической прогрессии. Проблема явно существует, а вот законодательство отвечать на нее пока не готово.

В сентябре 2020 года парламент уже пытался решить этот вопрос. Тогда в Верховной Раде было зарегистрировано два законопроекта, касавшихся пользователей персонального легкого электротранспорта. Сессионный зал в первом чтении поддержал инициативу представителей фракции «Голос». Как отметила, представляя тогда свой проект изменений, Юлия Клименко, законопроект № 3023 «аполитичный, но весьма важен, поскольку он будет регулировать наше будущее». По словам народного депутата, люди, которые пользуются легким персональным электротранспортом, пока фактически не существуют в законодательном поле. «Они не имеют ни прав, ни обязанностей, они ездят, но они не пешеходы, не транспорт и не велосипеды», — заявила народный депутат. Осенью 2020-го ее коллеги согласились принять за основу представленный Ю. Клименко документ и внести изменения в закон о дорожном движении (который принимался, кстати, еще в 1993 году) и урегулировать права и обязанности пользователей легкого электротранспорта. Впрочем, тогда на этом все и остановилось.

Сейчас к проблеме вернулся внефракционный народный депутат Андрей Деркач. В его авторстве в начале июля зарегистрирован проект изменений в закон о дорожном движении, касающийся самобалансирующих транспортных средств, оборудованных электродвигателями (электросамокат, сигвей, сегвил, гироскутер). «Безопасное использование таких транспортных средств для передвижения жителей населенных пунктов улично-дорожной сетью, безусловно, требует надлежащего и своевременного правового урегулирования», — отмечает парламентарий в объяснительной записке к своему законопроекту. Он акцентирует внимание на необходимости снизить травматизм участников дорожного движения путем нормирования прав, обязанностей и ответственности субъектов — участников дорожного движения на самобалансирующих транспортных средствах, оборудованных электродвигателями.

А также на повышении общего уровня безопасности граждан, в том числе пешеходов и, особенно, детей, во время их пребывания на улицах, дорогах, а также в местах отдыха и т. п.

Законопроектом предлагается, в частности, дополнить некоторые статьи закона о дорожном движении предписаниями относительно лиц, которые пере-
двигаются на самобалансирующих транспортных электросредствах как участники дорожного движения.

Отдельно А. Деркач намерен дополнить действующий закон статьей 19, которая будет содержать перечень основных прав и обязанностей лиц, передвигающихся на транспорте, оборудованном электродвигателем, по тротуарам, пешеходным или велосипедным дорожкам. В частности, предлагается на законодательном уровне закрепить право управлять самобалансирующими транспортными средствами, оборудованными электродвигателями, которые используют для движения на проезжей части дорог, улиц или обочин, за лицами, достигшими 16-летнего возраста. Также им предлагается предоставить право ездить по специальным велосипедным дорожкам, а в случае их отсутствия — по краю проезжей части дороги, улицы или обочине.

Законотворец также хочет обязать участников такого вида дорожного движения использовать технически исправные и надлежащим образом оборудованные транспортные средства, находиться в застегнутом мотошлеме, не отвлекаться от управления транспортными средствами, не перевозить грузы, которые мешают управлению, и не перевозить пассажиров. Речь идет и о том, что самобалансирующие транспортные средства, оборудованные электродвигателями, необходимо оснастить светоотражающими устройствами, а во время движения в темное время суток — внешними световыми приборами.

Проект изменений А. Деркача пока еще не рассматривали на заседании профильного комитета, так же нет на него и заключения Главного научно-экспертного управления аппарата Верховной Рады. Впрочем, к предыдущим законопроектам такое заключение существует, и в нем указывается на то, что прежде всего в законодательстве необходимо определить сам термин, который можно применять к тем, кто двигается на персональном электросредстве. Самым употребляемым термином в европейских странах, в частности в государствах—членах ЕС, например, является термин «личное легкое электрическое транспортное средство» или в другом переводе — «легкое электрическое транспортное средство для личного использования». Так что работы законотворцам на этом поприще будет достаточно. Особенно с учетом того, что проблема действительно уже опередила свое время.

ФАКТ

Специалисты университета Северной Каролины в США провели исследование, во время которого выяснили: электросамокаты выбрасывают в атмосферу больше парниковых газов, чем дизельный автобус, электромопед или электровелосипед. Более половины вредных веществ попадает в атмосферу через добычу материалов, которые используются для создания электросамокатов, и во время производственного процесса. Больше всего вредных веществ выбрасывается в окружающую среду при производстве алюминиевого корпуса и литий-ионной батареи.

Кроме того, самокаты нужно регулярно заряжать: энергии они потребляют мало, но много вредных веществ попадает в атмосферу из-за того, что работники компаний, собирающих самокаты для подзарядки, ездят по городу на обычных автомобилях.