Заслуженная художница Украины Александра Телиженко из Черкасс (на снимке), «академик» и философ в области декоративно-прикладного искусства. Ее монументальные работы, наполненные глубокими смыслами, известны как в Украине, так и за пределами нашего государства. Художница считает, что высокие символы работают в большом пространстве.

Человек, как существо космическое, говорит Александра Васильевна, живет в вибрациях вселенских энергий. Гармоничность или дисгармоничность тех образов, которые он воспринимает с рождения, оказывают непосредственное влияние на его духовное и физическое тело. Орнамент или знак-символ несет в себе определенный смысловой код. Орнаментальный язык архетипов является первичным отражением сознания человечества и присущ разным культурам. Созерцая краски и формы окружающего пространства, человек подсознательно «узнает» именно те «узоры», формы, цвета, которые соответствуют его внутренней сути, а следовательно — являются для него судьбоносными.

В искусстве всех времен и народов цвет играл и играет сверхважную роль. Он неотделим от света, поскольку сам свет является залогом его распознания. Согласно теории света, утренний белый луч раскрывает весь цветовой спектр, который играет миллиардами оттенков в течение дня, чтобы по его завершении, объединив все краски, свернуться в тьму ночи. Цвет, как и музыка, звук, слово, имеет символическое значение, согласно чему влияет на человеческое подсознание, а следовательно — и на сознание. Это значение касается как восприятия окружающего мира, так и «прочтения» художественного произведения.

Посмотрим, какой сакральный смысл несут в себе цвета нашей Независимости — это прежде всего касается Государственного флага. Художница имеет свое видение формирования одного из главных атрибутов государства, которое она воплощает в собственных работах и в теоретических утверждениях. Среди серии работ, посвященных национальным первоосновам, — произведения «Коли не було з нащада світа», «Як світ творився», «Першопочаток».

Особое значение в постижении истоков имеет последняя работа. В ее сюжете две взаимообъединенные спирали в движении — голубая и желтая — порождают жизнь в образе золотого колоса по центру работы. Как известно, спираль — один из универсальных мировых символов, которая воплощает в себе эволюцию миротворения. То есть в этой работе голубая и желтая спирали во взаимообъединенном движении создают жизнь. Собственно, эта идея и заложена в цветах нашего флага. Солнце и вода — залог жизни. Следует отметить, что Александра Телиженко является автором учебного пособия «Основы национальной культуры» (2012). Поэтому, исследуя сложную тему символики в орнаментике древних символов, художница утверждает, что и сегодня знаковые системы в народном искусстве работают, создают ауру среды, влияют на психику человека и, соответственно, на его настроение и самочувствие. Что же говорить о флаге, который работает в большом пространстве? В этом конкретном случае цвет — не абстрактная величина, а истинное выражение определенных естественных и сверхъестественных мировых признаков — высшей истины. Цветовая символика несет в себе значение межкультурной универсальности, поэтому она является средством международного общения.

Сверхважное значение получает то, в каком порядке объединены эти цвета. Вернемся к нашему Государственному флагу — «Бій одлунав... Жовто-сині знамена затріпотіли на станції знов» (известный стих Владимира Сосюры). Изначально флаг УНР был желто-синим. На пороге Независимости Верховная Рада Украины, в которой еще был сильным советский элемент, пошла по пути компромисса, взяв за основу натуральное природосоответствие цветов — синее небо и желтое пшеничное поле. На самом же деле в символике (а геральдика — высший уровень символики, который работает в большом пространстве) никогда не было натурализма. Геральдика работает со вселенскими информативными слоями, где желтое — это космический огонь (Солнце), а вода — стихия Земли. То есть место желтого (золотого) цвета — вверху («космический огонь»).

Все указанное выше — не абстрактные истины. Кстати, относительно миротворческих стихий — воды, огня, земли и воздуха — значение, которое им придавали когда-то, до сих пор присутствует в нашем жизненном пространстве, но не всем удается это ощущать и постигать до глубин. Творческие личности сохраняют способность к такому восприятию.

Так что космический огонь и голубизна Земли или синее небо над золотом пшеницы — каким будет колорит нашей Независимости завтра? Над этим размышляют художники.

Записала Севастьяна Федоренко.

Фото из архива Александры Телиженко.