Транспортное предприятие, которое рассчитывало на четкий контроль и увеличение поступлений от оплаты проезда, получило... убытки.

Как подсчитали в «Электротрансе», в июле там заработали в два раза меньше, чем в июне. Электронными билетами уплатили лишь шесть тысяч гривен. Еще две тысячи гривен поступило от тех, кто воспользовался при оплате QR-кодом. И почти такую же сумму уплатили банковской картой через терминал у водителя.

Для предприятия, которое каждый день выводит на линии до восьмидесяти троллейбусов, мало. С такими доходами сложно содержать штат водителей, контролеров и управленцев. Об оплате электроэнергии и других материальных расходах и говорить не приходится. А о приобретении новых троллейбусов и подавно.

Правда, в новшестве есть и позитив. Впервые за несколько десятилетий удалось наладить четкий учет льготников. Оказалось, что за месяц они зарегистрировали количество проездов на 27 тысяч гривен. Так что теперь разговоры о миллионных потерях именно на этой категории пассажиров отходят в прошлое — становится понятно, какую сумму компенсации предприятие может требовать из бюджета.

Довольно существенной оказалась также еще одна статья доходов — штрафы. Теперь контролеры, а это в основном вчерашние кондукторы, практически все время находятся на линии. В июле они выявили свыше семи десятков безбилетников, которые заплатили 17 тысяч гривен штрафа.

Но вряд ли именно эту статью доходов можно назвать стабильной в будущем. Жесткий контроль заставляет пассажиров быть добросовестными в оплате. Неудивительно, ведь 5—6 гривен за проезд значительно меньше, чем наказание в 240 гривен. Половину этой суммы составляет административный штраф. А вот вторая половина — это плата за бесплатный проезд. Последнее чуть ли не больше всего возмущает пассажиров. Особенно в ситуациях, когда они готовы были заплатить за поездку денежной наличностью, но не имели возможности это сделать.

В такую ситуацию часто попадают гости города или крестьяне из окружающих населенных пунктов. Больше всего при этом страдают пенсионеры. Ведь они не имеют льготного электронного билета, которым обеспечены соответствующие категории хмельнитчан. Потому и воспользоваться правом бесплатного проезда не могут.

На помощь должен прийти разовый билет с QR-кодом или банковская карточка, которой можно заплатить через терминал, находящийся в кабине водителя. Но ведь билет нужно где-то купить, а карточку — иметь.

Словом, путь к безналичной оплате в транспорте оказался не для всех простым и удобным. Но пока альтернативы ему в городе нет.

Остается надеяться, что к новшеству все-таки привыкнут все. А вот что касается убытков «Электротранса», то здесь есть над чем подумать и предприятию, и городским властям. Именно они дотируют коммунальное транспортное предприятие не один год и помогают в приобретении новых троллейбусов. Похоже, эта практика пока останется.

А вот в чем возможны изменения, так это — в стоимости проезда. Нынешние расценки были утверждены совсем недавно — в конце мая. Но, судя по тому, сколько зарабатывают троллейбусники на билетах, можно ожидать нового повышения их стоимости.

Хмельницкий.