Именно с этой датой связаны надежды на лучшую жизнь в «своем жилище». Со времен Киевской Руси до украинского казачества на территории современной Украины имели место попытки отстаивать единство и целостность государства. Фундатором идеи независимости Украины можно считать М. Грушевского, который в свое время возглавил работу Центральной Рады. Выдающийся ученый-историк, литературовед, социолог и государственный деятель Михаил Грушевский всегда стремился к построению суверенного и независимого государства.

Своей научной и практической деятельностью он обосновал извечное стремление украинского народа к независимости.

Вся наша многовековая история свидетельствует о героических и трагических, иногда популистских, в основном рациональных и взвешенных шагах в контексте обозначенных процессов.

Однако, вопреки всем неурядицам (а их, безусловно, немало), можно с уверенностью утверждать (и для этого есть все основания), что Украина состоялась как государство независимое, современное, самобытное, которое заслуживает уважения соседей, вызывает интерес как стратегический партнер.

Впрочем, независимость иногда пытаются преподнести как «немедленное и окончательное решение всех текущих проблем» и «панацею» от всех «неурядиц». К сожалению, это не так. На сегодняшний день, наверное, сложно найти сферу, которая бы характеризовалась отсутствием многих нерешенных проблем. Однако нельзя и не учитывать тот факт, что принимаются меры по реформированию соответствующих направлений жизнедеятельности человека и общества.

Переход Украины к демократическому этапу развития прямо связан, во-первых, с перераспределением социального пространства между государством и гражданским обществом, а во-вторых, с их определенным, эффективным взаимодействием в новых политических условиях.

Именно принцип социального и политического баланса во взаимоотношениях государства и гражданского общества должен стать основой для дальнейшего эффективного конституционного развития.

Среди главных приоритетов современной стратегии развития необходимо отдать должное функционированию гражданского общества: обеспечению необходимых принципов для образования и функционирования институтов гражданского общества, их участия в формировании и реализации государственной, региональной и местной политики. В частности, путем создания условий для обеспечения широкого эффективного представительства интересов граждан в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления, проведения постоянно действующего полилога власти и общественности и т. п.

Хотелось бы также констатировать, что развитую государственность, ее просчеты и достижения можно, наверное, измерять и оценивать с разных позиций, сторон, ракурсов, применяя разные подходы. Впрочем, наиболее обобщенно можно предложить количественные и качественные показатели. Так, например, количественной характеристикой обновления государственности может служить отмена старых и создание новых государственных учреждений, то есть их количественный рост, или, наоборот, уменьшение. Примером может служить постоянный рост контрольных учреждений. Впрочем, и постоянная констатация того, что жизнь обычного человека от этого количества не меняется к лучшему. Таким образом, большего внимания, на наш взгляд, заслуживают качественные показатели, среди которых не последнее место занимают изменения в более или менее развитых социальных системах: политической, экономической, правовой и т. п.

В заданном формате предлагаем рассмотреть именно взаимообусловленность государственности, власти и национальной правовой системы.

Национальная правовая система — это своеобразный показатель постоянного (или приближенного к нему) экономического, политического, социального, морального, правового развития каждого государства, а, главное — достигнутого уровня защиты прав, свобод и законных интересов Человека.

В отличие от тех стран, где правовые системы развивались постепенно и эволюционно, в Украине происходило ускоренное формирование национальной правовой системы, как фактора регулирования правовых процессов, средства обеспечения демократизации общества.

Необходимо подчеркнуть, что правовая система Украины согласно Конституции должна отвечать демократическому, правовому и социальному развитию государства.

Существует органическое единство демократического, социального, правового государства. Как демократическое — оно служит свободе как высшей ценности человечества, способствует равному доступу каждого к собственности, выборам, правам по осуществлению политической власти, участию в разнообразной политической и культурной жизни. Как правовое — оно обеспечивает взаимодействие правового и социального начал, что «отвечает» за благо каждого обычного человека, гарантирует правопорядок и правозаконность, способствует достижению личностью самостоятельности и ответственности за свои, в том числе политические, действия. Как социальное, государство признает человека наивысшей социальной ценностью, гарантирует его достоинство, предоставляет социальную помощь индивидам, которые в ней нуждаются, с целью обеспечения каждому достойного уровня жизни, распределяет экономические блага согласно принципу социальной справедливости и взвешенной социальной политики (в частности, большого внимания сегодня и необходимой заботы со стороны государственных учреждений вызывают именно социальные права: право на достаточный жизненный уровень, право на здравоохранение и т. п.).

Не стоит лишний раз доказывать, что в наших условиях существенно возрастает роль социальных прав и возможностей по удовлетворению социальных интересов.

Следует отметить, что проблема интереса исследовалась в отечественной правовой доктрине неравномерно, то есть периодически возникала необходимость возвращения к этой проблематике. Впрочем, глубоких, убедительных, монографических исследований эта тема пока еще не получила.

Хотим заметить, что с нашей точки зрения категория «социальный интерес» является программной. До некоторой степени даже прогностической, и она в основном шире, чем реализованное социальное право. Хотим акцентировать внимание, что статья 36 Конституции Украины устанавливает, что каждый имеет право на удовлетворение социальных интересов.

Кроме того, согласно статье 23 Конституции Украины, предусмотрено свободное развитие каждой личности. Чрезвычайно важно в этих условиях, какой «срез» социальных прав предстоит сегодня обеспечивать правовой системе, гарантировать государству и отстаивать судебной системе: те, что будут выстраиваться теперь десятилетиями по остаточному принципу, или действительно те, что помогут в современных украинских реалиях жить не только «хлебом единым», но и иметь достаточные условия для самореализации личности, защиты ее чести и достоинства.

