По длине сети своих железных дорог Украины занимает третье место в Европе. А железнодорожный транспорт считается ведущей отраслью в дорожно-транспортном комплексе страны. Ведь он обеспечивает почти 82% грузовых и 36% пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. Однако из-за недостаточности собственных источников основных фондов, отсутствия государственной поддержки инновационного развития железнодорожной отрасли и низкого уровня инвестиционной привлекательности отечественный железнодорожный транспорт лишен возможности модернизироваться и предоставлять услуги на уровне, которого уже давно ждут потребители.

Когда же государство обратит внимание на предельную изношенность и низкую производительность пассажирского подвижного состава отечественной железной дороги и как будет развиваться отрасль в ближайшие годы? С этими вопросами «Голос Украины» обратился к заместителю председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам транспорта и инфраструктуры Владимиру Крейденко.

— Владимир Викторович, имея столь разветвленную и мощную железнодорожную сеть, Украине со своими древними электричками и поездами еще очень далеко до европейского уровня. Население вынуждено пользоваться услугами «Укрзалізниці», потому что отчасти нет альтернативы. Как долго еще терпеть ободранные вагоны — без сидений в электричках и без кондиционеров в поездах дальнего следования?..

— Должен признать, что техническое и технологическое отставание украинских железных дорог от железных дорог европейских стран существенно. Государство долгое время игнорировало эту проблему. Внутренние резервы возможностей почти исчерпаны. А из-за непринятия действенных мер со стороны государства это уже привело к снижению мобильности населения. Нам фактически заново придется создавать производственную базу для строительства современных пассажирских вагонов с использованием импортного оборудования и новых технологий. Для восстановления и улучшения состояния отечественной железной дороги сегодня нужно использовать современный мировой опыт, технологии и реальные мощности, которые смогли бы не в далекой перспективе, а уже через несколько лет продемонстрировать удачный результат.

Именно с этой целью недавно состоялось подписание Меморандума между Министерством инфраструктуры, АО «Укрзалізниця», компанией Stadler и Швейцарским агентством по страхованию экспортных рисков SERV. Подписание этого документа дает старт открытию экспортного финансирования Швейцарской конфедерации для Украины. Средства будут направлены на развитие сектора железнодорожного транспорта в размере до 500 млн евро.

— То есть Украину ждет масштабное обновление железнодорожной инфраструктуры?

— Да, и это обновление будет происходить по программе «Большое строительство», инициированной Президентом. На тридцатом году независимости государство наконец начало уделять достойное внимание пассажирским перевозкам на железной дороге. Добавлю, что впервые за все годы в госбюджете на 2021-й заложено 4,025 млрд грн, из которых 3 млрд запланировано выделить на обновление подвижного состава для пассажирских перевозок. Остальные средства потратят на модернизацию железнодорожной инфраструктуры. В 2021 году «Укрзалізниця» закладывает фундамент 5-летней программы обновления подвижного состава во всех сегментах пассажирских перевозок.

— Это обновление будет происходить за государственный счет?

— Не только. Впервые за годы независимости Украина привлекает экспортное финансирование из Швейцарии на государственном уровне. Это открывает значительные возможности в направлении обновления подвижного состава нашей железной дороги. Для нас важно, что сотрудничество со Stadler предполагает не просто закупку 60 новых электропоездов для проекта City Express: 30 поездов предусмотрены для развития пригородного сообщения в Киеве, еще 30 будут распределены между Харьковом и Днепром. Планируется и обновление подвижного состава для обеспечения межрегионального сообщения — 20 новых региональных электропоездов и еще 10 — дальнего следования. Кроме того, международное сотрудничество гарантирует еще и обязательную локализацию производства Stadler со строительством нового завода на территории Украины.

— Будем сотрудничать только со Швейцарией в этом направлении?

— Нет, в мае этого года Владимир Зеленский подписал закон о ратификации соглашения между Францией и Украиной о закупке 130 грузовых электрических локомотивов компании Alstom. Сумма сделки составляет 882,5 млн евро. 85% контракта профинансирует Франция. 350 млн евро Украина получит в качестве займа казначейства Франции и еще 400 млн евро —  в качестве кредита от французского банка. Около 15% на покупку даст украинский госбюджет. Это соглашение также предусматривает 35% локализации производства локомотивов в Украине.

