Поскольку газовые войны у нас происходили каждый год, то энергетическая угроза со стороны России была постоянной и использовалась Кремлем для достижения своих целей в удобное для него время. Критически высокая энергетическая зависимость Украины от потребляемого российского газа позволяла ей мощно влиять на наше молодое государство. Эта энергозависимость была самой главной проблемой в отношениях с Россией.

Два газовых кризиса, спровоцированных Россией 01.01.2006 года и 01.01.2009 года, стали очень серьезным предупреждением для Украины.

Тогда в январе 2006-го эта газовая атака была тщательно подготовлена. Россия перекрыла поставки газа по трем газопроводам, ведущим в Харьковскую, Луганскую, Днепропетровскую и Донецкую области.

Если бы в то время Украина не была подготовлена и не смогла бы себя защитить (в то время были очень сильные морозы), можно было бы говорить об экологической катастрофе. И именно такая цель ставилась Путиным. Заметно, что Москва пренебрегала русскоязычными и самими русскими Восточной Украины. Ведь именно там проживает самый большой процент русских, и такой вот новогодний подарок им готовился.

У Украины не было выхода. Тогда морозы достигали 30 градусов. И потому был подписан кабальный протокол 4 января 2006 года, причинивший большие убытки украинской экономике.
01.01.2009 года Россия была намерена кардинально решить «украинскую проблему», граничившую с настоящей «газовой войной» против Украины. Сначала происходило постепенное сокращение поступления газа в газотранспортную систему, а с 07.01.2009 года до 20.01.2009 года газ вообще в Украину не подавался.
Несмотря на то, что замерзали клиенты «Газпрома» в Европе, которым поставки газа прекратились полностью (Молдова, Румыния, Чехия, Словакия, Болгария, Сербия, Хорватия) или же частично (Германия, Польша, Италия).

Таким образом, в газовый конфликт была вовлечена практически вся Европа. Россия четко показала, что для достижения своих целей она не собирается считаться с проблемами мелких европейских стран, какими бы друзьями России они ни были.

В то же время Кремль и «Газпром» в унисон обвиняли Украину в прекращении транзита газа, намекая на сложное техническое состояние нашей газотранспортной системы. Это было не новое обвинение России, поскольку их пропагандисты постоянно использовали его раньше, пытаясь убедить европейцев принять участие в строительстве газопроводов в обход Украины (дело в том, что Украина имела для уравновешивания «Газпрома» один рычаг — газотранспортную систему, обеспечивавшую в то время 78 процентов транзита газа в Европу и Турцию. Поэтому Россия решила прибрать этот последний бастион к своим рукам.)
Однако поставить Украину на колени, спровоцировать техногенную катастрофу России не удалось благодаря умелым и организованным действиям специалистов ГК «Укртрансгаз» и НАК «Нафтогаз України».

Отечественную добычу газа довели до 63,5 млн куб. м в сутки. Международный мониторинг показал, что не было несанкционированного отбора газа Украиной, как утверждала Россия.
Россия, чтобы спасти свою репутацию, после долгих переговоров с украинской стороной и определенного давления на украинскую делегацию, достигнув своей политической и коммерческой выгоды, подписала контракт на поставку газа в Украину, транзит российского газа в Европу и возобновила поставки 20.01.2009 года.

Этот урок для Украины научил нас, что надо не на словах, а на деле обеспечить энергетическую безопасность государства и перестать быть разменной монетой в руках откровенного агрессора. После двух газовых войн, которые удалось остановить путем уступок России, надеяться на долгосрочный мир напрасно.

В итоге мы отказались от прямых поставок газа из России. Но Европа фактически «сдалась» на российские провокации, начала играть по московским правилам, пожертвовала Украиной ради себя и дала добро на строительство северных газовых потоков в обход Украины. Тем более что в совете директоров «Газпрома» заседает экс-канцлер Германии Герхард Шредер.
Украине ни в коем случае нельзя возобновлять поставки газа из России, чтобы снова не попасть в энергетическую зависимость от северного агрессора. Но сегодня мы снова, несмотря на

Но пятая колонна работает в Украине и толкает нас снова в объятия России — государства, которое оккупировало Крым и часть Донбасса и ведет гибридную войну против Украины.
Хотел бы напомнить некоторым политикам слова авторов книги В. Панюшкина и 
М. Зыгаря: «Газ, добываемый в России и обогревающий собою полмира, всегда был оружием, и оружием опасным».

Запасы газа в России и на Ближнем Востоке

а сегодняшний день в России реальных больших запасов нет, фактически речь идет о двух больших месторождениях — Штокмановском, расположенном на морской глубине 300—350 метров (его запасы оцениваются в 3,3 триллиона кубометров газа) в 600 км от Мурманска, и Бованенковском — на Ямале, запасы которого вместе с другими месторождениями составляют 9,3 триллиона кубометров.

