Падение экономики, в том числе из-за затяжных карантинных ограничений, вызвало уменьшение зарплат. Не у всех есть даже минимальная. А это обстоятельство, как выяснилось, влияет на назначение субсидии в течение отопительного сезона. Вот как объяснила эту взаимосвязь Екатерина Бинусова, заместитель директора департамента — начальник управления социальной помощи и компенсационных выплат Черкасского городского совета.

— Жилищную субсидию назначают и предоставляют в соответствии с Положением о порядке назначения жилищных субсидий. Утвержден документ постановлением Кабинета Министров Украины от 21.10.1995 № 848 (далее — Положение).

Согласно п. 35 Положения для расчетов жилищной субсидии среднемесячный совокупный доход лиц, указанных в пунктах 24, 25, 27 и 28 этого Положения, учитывается за I и II кварталы текущего календарного года — в случае, если жилищная субсидия назначается с начала отопительного сезона.

Пунктом 14 Положения определены обстоятельства, при которых субсидия не назначается, в частности, и обстоятельства отказа на основании начисленного дохода за соответствующий период. Жилищная субсидия не назначается, если в составе домохозяйства или в составе семьи члена домохозяйства есть лица, достигшие 18-летнего возраста и, по информации ГНС, Пенсионного фонда Украины, у них вообще отсутствуют доходы, которые учитываются при назначении жилищной субсидии. Второй аспект, по которому не назначается субсидия: начисленный среднемесячный совокупный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы, и за него не уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, не менее минимального, суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии.

Это не касается военнослужащих, а также лиц в отношении которых имеется задолженность работодателя по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Под это исключение подпадают и лица, которые согласно законодательству освобождены от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, а также лица, находившиеся за границей совокупно более 60 дней (кроме случаев, указанных в абзацах девятом—одиннадцатом этого подпункта). В 60-дневный период пребывания за границей не включаются дни служебной командировки, лечения, обучения или ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста за границей, что подтверждается соответствующими документами.

Таким образом, при определении права на назначение субсидии учитывается среднемесячный доход, а не каждый месяц отдельно. Также пп. 3 п. 14 Положения предусмотрены другие условия, при которых субсидия предоставляется. В частности, жилищные субсидии назначаются лицам, которые имели сумму среднемесячной заработной платы менее размера минимальной заработной платы не более чем на 50 процентов, а в городах Киеве и Севастополе, в областных центрах и городах областного значения — не более чем на 20 процентов, и одновременно единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование уплачен в размере, не меньше минимального, за все месяцы на протяжении указанного периода; уплатили (за них уплачен) единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, не менее минимального, в течение квартала, предшествующего кварталу перед месяцем обращения за назначением жилищной субсидии или перед месяцем, в котором жилищная субсидия назначается без обращения гражданина.

В то же время лицу, работающему по срочному трудовому соглашению, жилищная субсидия может быть назначена только в случае, если срок действия срочного трудового договора больше, чем срок, на который назначается жилищная субсидия.

Порядок учета доходов при назначении субсидии определен Порядком исчисления среднемесячного совокупного дохода семьи (домохозяйства) для всех видов государственной социальной помощи, утвержденным постановлением Кабинета

Министров Украины от 22 июля 2020 г. № 632.

Расспрашивала Лариса СОКОЛОВСКАЯ.

Черкассы.