Кроме закупки новых вагонов и локомотивов за рубежом, также идет строительство и ремонт подвижного состава в Украине. Так, в июне этого года был подписан договор с Крюковским вагоностроительным заводом о поставке 100 новых пассажирских вагонов, первые два из которых уже переданы производителем «Укрзалізниці». Эти вагоны планируется запустить по маршруту Мариуполь — Львов. Впоследствии все 100 новых вагонов будут использованы именно на таких длинных магистральных маршрутах. Согласно контракту завод должен передать до конца текущего года еще 10 новых пассажирских вагонов, остальные — до июля 2022-го.

— Изменится ли комфорт в новых отечественных вагонах?

— Существенно. Новые вагоны изготовлены уже с учетом пожеланий пассажиров. К примеру, в каждом купе установлены четыре розетки с двумя USB-портами, в каждом вагоне в одном из туалетов установлен стол для пеленания, во всех купе и туалетах установлены кнопки вызова проводника. Кроме того, купе оборудованы системой сигнализации: на ночь двери фиксируются кнопкой блокировки, и при открытии дверей соответствующий сигнал поступает в купе проводника.

Кроме того, «Укрзалізниця» и на собственных производственных мощностях взялась за капитально-восстановительный ремонт пассажирских вагонов. Так, уже модернизированы девять купейных вагонов-трансформеров, которые в сентябре будут выпущены на маршруты. Всего до конца 2021 года планируется провести капитально-восстановительный ремонт 50 пассажирских вагонов. После такой модернизации наша железная дорога получает фактически новые вагоны, однако их стоимость на 30% ниже новых. В перспективе «Укрзалізниця» намерена ежегодно выпускать до сотни модернизированных собственными силами вагонов различных типов, плацкартные вагоны будут одним из приоритетов.

— Из почти 20 тысяч километров отечественных железных дорог электрифицировано менее половины. Предусматриваются ли изменения в этом направлении?

— Чтобы привлечь новые средства для ремонта путей и электрификации железной дороги, впервые за два года удалось начать процесс повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. На первом этапе уже с 17 августа уровень тарифов на перевозку грузов повышен на 8%, а на порожний пробег вагонов — почти на 51,8%. На втором этапе с 1 января 2022 года состоится поднятие тарифов для грузов 1-го тарифного класса — на 20,4%, а 2-го класса — на 6,5%.

Так, уже в этом году «Укрзалізниця» получит примерно 2 млрд грн дополнительных поступлений, а в следующем году еще около 10 млрд грн. Это рекордный показатель доходов компании от изменения тарифов на грузовые перевозки.

— Но вернемся к глобальным планам. Предусматривает ли «Большое строительство», собственно, строительство новых путей?

— Да, в этом году начнется проект высокоскоростного железнодорожного сообщения, предусматривающий строительство железнодорожного пути европейского стандарта на четырех участках общей протяженностью почти две тысячи километров (Киев — Львов — госграница, Киев — Одесса, Киев — Харьков, Киев — Днепр — Запорожье). Это позволит нашим поездам двигаться со средней скоростью до 250 км/ч.

На первом этапе запланировано построить железнодорожную линию, которая соединит государственную границу с Польшей и город Львов (станция Скнилов) с возможностью продления линии в Киев и последующей перестройкой по Трансъевропейской транспортной сети TENT-T. Прогнозируемый пассажиропоток этой линии — более 5 млн пассажиров в год.

Добавлю, что после перерыва в полтора года, вызванного пандемией COVID-19, наша железная дорога наконец восстанавливает курсирование поездов на международном сообщении. Так, с запуском поезда Чоп — Захонь и беспересадочных вагонов Киев — Вена уже восстановлено сообщение с Венгрией и Австрией. Кроме того, восстановлено курсирование поезда Одесса — Кишинев, а в планах — возвращение сообщения между украинской и молдавской столицами. Вскоре, после открытия границ, восстановится курсирование поездов Киев — Варшава, Одесса — Перемышль, Киев — Перемышль и Киев — Минск — Вильнюс — Рига.

Итак, совершенно очевидно, что после многолетнего застоя, в котором находилась украинская железная дорога, наконец не на словах, а на деле начали происходить довольно серьезные положительные сдвиги в направлении восстановления и улучшения железнодорожной инфраструктуры.

Беседу вела Ирина ШАТРОВА.

Фото предоставлено пресс-службой народного депутата.