В целом Россия рассчитывает на свои прогнозируемые запасы газа в 48 триллионов кубометров. Но под боком у них Иран, запасы которого — почти 28 триллионов кубометров, и Катар с 26 триллионами кубометров. А на всем Ближнем Востоке — 79,390 триллиона кубометров, то есть вдвое больше прогнозируемых запасов в РФ.
Россия это прекрасно понимает, поэтому пытается противодействовать. Первым таким шагом было строительство «Голубого потока» по дну Черного моря в Турцию. Бывший глава

«Газпрома» Рем Вяхирев мне честно говорил, что его строительство должно было бы не пустить иранский газ в Европу. «Понимаешь, если иранский газ пойдет в Европу, мы пропали. Во-первых, там большие запасы газа, себестоимость добычи которого значительно меньше нашего. Во-вторых, мы потеряем монополию на европейском газовом рынке и будем неконкурентными», — говорил он.

То же самое касается и такого газопровода, как «Набукко», строительство которого Россия заблокировала, предложив построить вместо него «Северный поток-1». А введя его в эксплуатацию, начала проталкивать «Северный поток-2». И все это направлено на выполнение программы до 2020 года, поскольку Россия хочет и в дальнейшем владеть монополией на поставку газа в Европу и определять его цену. Если европейские страны не понимают, что кагэбэшник Путин продолжает энергетическую политику СССР, то их ждут тяжелые времена. Потому что нельзя быть настолько слепыми, чтобы не видеть, куда ведет такая политика.

«Северный поток-2» — как инструмент московской агрессии.

К сожалению, приходится констатировать, что Путин достигает поставленной цели, поскольку вместо строительства газопровода «Набукко», который лишил бы Россию монопольного положения, он с помощью высокопоставленных европейских лоббистов, таких как бывший канцлер Германии Шредер, уже добился строительства «Северного потока-1». Поэтому теперь Шредер в качестве вознаграждения за свои лоббистские действия на должности канцлера Германии заседает в совете директоров «Газпрома».

Запасы газа (в триллионах кубометров) в странах Ближнего Востока:
— Иран — 27,8;

— Катар — 25,6;

— Саудовская Аравия — 7,17;

— Объединенные Арабские Эмираты — 6,09;

— Ирак — 3,18.

уммарные запасы газа — более 79 триллионов кубометров.
Для более наглядного примера, как использовали газ и нефть в своих политических и экономических целях, привожу данные секретного совещания по данному вопросу, в котором я

Секретное совещание в Новом Уренгое

В 1982 году в Новом Уренгое состоялось секретное совещание под руководством заместителя председателя Совета Министров и председателя Госплана СССР Николая Байбакова, в котором также приняли участие министр газовой промышленности Союза Виктор Черномырдин, первые секретари Тюменского обкома и Новоуренгойского горкома партии.

Производственников на совещании представляли начальники «Тюменгазпрома», «Уренгойгаздобычи», «Тюменбургаза» и другие. А от Украины был я — как ответственный за работу в Уренгое украинских предприятий заместитель председателя «Укргазпрома». Сидели мы в специально защищенном от прослушки кабинете.

Все сидели за одним столом. С одной стороны — Байбаков, министр Черномырдин и партийные функционеры, с другой стороны — производственники. Мне выпала честь сидеть напротив Байбакова.

Во время этого совещания в Новом Уренгое рассматривались два вопроса. По первому о перспективах освоения новых месторождений докладывали производственники, а вот второй касался влияния энергоресурсов на внешнюю политику и экономику стран Европы. Н. Байбаков, выступавший по второму вопросу, сообщив об имеющихся запасах энергоносителей после открытия новых месторождений в Ямало-Ненецком крае, поставил перед производственниками задачу резко увеличить добычу газа, нефти и конденсата.

Во внешней политике, заявил он, ЦК КПСС ставит задачу по строительству газопроводов, которые позволят поставлять в Западную Европу до 70 процентов необходимого газа — так удастся добиться того, что европейские страны будут полностью зависимы от советских энергоресурсов. Н. Байбаков подчеркнул, что, выполнив эту задачу ЦК КПСС и лично 
Л. И. Брежнева, СССР сможет экономически и политически влиять на Западную Европу. Кроме того, это возволит свести влияние США на европейские страны к минимуму, что будет способствовать превращению СССР в мировое сверхгосударство.

Основная задача — оторвать Европу от США.

