В частности, это касается проезда в общественном транспорте. Убедилась в этом, воспользовавшись маршрутным такси. Ситуация, когда водитель отказывается обслуживать бесплатно, мотивируя тем, что в салоне уже есть несколько льготников, вызывает много вопросов.

Перевозчики оправдываются, дескать, не могут набрать целую маршрутку льготников. Но, по закону, право на бесплатный проезд имеют четко определенные категории граждан, что подтверждается удостоверением. О том, что водитель маршрутки может по собственному усмотрению лишить кого-то этого права, не сказано нигде. Это самодеятельность, за которую надо как можно строже наказывать! Более того, государство предусмотрело бюджет для более 20 категорий льготников. Среди них: ветераны войны, граждане, пострадавшие вследствие аварии на ЧАЭС, люди с инвалидностью и лица, приравненные к ним, участники боевых действий, пенсионеры по возрасту. Следовательно, сколько бы бабушек и ветеранов уже не зашло в транспорт, водитель не имеет права им отказать. Отвечаем на вопрос возмущенного мужчины за рулем: вы действительно можете и обязаны набрать хоть целую маршрутку людей с удостоверениями, ведь деньги за их проезд уже уплатило государство вашему автотранспортному предприятию.

Что же творится на самом деле?

Даже имея законное право на бесплатный проезд, его, к сожалению, каждый гражданин должен вырывать у перевозчика зубами. Случаи безосновательных отказов случаются каждый день. Большинство из них благодаря СМИ и социальным сетям получили огласку. Так, в Днепре водитель 113-й маршрутки требовал уплату за проезд с пенсионерки — мамы погибшего бойца. Женщина ехала на могилу сына. Тогда виновника конфликта уволили, но такой случай — не единственный, и нарушения прав граждан происходят почти на каждом шагу. Пенсионеры, чтобы не портить себе нервы, закрывают глаза на уже обычные безчинства и просто выходят из транспорта. Любой из нас не раз был свидетелем подобной ситуации, наблюдая произвол перевозчиков. Вот свежий случай. Видела своими глазами. Женщина почтенного возраста с тяжелой тележкой спокойно спросила, можно ли ей ехать по удостоверению, на что услышала крайне грубый ответ. Водитель пришел в негодование: «как же мне зарабатывать, когда здесь одни льготники?» И гневно кивнул в салон, мол, здесь уже есть таких два человека. Конечно, пенсионерка на той маршрутке не поехала. А я задумалась, правильно ли поступают некоторые, и их большинство, водители.

На самом деле безосновательный отказ в льготном проезде грозит водителю штрафом в размере 850 грн. Такая норма, оказывается, принята еще в 2019 году и действует сегодня.

Как быть, когда водитель маршрутного такси нарушает права льготников? Юристы советуют в случае отказа вызывать полицию и сообщать о нарушении ваших прав. Но откровенно говоря: будет ли пенсионер этим заниматься? Многие считают, что в таких случаях лучше не искать себе проблем и просто выйти из транспорта, учитывая, что скандалы с перевозчиком зачастую заканчиваются дракой.

Но и закрывать глаза не стоит!

Уместно будет написать жалобу на водителя. Обратиться с таким документом нужно к работникам полиции или в территориальное управление Государственной службы Украины по безопасности в транспорте. Жалоба должна содержать: маршрут, которым следовал транспорт, бортовой и государственный номер ТС, информацию о перевозчике. Последнее узнать сложнее. В салоне должна быть табличка. Хотя лично я никогда такого не видела, так что можете просто спросить.

В случае неудачной попытки иногда достаточно информации о маршруте. Для составления такого документа не потребуется много времени, но вы внесли свой вклад в борьбу с льготным беззаконием.

Киев.

Комментарий юриста

Предоставление льгот на пользование общественным транспортом отдельным категориям граждан — советский анахронизм, который, к сожалению, у нас еще до сих пор сохраняется. Кстати, это касается не только транспортных льгот, но и некоторых других, например, льготы по оплате коммунальных услуг. При этом многие из льготников в силу определенных жизненных обстоятельств не всегда пользуются своими привилегиями. Именно потому, в последнее время законодатели и члены правительства все чаще инициируют введение по отдельным льготам так называемую монетизацию льгот, то есть перевод объявленного права на льготу в материальную плоскость путем компенсационных денежных выплат.

А что касается транспортных перевозок льготников, то стоит отметить, что действительно перевозчикам, в частности на автобусных маршрутах, запрещено отказываться от льготной перевозки, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 37 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»). То есть перевозчики не могут по собственному усмотрению устанавливать количество льготных пассажиров, которых они должны перевозить. Виды и объемы льготных перевозок устанавливаются заказом, в котором определяется порядок компенсации автомобильным перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров на маршрутах общего пользования, ущерба от этих перевозок. Подпунктом «ґ» пункта 3 части первой статьи 91 Бюджетного кодекса Украины определено, что к расходам местных бюджетов, которые могут осуществляться изо всех местных бюджетов, относятся расходы, в частности на компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан. Однако местные органы власти признают, что не всегда закладывают необходимое количество денег в бюджете для возмещения расходов перевозчиков, а потому значительное количество перевозчиков работает на бездотационной основе (за собственный счет), устанавливая «свои» нормативы по перевозке льготников. На что местные власти зачастую закрывают глаза.

Впрочем установленные законодательством льготы никто не может ограничить, а потому требование на получение услуги с перевозчика со стороны льготника всегда будет правомерным. Нарушение права льготника на проезд в общественной пассажирском транспорте (безосновательный отказ со стороны водителя) карается административным штрафом (ст. 133-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях). Налагать такие штрафы имеют право: на автомобильном транспорте — руководитель центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте, и его заместители, руководитель территориального органа центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию государственной политики по вопросам безопасности на наземном транспорте, и его заместители.

Также за защитой нарушенного права на льготный проезд можно обратиться в территориальное управление Государственной службы Украины по безопасности на транспорте. При безосновательном отказе в бесплатном проезде необходимо: узнать наименование перевозчика, его контактные данные (информация, как правило, содержится возле водителя); фамилию, имя и отчество водителя; записать номер транспортного средства; время, маршрут, а также приобрести билет, сохранить его, а в случае обращения в суд необходимо наличие свидетелей). В случае если водитель общественного автотранспорта отказывается следовать по маршруту, пока льготник не уплатит за проезд, нужно вызвать наряд полиции.

Перечень категорий лиц, которым согласно законодательству предоставлено право бесплатного проезда в общественном транспорте и правовые основания, приведены на нашем сайте.

Сергей ДЕМСКИЙ.