Это самая масштабная ликвидация сельских учебных заведений за тридцать лет независимости Украины. Почему это произошло, если, казалось бы, децентрализация предлагает новые возможности развития сельских территорий?

Средств нет...

Власть причиной такого состояния называет отсутствие у громад средств для содержания школ. Об этом, в частности, говорит начальник управления образования и науки Черниговской облгосадминистрации Николай Конопацкий. Государство финансирует только зарплату учителя, содержание самого заведения происходит за счет громад. То есть ОТГ должны и теплом свои школы обеспечить, и оплатить другие коммунальные услуги, но часто не в состоянии этого сделать. Однако в селе Брагинцы Варвинской громады люди заверили, что сами готовы обеспечить дровами свою маленькую школу, но этот аргумент учебное заведение не спас.

Как сообщил Николай Конопацкий, в сорока школах области понизили ступень. Первый звонок прозвучал в 432. По предварительным подсчетам, должны были начать учиться 96 500 детей. Из них более 8 850 — первоклассники. По его словам, за три десятилетия школьников стало меньше наполовину. За два последних года сократилась и количество первоклассников — почти на 950.

В то же время в Украине ныне за парты село больше детей, чем в прошлом или позапрошлом году.

Протесты не утихают

Село Дроздовка Куликовской громады прошло практически по всем телеканалам и большинству всеукраинских изданий, ведь здесь — чтобы не закрыть школу — инициаторы призвали многодетные семьи ехать к ним на постоянное проживание. И, как ни странно, люди откликнулись — на начало учебного года в школе должно было быть около 60 учеников. Двенадцать семей приехали с 35 детьми. Но учебное заведение закрыли — решением Куликовского поселкового совета, на сессию которого не допустили ни родителей, которые митинговали под зданием совета, ни журналистов, что зафиксировано полицией как грубое нарушение Закона «Об информации». «Голос Украины» писал об этом, как и о митинге селян под Черниговской облгосадминистрацией. Тогда для изучения ситуации в Дроздовке обещали создать рабочую группу. Не создали. Это можно бы объяснить сменой первого руководителя исполнительной власти края, но заместительница председателя ОГА же Жанна Шерстюк осталась. Как и обещание областной администрации разобраться...

«Как прошло 1 сентября в Дроздовке?» — спрашиваю у инициатора возрождения села Оксаны Зубок. Отвечает коротко: «Грустно. Нет лучше родной школы».

Детей на школьных автобусах развезли на праздники первого звонка в Жуковскую, Орловскую и Куликовскую школы. «Мы выбрали пока Жуковское заведение, где деток меньше в классе и больше обращают на них внимание. Но не знаю, долго ли мы с такими рейсами будем там учиться», — грустно вздыхает Оксана Зубок.

Первого сентября в Дроздовке школьный автобус ждали с семи утра. Соответственно, детей пришлось поднимать на рассвете. В Куликовском поселковом совете просчитались даже с автобусами. «Нам обещали новые, — говорит Оксана Зубок, — комфортные условия... Автобус не приспособлен для перевозки детей». Однако по мнению председателя громады Юлии Постернак, он соответствует требованиям — ей же не ездить. Автобус, дескать, прошел техосмотр. И дальше интересная фраза: «Я сейчас не вижу причин для бунта». Что-то мне это напоминает — то ли из Салтыкова-Щедрина, то ли еще из какого-то классического произведения о бунтах бедных крестьян против произвола помещиков...

Экономические факторы

Просчитались в поселковом совете и в другом вопросе — ожидали, что все дети пойдут в одну школу. Однако родители выбрали три направления. И теперь курсируют четыре рейса из села — два в Куликовку и по одному в Жуковку и Орловку. Расскажите об экономических выгодах такого объединения!

Кстати, по словам депутата Черниговского районного совета Светланы Лычак, которая во главе комиссии изучала скандальное закрытие школ в Куликовской громаде, Дроздовская школа на отопление зимой благодаря установке твердотопливного котла тратила почти в четыре раза меньше средств, чем газифицированная Орловская. То есть, вовсе не экономические факторы содержания школ являются причиной их закрытия.

Ученики скучают, взрослые судятся

В Жуковке дроздовским детям более часа приходится ждать начала уроков, сорок минут будут томиться от скуки в Куликовской школе. Кто-то это учитывал?