Соединенные Штаты эту тактику Кремля разгадали, поэтому, когда началось строительство газопровода Уренгой — Помары — Ужгород, они ввели на него эмбарго. Однако СССР, используя подставные фирмы, все-таки смог закупить компрессорные станции и прочее оборудование, и газопровод запустили. Отмечу, что тогда в связи со строительством этого газопровода США также призвали европейские страны не допустить, чтобы поставки газа из одной страны превышали 30 процентов от их потребности. К сожалению, это предостережение было проигнорировано, поэтому сегодня многие страны Европы зависят от российского газа на 70—100 процентов. Между тем мировая практика доказывает, что зависимость страны от поставок энергоносителей из одного источника в объеме свыше 30 процентов от общей потребности создает угрозу для национальной безопасности.

Очевидно, В. Путин пытается реализовать бывшие планы ЦК КПСС на использование энергоносителей в геополитических целях. Напомним, что в 2003 году была принята

«Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», в которой Москва взяла курс на создание «энергетического» государства, то есть на использование энергоресурсов как инструмента усиления своего геополитического могущества. Этот документ также декларирует обязательное участие России в разработке мировой энергетической стратегии, для чего планируется установление контроля над нефтяными трубопроводами соседних стран, чтобы иметь возможность диктовать свои условия и цены. 

Для более наглядного примера, как использовали газ и нефть в своих политических и экономических целях, привожу данные секретного совещания по этому вопросу, в котором я принимал участие.

И хоть сегодня европейские лоббисты Кремля продолжают рассказывать, что «Северный поток-2» является сугубо коммерческим проектом, реализуемым немецкими, австрийскими и нидерландскими компаниями, экс-посол Германии в Украине Дитмар Штюдеманн в интервью рассказал, что в Берлине уже поняли: «Газпром» является политическим инструментом, который использует Кремль. Он считает, что «Германии этот газопровод не нужен, он не является критически важным для нашей экономики» и «то, как ведет себя российский «Газпром», доказывает, что он не столько бизнес-проект, сколько политический инструмент, который используют руководители российского государства».

Во время совещания были перерывы, нам приносили чай, кофе, печенье и бутерброды, велась непринужденная, как говорится, неофициальная беседа. Сидел я как раз напротив Байбакова.

Я поднял вопрос о выполнении пятилетки, на что мне Байбаков ответил: «Молодой человек (а я был тогда молодым), Советский Союз ни одной пятилетки на 100 процентов не выполнил». Это для меня стало шоком. Я знал, что в Советском Союзе обманывают, но чтобы настолько, я не верил.

Второй вопрос, который озвучил Байбаков, это резкое падение производительности труда в Советском Союзе. На салфетке он нарисовал стремительное падение и только на 50-летие советской власти был подъем. Если не будут приняты кардинальные меры и мы не остановим падение производительности труда, нас ждет коллапс в 1990 году.
Получается, что руководство государства знало об угрозе распада СССР.

Еще один вопрос, который поднял Байбаков, — это отсутствие рабочей силы для промышленности и освоения Сибири. Он говорил, что данный вопрос рассматривался на Политбюро ЦК КПСС. Предлагалось привлекать рабочих из стран Содружества. Но возникло недовольство наших рабочих. Причина в том, что нашему рабочему платили где-то 120 рублей, а

иностранному рабочему гарантировалась зарплата в 300 рублей.
Посыпались жалобы в ЦК, почему такая разница в зарплате, если мы выполняем одинаковую работу.

Кроме того, своих рабочих страны обеспечивали своими товарами из своих спецмагазинов.

Было предложение пригласить китайцев, у них зарплата, как у нас. Но члены политбюро не согласились. Они, дескать, через 10—20 лет заселят всю Сибирь.

Секретное совещание в ЦК КПУ

Во время горбачевской «оттепели» ЦК Партии Украины провело с руководителями ведомств республики совещание. На совещание руководители приглашались по списку и проверялись

Доклады были посвящены двум темам. Первый, который озвучил генерал, касался современных методов шпионажа, возможности контролировать территории противника и делать соответствующие съемки с помощью спутников, которые запускаются и облетают планету Земля.

Рассказал и о других методах современного шпионажа. Но я не буду об этом говорить. Я хочу остановиться на докладе завотделом ЦК КПСС.

В своем докладе он отметил, что ЦК КПСС получает тысячи писем, в которых есть критика деятельности правительства и партии, также и о разных предложениях улучшения ситуации в стране.

Он заявил, что об этих письмах и о настроениях населения мы не можем прямо рассказать в прессе, на телевидении или радио. Многие постулаты, особенно в международной политике, мы не можем раскрывать и обнародовать. Это своего рода секретная информация, и не все действия партии и правительства можно раскрывать.

