Но мы забываем, что когда создавалась эта страна, в качестве базовой модели был взят Древний Рим во времена его расцвета с учетом ошибок (уровень коррупции, наемная армия и приоритет войн в геополитике над занятием земледелием), которые привели к его краху, и результатов сделанных выводов с учетом положительных решений, воплощенных в жизнь. Именно у римлян основная их сила была в четкости, системности, где каждый гражданин воспитывался не только в любви к своей стране и уважении к труду, но и был частью системы, которая и формировала основы государства, словно каждый — небольшой винтик одного большого четко работающего механизма. Считаю, что если каждому в Украине на своем месте удастся создать хотя бы некий «Рим», в целом мы сможем создать «Соединенные Штаты Америки», только в своей стране...

Еще поражение в Крымской войне показало научно-техническую отсталость Российской империи, в которую входила основная часть современных украинских земель во второй половине XIX в., что заставило ее руководство прибегнуть к ряду радикальных шагов, направленных на повышение качества составляющих научно-технического потенциала, прежде всего кадрового. Именно в это время начинают активно внедряться различные технические средства во все сферы производства, то есть происходит машинизация производства, что в свою очередь востребовало свободную рабочую силу и более высокую квалификацию кадров. Это тоже стало одной из основных причин отмены крепостного права, а также внедрения образовательной реформы и т. п. Среди прочих факторов переосмысления научно-технической политики Российской империей нужно выделить расширение спектра подготовки кадров для промышленности и сельского хозяйства на украинских землях. Именно в это время для обучения открывают свои двери Харьковский практический технологический институт и Киевский политехнический институт, которые ориентировались на подготовку прежде всего инженерных кадров для перерабатывающей отрасли, а уже потом для машиностроения (львиную долю которого занимало производство машин для сельского хозяйства) и железных дорог. Как в Харьковском практическом технологическом институте, так и в Киевском политехническом институте одну из ключевых ролей в подготовке инженерных кадров играли политехнические музеи. Считалось, что невозможно создать принципиально новые машины или механизмы, не зная исторический путь эволюции мысли создания имеющихся. В дальнейшем к аналогичным мерам прибегли и в вузах сельскохозяйственного профиля. Результатом воплощения указанных мероприятий стало то, что к концу XIX в. на украинских землях Российской империи фактически была ликвидирована проблема голода, связанная с неурожайными годами. Заложенный в течение выбранных хронологических границ научно-технический потенциал украинской агропромышленности был настолько мощным, что даже Первая мировая (1914—1918) и гражданская (1917—1921) войны вместе с введением «советской» системы хозяйствования не смогли подорвать его сразу. Реальную картину научно-технического развития украинских земель показали результаты завершения Первой мировой войны. Но в результате революционных событий выводы, сделанные из указанных результатов, были положены на идеологическую основу, что в дальнейшем и способствовало формированию «нового гражданина страны советов».

