— Возвращайте (или формируйте) привычный для школьной жизни режим дня. Просыпайтесь на 15—30 минут раньше каждый день.

— В первую очередь дети идут в школу ради друзей и отношений. Только после того, как почувствуют безопасность в контактах, они смогут приступить к учебе. Вместе вспомните и пройдите дорогу в школу. Малышам нарисуйте или распечатайте карту. Младшеклассникам здорово было бы посмотреть на фото одноклассников, встретиться в кино, парке, на квесте или хотя бы в зуме. Старшие разберутся сами.

— Если у классного руководителя (куратора, тьютера) хватит сил и времени, было бы здорово прислать всем детям искреннее короткое письмо с доброй «настройкой» перед учебным годом.

— Провести ревизию канцтоваров и одежды. Выбор и покупка нового создаёт радостный фон ожидания. Важно дать детям возможность самим выбрать канцтовары. Обратите внимание: одежда для гиперчувствительных детей любого возраста лучше пусть будет с минимумом швов, не обтягивающая, и желательно, чтобы надевалась не через голову. Если телу ребенка дискомфортно, он не сможет сосредоточиться на учебе.

— Ребенок уже может подготовить рабочее место: убрать на столе, поставить лампу. Процесс упорядочивания сам по себе структурирует. Малышам важно, чтобы ноги при сидении доставали до пола или стояли на подставке, чтобы игрушек в поле зрения было поменьше.

— Помните про летний «откат в знаниях». Это нормально. Все вспомнят.

— Каждый год это повторяю: узнайте, пожалуйста, какой в школе туалет. Если не привычной для ребенка конструкции — научите его пользоваться именно таким.

— Для малышей важно закреплять навыки самообслуживания: как поддерживать гигиену, переодеться, самому кушать.

— Научите малыша откликаться не только на его имя, но и на фамилию. Многие дети в первом классе ждут обращения по имени и не считают, что обращаются именно к ним, когда учитель говорит: «Дети, откройте книгу».

— Здорово продумывать вместе с ребенком идеи завтраков или еды в школу (которую ребенок будет брать с собой). Даже дома можно «играть» в ланч: доставать еду из ланч-бокса, пользуясь салфетками.

— Если учитель незнакомый — для учеников младших классов — было бы правильно увидеть, услышать голос, почувствовать нового человека. Малыши, особенно «несадиковские», чувствительны к совсем новым типажам. Напоминайте ребенку о том, что люди бывают разными.

— Если класс инклюзивный, поговорите об этом с ребенком: предупредите о том, что его забота может быть важна однокласснику, что у всех людей разные способы восприятия информации. И непохожий — не значит плохой.

— При переходе в среднюю школу познакомьте ребенка с классным руководителем. Идеально, если в школе подготовят «портфолио» учителей: фото, ФИО и какой предмет ведёт. Это поможет лучше ориентироваться в новом для них мире разных преподавателей.

— Удобно, когда школа — полного дня. С кружками, разными занятиями. Но у ребенка, помимо школы, должна быть и своя территория, не связанная со школьной жизнью.

— Важная тема: я часто повторяю, что нам с папой очень важно знать, что дочка в безопасности, что мы всегда будем на ее стороне. Когда мы в мультфильмах или фильмах видим черты буллинга, я ей говорю: это буллинг и это недопустимо!

Если это происходит рядом с тобой или вдруг, не дай Бог, по отношению к тебе — пожалуйста, обязательно скажи нам и другим взрослым.

— Мы снова и снова повторяем простые правила: важно ходить в туалет, покидать школу без нас нельзя, если вдруг нужна помощь — рядом есть тьютер или классный руководитель. В этом году уточните новые карантинные правила.

— Обязательно отпразднуйте переход из сезона отдыха и лета — в рабочую осень.

— И напоследок и себе, и всем напоминаю: школа — только часть жизни. Кроме школы в жизни ребенка должна быть также Жизнь. С игрой, отдыхом и радостью!

Добрых взрослений!

Светлана РОЙЗ, психолог.