Недавно многим почтальонам в селах Кетрисановской громады, что на Кировоградщине, пришли сообщения о предстоящем увольнении с работы. Точно известно, что это касается почтальонов Червонополья, Алексеевки, Новониколаевки, Кетрисановки.

В Бобринецком (ранее — главном) отделении ситуацию объяснить не смогли, сейчас оно является таким же рядовым отделением, как и сельские, и работники не знают, что планирует для них руководство «Укрпочты». Посоветовали обратиться в областную дирекцию.

Ситуацию разъяснила заместитель директора по развитию сети областного отделения «Укрпочты» Марина Ладыгина.

Сначала чиновница рассказала об экономике их предприятия — то, что должен рассказывать менеджер, в обязанности которого входит оптимизация расходов, увеличение доходной части предприятия. Вопрос  социальной составляющей и роли «Укрпочты» в селе она тоже знает и считает, что именно такой формат улучшит жизнь селян в плане получения множества почтовых услуг.

Среди аргументов, свидетельствующих в пользу ППОС, — то, что проект передвижных почтовых отделений курируется Кабмином. Он является калькой проектов, реализуемых в других странах, а с прошлого года — в некоторых областях Украины. Более того, под него уже создана база — закуплены автомобили.

«Об этом проекте знают в Кабмине, он проходит под патронатом Президента Украины и запускается в 17 областях, — рассказала Марина Ладыгина. — Мы не закрываем почту, а переформатируем предоставление услуг. Увольнение коснется почтальонов, работающих неэффективно, скажем, по подписке периодики. Проект с 15 сентября стартует в бывшем Бобринецком районе, в Долинском, Новоукраинском, с 15 октября — в других районах. Закуплены новые мощные почтовые автомобили. На работу будем принимать водителей, начальников ППОС, почтальонов. Учтем особенности каждой территории. Разработаем оптимальный график для каждой территории, не забудем о социальной составляющей: количестве жителей, пенсионеров, получающих пенсию, все будет доставляться людям. Кроме того, графики будут корректироваться в процессе работы. Будут новые почтальоны и начальники отделений, также останутся те, чья работа не вызывает вопросов, в селах будут и местные почтальоны. Могу дать только хорошую характеристику деятельности нынешнего начальника узла связи Ларисы Запорожец. Например, в Бобринце будет восемь точек базирования. Если нагрузка будет значительной — примем на работу дополнительно местных почтальонов.

В чем заключается проект?

На сайте почтового предприятия читаем: «Укрпочта» — единственный национальный почтовый оператор со 100% покрытием. Бригада передвижного отделения доставляет лекарства, периодику и посылки, принимает оплату за коммунальные услуги и тому подобное. Благодаря передвижным отделениям в селах развивается малый бизнес — можно отправлять свои товары по почте в любой уголок страны и за рубеж. Почти 2 года проект успешно действует на Черниговщине. Услуги предоставляются в специальной точке присутствия и возле дома жителей сел и поселков. Сотрудникам «Укрпочта» предлагает работу на полную ставку, перемещение на современном автомобиле и возможность получения премий в рамках программ поощрений труда.

100% современных услуг станут доступны даже в самых отдаленных уголках страны: прием и выдача писем, бандеролей, посылок до 30 кг, международных отправлений.

Оплата коммунальных услуг, выплата пенсий, социальных пособий, паев, пополнение счета мобильного телефона, оплата платежей по кредитам, прием и выплата почтовых переводов, страховки и другие платежи. 142 почты мира использовали и используют этот формат. Передвижные отделения просто незаменимы там, где пока нет ТРЦ, аптек, банков, магазинов с большим выбором продуктов. «Укрпочта на колесах» буквально связывает жителей малых сел и хуторов с внешним большим миром. И, самое главное, наши клиенты благодарны «Укрпочте» за это».

Граждан также информируют о том, что для каждого населенного пункта будут разработаны графики работы почты в соответствии с потребностями клиентов. Их можно найти на здании так называемой точки присутствия «Укрпочты», сельсовета и на досках объявлений села. Также можно спросить о графике у почтальона села или обратиться в контакт-центр «Укрпочты» по телефону 0 800 300 545.

Но есть те, кто против, и те, кто сомневается

Председатель одной из громад назвал существенные недостатки проекта. Например, как будет доставляться по графику почта в село, когда дороги заметет, как получит свою пенсию пожилой человек, попавший, скажем, в больницу, как старые и немощные люди, которые с трудом передвигаются, будут ходить в село к поштомобилю, где они будут ждать машину во время непогоды? Мало верится, что автомобиль, в котором должны принимать коммунальные платежи, посылки, осуществлять подписку и т. п., будет ездить по засыпанному снегом селу, чтобы привезти лежачей бабушке ее пенсию или доставить газету.