Дроздовская громада для защиты своих интересов наняла адвоката Оксану Мирошниченко. Ее позиция решительная: «Закрывая школы путем ликвидации учебных заведений, Украина (согласно ст. 1 Конституции), как  суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство, уже сегодня теряет свою суверенность, независимость, социальную направленность и справедливую судебную систему. Убеждена: ни для кого не секрет, что без грамотных и умных людей невозможно создать сильное государство; без демократии — достичь развития страны; без независимой, справедливой и законной судебной власти — защитить интересы человека, гражданина и государства. Поэтому ныне важно каждому понять, что без качественного образования в Украине мы станем вассалами у отдельной группы людей, считающих, что назначение других в этой жизни — прислуживать их интересам».

В свое время Андрей Шептицкий, предстоятель УГКЦ, доктор права и богословия, говорил так: «Нужно давать образование самому бедному населению, самым бедным семьям. Это залог финансовой грамотности, эффективности в хозяйствовании».

А что же суд, куда подала иск адвокат? Оксана Мирошниченко говорит: «Школа ликвидирована без судебного разбирательства, вопреки требованиям действующего законодательства и здравому смыслу. Судебная система сработала так, что дело о закрытии школы растянули во времени. Рассчитывая, наверное, на то, что учебный год с сентября все равно начнется, и дроздовцы успокоятся.

Ждем рассмотрения нашего вопроса в Шестом апелляционном административном суде».

Черниговский административный суд, промурыжив дело, решил, что оно ему неподсудно. Вместе с тем в Запорожской области суд отменил решение местной власти о закрытии школ по тем же причинам, которые, в частности, есть и в Дроздовке: проект решения не обнародовался своевременно и не было общественного обсуждения. Несвоевременность обнародования проектов решений Великобелозерского сельского совета в Запорожской области о ликвидации двух общеобразовательных школ стала основанием для решения Третьего апелляционного административного суда об отмене определений сельского совета. При этом суд ссылался на часть 3 статьи 15 Закона Украины «О доступе к публичной информации»: «Проекты нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления, разработанные соответствующими распорядителями, обнародуются ими не позже 20 рабочих дней до даты их рассмотрения с целью принятия». (В нынешней редакции закона — «не позже 10 рабочих дней».)

Кроме того, отмечалось, что поскольку обжалованные решения сельского совета имеют непосредственное влияние на гарантированные государством права детей на общее среднее образование, поэтому важным аспектом при принятии таких решений органами местного самоуправления является учет мнения членов территориальной громады и в первую очередь родителей детей, которые учатся в школах. А в Дроздовке люди криком кричали против закрытия школы, но их просто проигнорировали.

А что уж говорить о селе Выбли этой же громады — в школе там также приблизительно 40 учеников, но ее закрыли, и крестьяне молчат? Что говорить о Зметневе Сосницкой громады, где по примеру дроздовчан также призвали ехать в их село многодетные семьи и в результате учеников стало более 40, но школу все равно закрыли, готовятся повесить замок еще на трех?

Идет реформа для проформы

Собственно, и закрытие маленьких школ не такое простое — скажем, в упомянутых Брагинцах действительно мало учеников, но там в школе также был и детсад. Теперь легко понять, какая судьба его ждет. Так же можно догадаться, какие решения будут принимать молодые семьи с детьми, лишенные детсада и школы? Хорошо, если переедут в соседнее большее село... А скорее — будут искать счастья в Польше или где-то еще дальше... Молодые семьи нужны везде в Европе, похоже, кроме Украины.

Отец двух детей, глава черниговской областной «Просвіти» имени Тараса Шевченко Александр Шевченко отмечает: «Говорить об экономической целесообразности содержания школ — просто дикость. Ведь инвестиции в образование — это инвестиции в будущее своего государства. Их нельзя измерить экономическими факторами. Недаром в Эстонии или в той же Польше содержат маленькие школы». Опровергает и те аргументы, что, дескать, в больших школах лучше качество образования: «Количество медалей у выпускников показывает, что этот аргумент неправдивый».

Юрист Оксана Мирошниченко разочарована в реформах: «Лето 2021 года показало, как с помощью местного самоуправления и «независимой» судебной системы можно выполнить политику по ликвидации сел путем оптимизации сети учебных заведений. Отстаивая интересы Дроздовской школы, к сожалению, своими глазами увидела результаты трех реформ в Украине: децентрализации, образования и судебной системы. Как мне казалось в свое время, первая требовалась для развития громад; вторая — для развития образования в стране; третья — для создания независимого, справедливого, профессионального суда. Думаю, что так думали и большинство украинцев. К сожалению, сегодня результаты показывают, что мы ошибались...»

Она убеждена, что в судах все-таки добьется справедливого решения. Между тем школа в Дроздовке пока остается закрытой.

Черниговская область.

Фото Васыля ЧЕПУРНОГО.