Такое мнение высказали преподаватели и студенты Винницкого национального медицинского университета (ВНМУ) имени Пирогова во время разговора с «Голосом Украины». Мешают практикантам еще и искусственные преграды. Какие же?
Василий Мороз, ректор Винницкого национального медицинского университета, Герой Украины, во время беседы с корреспондентом «Голоса Украины» сразу отметил: «Обучение будущих врачей должно быть аудиторным!». Карантинные ограничения заставили администрацию вуза применить дистанционную форму. Правда, есть и позитив от «дистанционки».

Специалистов не учат заочно

Собеседник напомнил, что в медицинских вузах недаром отсутствует заочная форма (кроме фармацевтов. — Авт.). «Ничто не заменит живого общения медика-студента с преподавателем и пациентом, — отмечает Василий Мороз. — Были вынуждены приспособиться к новым условиям. Сделали это быстро. Университет приобрел наиболее современную программу. С ее помощью преподаватели доносили знания студентам, находившимся вне аудитории. Позитив в том, что лекции можно было еще раз пересмотреть в удобное время, чтобы уточнить необходимые подробности, или лучше усвоить их. Ведь все лекции наши преподаватели записали в видеоформате».

По словам ректора, сложившаяся в мире из-за распространения COVID-19 ситуация больше всего усложнила подготовку врачей, из-за ограничения практики.

— Уменьшилось количество практических занятий непосредственно в больничных учреждениях, — продолжает Василий Мороз. — Практика это одна из обязательных составляющих в подготовке будущих врачей. Давайте вспомним, сколько времени проводил в анатомичках Пирогов! У нас на каждой кафедре есть симуляторы, на которых практикуются студенты. Кроме того, в нашем распоряжении большой зал с симуляторами. Их тоже используем сполна. Однако, повторяю, ничто не может заменить в подготовке врача его непосредственное общение с преподавателем и пациентом.

Винницкий пироговский университет единственный медицинский вуз государства, где разработали компьютерную модель жизнедеятельности организма человека — виртуальный пациент «СКИФ». Над ее созданием работали в течение 15 лет. Инициатором, руководителем и одним из авторов проекта является ректор вуза Василий Мороз. Программа максимально отображает процессы, происходящие в организме человека, когда он здоров и когда болеет. Разработали ее задолго до распространения нынешней инфекции. Теперь особенно пригодилась. Во время работы с программой «СКИФ» студенты имеют возможность «лечить» виртуального пациента и видеть результат такого лечения. Кстати, в свое время «СКИФ» демонстрировали на совместном заседании коллегии Минздрав и Национальной академии медицинских наук. Разработка виннитчан получила высокую оценку и одобрение.

Только два первых месяца — сентябрь и октябрь 2020-го — студенты Винницкого медицинского посещали университет, а дальше... Нынешний учебный год так же начали в аудиториях. Правда, не все сели за парты. Часть иностранцев не вернулась в Винницу. Администрация вуза приняла решение использовать двойную форму обучения — аудиторную и дистанционную. Это вызывает дополнительные трудности для преподавателей. Впрочем, интересы студентов для них важнее.

«Ведите нас в анатомичку!..»

Сколько времени теперь продлится стационарная форма, никто не может предвидеть. Не потому ли студенты проявляют высокую активность? На это уже обратили внимание преподаватели.
— Ведите нас в анатомичку! — с такой просьбой обратилась одна из групп к профессору кафедры нормальной анатомии человека Людмиле Фоминой.

Об этом Людмила Васильевна рассказала при общении с «Голосом Украины». Говорит, она преподает курс «Анатомия», который состоит из 11 разделов. На каждый записала видеолекцию. «Как и где записывала? — переспрашивает профессор. — Да вот так и записывала — брала в одну руку мозг человека, в другую указку и на камеру показывала, где и что находится... При этом еще и подчеркивала о вреде... подзатыльников. Старшие люди иногда прибегают к этому.

Потому я хотя бы будущих врачей предостерегаю не делать так. Ведь на затылке находится мозжечок, можно большой беды наделать...»

— Если вы все рассказали в видео лекции, почему же тогда студенты уже на первом занятии просились в анатомичку?

— Хороший вопрос, — продолжает профессор. — Я у них тоже этим поинтересовалась. Говорят, некоторые частички мозга настолько маленькие, что их на видео не видно. Указка на них наведена, а рассмотреть не удается. Вот вам и один из примеров того, почему наши студенты должны учиться в аудитории, а не на расстоянии.

Людмила Фомина просит обратить внимание на то, чем ей особенно нравится работать с группой студентов.