Наряду с обещанным правом владеть землей идеологи коммунизма системно прибегали к тому, что учили все и всех. Поскольку как строить «светлое будущее» без знаний и умений?! Как следствие, после различных испытаний: революций, гражданской войны, репрессий, Второй мировой войны — в стране сформировался в большинстве уникальный тип гражданина, у которого в приоритете не достаток, а идеологическая «подкованность», прежде всего, видя собственное творческое будущее через ленинский принцип «демократического централизма», то есть в безальтернативности других путей творческого развития, кроме предложенных «идеологизированным» большинством общества. Что из этого вышло? Украина уже тридцать лет независимое европейское государство де-юре, а де-факто ой как всем вместе для полноценности картины нужно, как говорят, засучить рукава!.. Поскольку более чем за сто последних лет удалось решить вопрос всеобъемлющей образованности, теперь нужно отыскивать цивилизованные рычаги конструктивных изменений, благодаря которым наша молодежь, при любых обстоятельствах, свои приоритеты в получении образования предоставляла бы не обучению за рубежом, а открытию возможностей отечественной высшей школы. К сожалению, сегодня тенденция имеет противоположный вид... При таких обстоятельствах государство пытается делать соответствующие шаги. К сожалению, в основном они до конца не продуманы и почему-то даже имеют некий «политический привкус». В этом ситуация чем-то напоминает «абракадабру» с децентрализацией. Имея на сегодняшний день пока достаточно мощный научно-образовательный потенциал, который сформирован, по большому счету, во время научно-технической революции (вторая половина 1950-х — 1980-е годы), Украина, тем не менее, способна создать по-настоящему мощные современные научно-образовательные центры предоставления знаний на любой вкус. Следует только применить для качественных изменений не просто «косметическое перекрашивание» в виде так называемой инновационной составляющей, а комплексный подход включая соответствующий менеджмент, наполненный эксклюзивным научно-образовательным процессом. Поскольку естественно-исторически сложилось так, что мы аграрное государство, то это прежде всего необходимо использовать исполнительной и законодательной ветвям власти — как экономический, так и геополитический рычаги влияния на международной арене, учитывая прежде всего общемировой дефицит продуктов питания. Не следует также забывать, что сегодня почти 50% бюджета страны формирует отечественное сельское хозяйство, а не «Нафтогаз», облгазы, облэнерго и подобные «ценоиздеватели» с населения. В связи с этим считаю до конца непродуманным шаг передачи аграрных вузов в Министерство образования и науки Украины из лона профильного министерства. Как доказало время, от него, по большому счету, никто не получил преференции: ни дело как таковое, ни Украина. Об этом свидетельствует, между прочим, то, что именно аграрные вузы первыми пошли под так называемые европейские объединения. По собственному убеждению, при таких обстоятельствах просматривается не какой-то подход, а «прозаическая» реальность настоящего, присущая переходным периодам в истории, связанная с фактом владения закреплённого законом за аграрными вузами довольно большого количества особо ценных земель, и еще, в дополнение, незаурядной достаточно мощной материально-технической базы. При таких обстоятельствах, убежден, что в ближайшее время нас ожидают новые громкие коррупционные скандалы и судебные процессы, когда ими начнут, как говорится, «властвовать»... Чтобы предотвратить подобное, считаю целесообразным создание в Украине единого ПРЕЗИДЕНТСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА, в состав которого вошли бы в качестве филиалов ныне функционирующие отраслевые высшие учебные заведения I—IV уровней аккредитации. Его уместно было бы разместить на территории бывшей Выставки достижений народного хозяйства Украины. При нем, по примеру той же Венгрии, открыть наконец Музей сельского хозяйства Украины и установить все-таки памятник украинскому земледельцу (как, например, в парламенте Канады), который, самоотверженно работая много веков на овеянных легендами украинских черноземах, создал славу нашей нации как разумной и трудолюбивой, а главное — мирной в помыслах и действиях. Заказчиком продукции и координатором полноценного функционирования нового учреждения должно стать Министерство аграрной политики Украины, а лучше в названии — сельского хозяйства. Не лишним было бы создание в Украине и специализированного академического учреждения по изучению истории этого направления в стране (в том числе и технологические и организационные особенности функционирования на различных этапах, их победы и поражения). Убежден, от этого выиграет государство Украина и ее имидж на международной арене, а не так называемые местные решалы или дельцы, манипулируя ситуационными обстоятельствами переходного периода. Рынок определит со временем и количество филиалов, их специализацию и контингент студентов вместе с преподавательским составом. Экономия от такого решения в первом приближении может достичь примерно 30% от нынешнего общего бюджетного финансирования образовательной подготовки в аграрных вузах страны. Кроме того, по предлагаемым условиям по-партнерски смогут разумно объединить свои усилия на паритетных началах отечественное аграрное образование и академическая отраслевая наука. Тем более, что научно-образовательные стандарты после 01.07.2021 года — одинаковые для всех — европейские. Когда-то своими привезенными книгами дочь Ярослава Мудрого Анна научила французов высаживать смешанные сады, а теперь мы просто обязаны взять лучшее от этой страны в построении собственной системы подготовки специалистов сельского хозяйства, интегрированную в приобретенные собственные знания и опыт, применяя ее к специфике почвенно-климатических условий нашей страны. Тем более, что даже где-то по площади Украина и Франция похожи. Во всем остальном, как показывают реалии времен государственности, Украина должна рассчитывать только на собственные таланты и их возможности!!! Поэтому надеюсь на добрую волю через соответствующий указ гаранта Конституции Украины.

Виктор ВЕРГУНОВ, академик НААН, директор ННСХБ НААН.