В этой связи предлагаем рассмотреть такое социальное право, как право на достаточный жизненный уровень. Несмотря на то, что каждый человек должен лично заботиться о своем благосостоянии, ему, однако, должны быть созданы условия для того, чтобы он имел возможность обеспечить себе минимальный жизненный уровень. Особенно, когда речь идет о человеке преклонного возраста, инвалиде.

Подчеркнем, что понятие, дефиниция «достаточный жизненный уровень» не определено в научном обращении. Поэтому оно является оцениваемым: то есть каждый человек сам для себя определяет уровень, отвечающий его представлениям о достаточном уровне жизни. Однако сформулированное юристами Древнего Рима положение, согласно которому «право может и должно быть определенным» (Дигесты Юстиниана), актуально для любой правовой системы. Принцип определенности, точности, однозначности правовой нормы считается гарантией прочного правопорядка, поскольку при условии, что каждому члену общества понятны его права и обязанности, он получает определенную свободу действий и решений в рамках правового пространства. Также определенная неопределенность существует в положениях международных документов, в которых речь идет о «достаточном жизненном уровне». Дело же государства определить и установить минимальные стандарты, ниже которых жизненный уровень граждан опускаться не может. Конечно, обеспечение достаточного уровня жизненного уровня — сложная проблема даже для зажиточных государств.

Реализация права на достаточный уровень жизни, безусловно, затрагивает внутренние ресурсы и возможности государства. Право на достаточный жизненный уровень включает такие возможности, как: право на достаточное питание, право на достаточное количество одежды, право на жилье. В этом контексте чрезвычайно важно соблюдать соответствующий баланс между «программным» социальным интересом каждого человека и соответствующими возможностями, существующими в нынешних условиях для обеспечения конкретных социальных прав каждого индивидуума.

Таким образом, вполне понятно, что правовая система, как воплощение соответствующего достигнутого уровня развития права, должна быть способной: а) для выполнения определенных задач; б) воспроизведения необходимых данных в простанственно-временных измерениях функций; в) обеспечения необходимых условий эффективного правового регулирования.

В первую очередь рассмотрим некоторые из неотложных задач современного этапа развития правовой системы Украины.

В современных условиях возрастает социальная направленность правовой системы как средства формирования и реализации интересов субъектов путем закрепления определенных целей, норм, правил поведения.

Правовая система постепенно превращается в одно из важных средств обеспечения оптимального единства политической и социальной стабильности и динамизма, сохранения целостности общества, взаимодействия личностного и общественного, правового и публичного факторов, которые всегда находятся в отношениях антиномии, то есть взаимопроникновения и внутренней противоречивости.

Правовая система социального, правового государства призвана обеспечить установленную социальной политикой стабильность гражданского согласия путем провозглашения, реализации и охраны социально-правовых условий для стимулирования активной части населения на продуктивную работу как основу личного благосостояния; поддержание оптимального соотношения между прибылями трудоспособной части общества и нетрудоспособными гражданами; предоставление адресной социальной поддержки; сокращение и ограничение масштабов обнищания; сдерживание безработицы: обеспечение права на достаточный жизненный уровень.

Задачи правовой системы в условиях демократического социально-правового государства подвергаются влиянию социально-экономических, политико-моральных, этнонациональных факторов. При этом возрастает их социальное содержание, направленное на укрепление группового, межгруппового социального взаимодействия людей по поводу реализации своих интересов. Указанные функции призваны обеспечивать существование, благосостояние, а иногда — и выживание самого общества, реализацию прав и свобод человека и гражданина.

Существенное влияние на функционирование правовой системы имеют и такие общесоциальные задачи, как гарантирование национальной безопасности, ликвидация последствий пандемий, реализация социальных программ, поддержка здравоохранения, социальное обеспечение нетрудоспособных и т. п.

Правовая система способствует решению этнонациональных задач, которые поставлены перед обществом. Она должна содействовать интегрированию современных научных достижений в мировую систему. Одновременно должны приниматься предупредительные меры для ограничения опасности, которая возникает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Прикладной иллюстрацией может служить положение (ст. 2) Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 года, где речь идет о праве на целостность человека (информация о прививке, вакцинациях, других медицинских и биологических экспериментах). Понятно, как это важно для нашей действительности.

Для решения этих задач необходима законодательная база, в том числе принятие законов, направленных на привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций и ресурсов, инновационных технологий, управленческого опыта.

Роль правовой системы в условиях современного государства определяется также необходимостью обеспечения самоопределения человека, его развития и социализации. При этом право выступает как объективно возможный масштаб социальной свободы, которая стимулирует творческую активность, самосознание человека, гарантирует признание обществом того, что каждый индивидуум рождается свободным и равным с другими, а верховенство права рассматривается как социальный феномен, который обусловливает неотъемлемые права человека и гражданина на свободу, равенство, справедливость, достойную жизнь, уважение и неприкосновенность.

Это предопределяет возможность реализации других прав и свобод человека и гражданина, предоставляет основания для вывода о недопустимости их отмены или любого ограничения. Именно благодаря признанию достоинства человека признаются неприкосновенными и неотчуждаемыми права человека, в силу чего они составляют основу любого общества, а также справедливости.

В контексте такого изучения следует отметить, что принцип уважения прав человека и его основных свобод — это один из европейских принципов конституционного устройства (ст.2, 6 Договора о Европейском Союзе), который, безусловно, провозглашен, активно внедряется в жизнь европейским сообществом, служит соответствующим ориентиром для обеспечения достойной жизни в условиях государственных правоизменений.

Наталия ОНИЩЕНКО, заведующая отделом теории государства и права Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Украины, академик НАПрН Украины.