— Медицина — это не конкуренция, это коллективная специальность, — подчеркивает собеседница. — Недаром сложные ситуации обсуждаются коллективно, консилиумом врачей, научных работников. Словом, мне очень нравятся аудиторные занятия со студентами. Теперь обратила внимание, что и они так же имеют желание чаще общаться, нежели это было прежде. После карантина выросла заинтересованность в обучении, в новых знаниях, стало больше вопросов, внимательнее слушают ответы...

Практические занятия профессор Фомина иногда заканчивает советом — овладевать своей специальностью настолько совершенно, чтобы на старости лет к ним на прием не боялись идти их друзья, не говоря о родных. Говорит эти слова в шутку. В то же время с надеждой, что у кого-то из ее воспитанников они запечатлеются в уголках памяти.

— Обращаю на это внимание, ведь хочу так научить, чтобы и мы, их нынешние преподаватели, имели возможность прийти к своим воспитанникам и быть уверенны, что спасут от недуга, — говорит профессор Фомина.

Не узнала внешне, только по голосу

Виктория Родинкова, доктор биологических наук, профессор кафедры фармации ВНМУ, как и в период карантина, проводит занятия дистанционно. Правда, с двумя группами. Говорит, в их состав входят студенты, которые не вернулись на учебу из ряда зарубежных стран. С другими работает аудиторно. Делится впечатлениями от знакомства с теми, кого учила на расстоянии в период карантина.

— Когда мои нынешние второкурсники зашли в аудиторию, многих из них я просто не узнала, — говорит профессор. — Словно какие-то новые люди. На экране видела одних, а здесь они какие-то другие. Когда начали общаться, почувствовала, что это те же, с кем уже знакома.

По словам профессора Родинковой, современные ІT-технологии значительно расширили возможности для онлайн-образования. Отдельные элементы применяли еще в те времена, когда, казалось бы, для этого не было оснований.

Профессор лично работала с ними на стажировке в одном из университетов США. Уже тогда приобрела определенный опыт работы с онлайн-инструментами. Теперь полностью использует приобретенные навыки.

Преподаватель одобрительно откликается о программе, приобретенной университетом для дистанционного обучения. Говорит, она позволяет расширять возможности в подаче материала, оценивании знаний. По ее мнению, во время карантина она работала со своими студентами даже эффективнее, чем тогда, когда занятия проходили в аудиториях. При этом делает одно уточнение.

— До четвертого курса наши студенты овладевают теоретическим материалом, — отмечает Виктория Родинкова. — Для таких курсов онлайн-форма приемлема. А уже в дальнейшем обязательно нужны аудиторные занятия. Тогда запланировано много практики. Дистанционно ее не получить.

Ни разу не был в больнице

Студент по имени Владимир (просит не называть фамилию), учится на пятом курсе. Говорит, в эти дни они постоянно проводят в больницах. Наверстывают упущенное.

— На четвертом курсе у нас предусмотрена практика в больницах, — рассказывает Владимир. — Однако же во время карантина в больницы никого не пускали. Потому за все то время я ни разу не практиковался. Ну, кроме университетских симуляторов. Но ведь это не то, что осматривать больного.

Студент обратил внимание, что не каждый пациент в стационаре соглашается, чтобы с ним общался еще учащийся высшего учебного заведения. Сначала преподаватель договаривается с заведующим отделением, потом тот спрашивает разрешения у больного, и только если тот согласится, студенты могут с ним пообщаться.

— Как-то это не совсем правильно, что приходится напрашиваться на общение с пациентами, — делится мыслями пятикурсник. — Такой подход наносит ущерб подготовке врачей. Не только я один так думаю. Спросите у кого-нибудь из студентов старших курсов, то же услышите. Министерство должно было бы урегулировать этот вопрос на официальном уровне. Приобретение практики студентами это на пользу тем же пациентам. Без практики врачом не станешь.
ВНАУ имеет договора на сотрудничество с большинством больничных учреждений Винницы.

Один из преподавателей поделился мнениями о том, что не везде студентов допускают на практику(?!).

— В те отделения, куда не допускают, мы и не идем, — говорит преподаватель. — Просто обходим их, чтобы не создавать конфликтных ситуаций.

Спрашиваю, кто дает такие разрешения.

— Заведующий отделением, хоть не думаю, что он самостоятельно принимает такие решения, — уточняет собеседник. — Сейчас практика для студентов имеет особое значение, ведь из-за карантинных мер многое пропустили, а здесь еще и искусственно создают дополнительные преграды...

Винницкая область.

Фото: vnmu.edu.ua