Если просмотреть сайт Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) за последние полтора-два года, сложится стойкое впечатление, что менеджеры государственного ПАО «Укрзалізниця» решили родное предприятие как можно скорее... разворовать.

Детективы Бюро выясняют, что на ПАТ то покупают по завышенным ценам шпалы и брусы, уплачивая на 13 миллионов гривен больше, то дизтопливо, нанеся ущерба на 92 миллиона гривен, то стрелочную продукцию — ущерб составлял 93,28 миллиона гривен... А у менеджеров предприятия есть средства на полеты вертолетом общества и отдых на речном судне ПАО, на который покупают только... гаванских сигар на 40 тысяч гривен.

Но больше всего ущерба наносят даже не прямые финансовые перерасходы, а закупки, связанные с промышленным производством. О таком факте сообщают во Всеукраинской ассоциации литейщиков.

В 2016 году ПАО «Укрзалізниця» начало в огромном количестве покупать для подвижного состава железной дороги тормозные колодки, изготовленные из материала, являющегося смесью резины и технического углерода с канцерогенным асбестом или другими вредными веществами неизвестного химического состава, рассказывают в Ассоциации. Эти колодки назвали «композиционными» — такое название используют и в некоторых странах Евросоюза.

— Но ни в одной стране ЕС тормозные колодки из резиносмеси неизвестного состава не используют, — объясняет известный ученый, доктор наук, профессор, глава Ассоциации Александр Шинский. — Композиционные — это колодки, изготовленные не из резиносмеси, которые закупает «Укрзалізниця», а из материала, химический состав которого жестко регламентирован соответствующими нормативными документами.

Посему первейшая здесь проблема — экологическая, связанная с безопасностью на транспорте. Хотя ради узаконения закупки тормозных колодок из резино-асбестовой или резино-безасбестовой смеси «Укрзалізниця» согласовала «Технические условия». На самом деле все эти «условия», доказывают литейщики, — не больше, чем очковтирательство, так как на эти «композиционные» колодки не регламентирован ни сам материал, ни его состав, ни пропорции компонентов резиновой смеси, ни химический состав и даже названия примесей. Поскольку состав резиносмеси нигде не указан, ее наполнителями может быть даже... мусор!

Что же происходит с такими колодками, когда поезд тормозит? Температура повышается до нескольких сотен градусов и они начинают гореть, выделяя отравляющие продукты. Вообще-то людям следует стоять на железнодорожном перроне в респираторах, советуют специалисты. Ведь «никакой санитарно-эпидемической экспертизы этого композиционного материала (рнзиносмеси) тормозных колодок в условиях их эксплуатации при высоких температурах не проведено».

То есть, пишут литейщики, «грубо нарушаются все законодательно-нормативные акты относительно безопасности движения на транспорте и соблюдения санитарных норм, поскольку компоненты резиносмеси являются канцерогенными веществами и вредны для людей и окружающей среды».

Другая проблема — экономическая. Как доказывают специалисты, «использование резино-асбестовых или резино-безасбестовых («композиционных») тормозных колодок уменьшает срок эксплуатации колесных пар подвижного железнодорожного состава». Эти «композиционные» колодки, в отличие от традиционных — чугунных, намного больше разрушают рабочую поверхность колес и приводят к дефектам на их поверхности. Поэтому «Укрзалізниця» «вынуждена» увеличивать закупку колесных пар, которые, кстати, весьма недешевы.

Опровергают литейщики и заверения некоторых должностных лиц «Укрзалізниці» о том, что эксплуатация «композиционных» колодок намного эффективнее, чем чугунных. Ориентировочная стоимость «композиционных» колодок с чугунными вставками 2ТР-155 и 2ТР-15 составляет 735,63 гривни (с НДС), тогда как подобных без чугунных вставок — 244,42 (с НДС). «То есть на «Укрзалізниці» втрое завысили цену тормозных колодок, чтобы больше «заработать» на государстве», — подытоживают литейщики.

Они также обращают внимание на то, что цена чугунных тормозных колодок значительно ниже: вагонных типа «С» — примерно 455,40 гривни за штуку (с НДС), а тормозных типа «Ф» для моторвагонного подвижного состава — 487,80 гривни за штуку (с НДС).

Ассоциация и отдельные металлургические предприятия уже неодно-кратно обращались к руководителям ПАО «Укрзалізниця» с просьбой обратить внимание на проблему с закупкой «композиционных» колодок. Но в ответ получали традиционные бюрократические отписки.

Надежда на лучшее затеплились, когда год назад предприятие возглавил опытный менеджер и общественный деятель Владимир Жмак. В частности, 30 октября 2020 года «Укрзалізниця» и НАБУ подписали меморандум о сотрудничестве.

Сотрудничество заключалось и в том, что ПАО будет предупреждать Бюро обо всех выявленных коррупционных и других уголовных действиях менеджеров разных звеньев железной дороги.

Но недолгим был празд-ник на улице борьбы со «схемами». Уже в марте этого года... наблюдательный совет ПАО «Укрзалізниця» единогласно «поддержал освобождение Владимира Жмака с должности главы правления компании». В недавнем выступлении по ТБ он дал понять, что наблюдательному совету, по его мнению, очень не понравилось то, что он «срезал» материальные льготы «наблюдателям». В частности, и крепко «пришвартовал» речное судно, на котором привыкли на широкую ногу отдыхать топ-менеджеры и некоторые члены наблюдательного совета.

Так что как покупала «Укрзалізниця» «композиционные» колодки вместо надежных чугунных, так и покупает. Как результат, «государству в лице ПАО «Укрзалізниця» наносится ущерб на сотни миллионов гривен», — отмечает Александр Шинский. К этому следует добавить и так называемую утраченную выгоду.

— В последнее время литейное дело прошло успешную рыночную трансформацию, — говорит профессор Национальной металлургической академии Юрий Пройдак. — На заводах отказались от массового литья. Литейные предприятия стали меньше, но гибче, лучше реагируют на рыночный спрос. Большинство провели модернизацию. Появились новые литейные заводы, оснащенные современным оборудованием для выплавки, в частности, высококачественного «синтетического» чугуна и изготовление из него сертифицированных деталей и изделий, в частности, и тормозных колодок для подвижного состава железной дороги. Литейные производства могут давать качественную продукцию, в том числе и для железнодорожников...

Но если литейщики формируют отечественный рынок чугунной продукции, то государственный подход требует созвучного отклика, словом, того, что мы называем поддержкой отечественного производителя. Здесь важен социальный аспект.

Чем больше заказов получат литейщики, тем больше будут размеры зарплаты, отчислений в бюджеты разных уровней, взносов в Пенсионный фонд и фонд соцстраха.

От редакции. Учитывая всю серьезность проблем на «Укрзалізниці», СНБО поручил правительству возложить обязанности главы правления ПАО «Укрзалізниця» на министра инфраструктуры Александра Кубракова. СНБО требует, чтобы «Укрзалізниця» внедрила программы восстановления подвижного состава, закупки новых вагонов, развития железнодорожной инфра-структуры и т. п.

Еще раньше, 31 мая, после разговора с Премьер-министром Денисом Шмыгалем народный депутат Юлия Гришина заявила: «Уже в ближайшее время будет объявлен конкурс на новых членов на-блюдательного совета ПАО «Укрзалізниця», которые потом изберут новое правление компании».

Днепропетровская область.

Фото из открытых источников