Вас мы собрали и хотим об этом рассказать.

При встрече с рабочими и интеллигенцией, в личном разговоре, вы можете некоторые действия партии объяснить. Но это будет ваше мнение, а не официальная политика партии и правительства.

В чем суть этих писем и поднятых проблем.

Нам пишут и критикуют правительство и партию, для чего, дескать, мы помогаем развивать строительство завода по выпуску автобусов «Икарус» в Венгрии, а не строим их в Советском Союзе. Замечания справедливые, заявил докладчик, но люди, которые пишут, не знают политики партии в данном вопросе.
Поэтому я хочу объяснить, почему партия так поступила.

Сегодня на автобусном заводе «Икарус» работают более 120 тыс. человек. А это равняется населению с численностью более 300 тысяч человек (их жены, дети).

Автобусы поступают в основном в Советский Союз и страны СЭВ (Содружества).

Известно, что из-за рубежа звучат голоса из капиталистических стран о советской оккупации Венгрии, о подавлении венгерского путча в 1956 году и т. п.

Действительно, парламент Венгрии может проголосовать за выход из Варшавского договора и из-под контроля Советского Союза.

Тогда возникнет следующая ситуация, Советский Союз, страны социалистического лагеря откажутся покупать автобусы «Икарус». Западная Европа их покупать не будет, поскольку у них есть лучшие автобусы по сравнению с «Икарусами».

Завод останавливается, и 120 тыс. человек остаются без работы, а их семьи — без средств к существованию.

Приходит время, и люди идут на улицу и требуют от правительства снова вернуться в зону Советского Союза.

Именно поэтому мы проводим такую политику, заявил завотделом ЦК КПСС.

Подобная ситуация и с помощью в развитии ГДР. Нам пишут, отметил завотделом ЦК КПСС, для чего предоставлять бесплатную помощь и развивать ГДР, если рано или поздно немецкие государства объединятся.

Так оно так, но не совсем.

сорок лет, выросло новое поколение людей под влиянием коммунистической идеологии. У них другое мировоззрение, другие идеологические и материальные ценности. Им не известны законы рыночной экономики. Вся промышленность перестроена под стандарты Советского Союза. Всю продукцию на экспорт отправляли в Советский Союз и страны Содружества.

В случае объединения двух немецких государств это очень отрицательно скажется на их экономике, идеологии и политической ситуации.
Вся продукция, которую выпускала ГДР самой ФРГ, странам Европы и мира, окажется никому не нужной. Потому что не соответствует евростандартам в том числе и по качеству.

кономика прийдет в упадок, возникнет безработица и недовольство людей. Люди будут не приспособлены к жизни в новых условиях. Это существенно повлияет и на экономику ФРГ.
Необходимо будет вкладывать колоссальные инвестиции в модернизацию промышленности, а также в социальную поддержку населения из-за безработицы. Возникнет недовольство населения из-за разного уровня жизни в бывших двух немецких государствах.

Из этого видно, как дальновидно партия работала над сохранением своих сателлитов в орбите влияния Советского Союза. Не считались с большими финансовыми вкладами в экономику «братских» государств только для того, чтобы иметь возможность экономически и политически влиять на эти страны.

Уважаемый читатель, не напоминает ли нам сегодняшняя ситуация в Украине аналогичную политику, которую проводил ЦК КПСС в свое время?

В. Путин, как сотрудник службы КГБ, когда он работал в органах при Юрии Андропове, был хорошо осведомлен с политикой Кремля в отношении стран социалистического лагеря и среди республик Советского Союза.

Поэтому опыт предшественников ему пригодился, и он все это применяет на практике в отношении бывших республик СССР, которые стали независимыми.
Продукция промышленности, которая производилась в Украине, направлялась в основном в РФ и советские республики. Многие производства были взаимосвязаны с заводами в РФ.
Продукция сельского хозяйства (мясо, молоко, сыр, сливочное масло, сахар) в основном направлялись в Россию.

Как Россия начала издеваться над независимой Украиной. Запрет ввозить продовольственные продукты в Россию. Хорошо помним так называемые сырные, молочные войны. Как видим, руководство Кремля к этим вопросам отнеслось масштабно. Была разработана стратегия действий с использованием опыта СССР. Сначала использовали газовый фактор влияния на политику и экономику Украины. Своими действиями и поступками сумели во многих случаях обыграть политиков и правительство Украины. И не только европейские политики и правительства тоже попадают в сети пропаганды России.

«Никакая Россия, ни белая, ни красная, ни республиканская, ни монархическая никогда не смирится с независимостью Украины» (А. И. Деникин).

Иван ДИЯК, народный депутат Украины третьего созыва.