Вопросов действительно очень много, и, наверное, не все так радужно, как расписывает «Укрпочта», будет с графиками, почтальонами, доставкой: на почтовых машинах тоже работают люди, которые болеют, у которых бывают разные неотложные семейные ситуации, машины ломаются, а дороги наши очень непредсказуемы. Понятно, что в компании спрашивают рентабельность. И предприятие ищет новые формы работы. Но подсознание — штука, которую не обманешь. Возможно, поэтому сами почтовики задали риторический вопрос: «Зачем это селу?».

В целом же складывается устойчивое впечатление, что скоро уже и людей будут возить в села: пожить на пару часов и уехать...

Что говорят местные власти и люди

В селе Тарасовка собрались несколько жительниц вместе с начальником отделения и почтальоном Светланой Ляховой, пригласили журналистов, чтобы выразить свое недовольство и рассказать, в чем будут заключаться трудности для них в связи с запуском ППОС.

Люди растеряны и возмущены: руководство почты не разъяснило принципов работы передвижных узлов связи. А страхи крестьян опираются на знание сельских реалий.

— Как старику дойти до машины в метель, в гололедицу, в такую  жару?

— Зачем нам машина? Как будет носить пенсии чужой человек? И когда он будет приезжать? И так раз в неделю газеты доставляют, что будет дальше? Мы не будем выписывать...

По словам людей, сейчас они выписывают местную газету, областные и центральные издания.

— В селе семь пенсионеров-колясочников. Как они будут получать пенсию? Есть много тех, кому за 80 лет. Есть у нас много одиноких пенсионеров. Социальный работник не имеет права получать пенсию, а оформление доверенности стоит 700 гривен.

— Нас устраивает местный почтальон, ему доверяем, пусть он носит...

— В банки мы не пойдем, не умеем пользоваться карточками, в кассе всегда очередь. Доехать до Бобринца сложно и дорого — в село маршрутка не ходит. А здесь мы оплачиваем коммуналку...

— А если снова будет локдаун и запрет на собрания людей, как возле почтовой машины выполнять это требование?

— Для приехавших в машине тоже нужно будет помещение. Или они будут обслуживать людей на морозе? Так в чем разница, если в селе будет помещение?

Эти и другие вопросы мучают людей и требуют ответа.

По словам Светланы Ляховой, на обход и обслуживание жителей Тарасовки она каждый раз тратит три часа. Будет ли стоять в селе три часа машина?

Крестьяне готовят ходатайство, с которым обратятся к руководству почты. Со своей стороны местные власти обещают поддержку почтовикам — лишь бы людям в селе жилось немного комфортнее, чтобы сохранялись на селе рабочие места.

Первый заместитель кетрисановского сельского головы Дмитрий Гурдиш (на снимке) рассказал: «Мы обращались в начале июля с письмом в Министерство социальной политики по поводу функционирования почты в Марьяновке и Кривоносово. Предлагали предоставить помещение, обеспечить их, но получили ответ, в котором говорится, что «пенсия выплачивается исключительно в денежной форме по указанному в заявлении месту фактического проживания пенсионера... организациями, осуществляющими выплату и доставку пенсий, или через учреждения банков...». Также указано, что 26 мая принято постановление Кабмина № 546, согласно которому предусматривается проведение в 2022 году организационных мероприятий по отбору на конкурсной основе организации, которая с 1 января 2023 года будет осуществлять выплату и доставку пенсий и денежного пособия... А еще планируется осуществить ряд организационных мероприятий для расширения возможностей пользования банковскими услугами, в частности получения пенсий и социальных выплат через уполномоченные банки, в которых гражданами открыты текущие счета.

Кроме того, нам также сообщили о передвижных почтовых отделениях, которые будут осуществлять доставку пенсий и предоставлять все почтовые услуги.

Не понятно, чем почту не устраивали почтовые отделения, ведь их аренда в год составляла всего 1 гривню. А бывшие сельские советы еще и частично обеспечивали отопление?».

Бывший председатель сельского совета Алексеевки Иван Кравченко рассказал, что и там люди шокированы новостью о передвижных отделениях. Возмущены, что «почты не будет в селе, а будет ездить какая-то будка», и настроены решительно отстаивать почту в том виде, в котором она работает сейчас.

Таким образом, можем констатировать, что власть на местах находится в таком же неведении, как и крестьяне. Кроме освещения сути проекта на своем сайте (читает ли его хоть одна сельская бабушка?), никто из руководства почты не смог ответить на самые простые вопросы. Например, как человеку за 70—80 лет дойти до машины несколько сотен метров, а то и пару километров, по заснеженной улице, скользкой дороге или и в сорокаградусную жару?

Возможно, произойдет что-то невероятное, и после нововведения станет лучше для всех. Но почему нет диалога между государственным предприятием и местными властями, которые руководят огромной ОТГ, охватывающей около 80 сел и хуторов? Почему возникает мысль, что и другие ОТГ и города почта не предупредила о своих проектах. Просто поставила перед фактом?

Бобринец Кировоградской области.

Фото бобринецкой газеты «Честь хлібороба».