Историческое путешествие по Киеву с доктором исторических наук Тарасом Чухлибом.

Украинское казачество — феномен мировой истории. Уникальность этой социальной силы, первые письменные упоминания о которой датированы 1489-м и 1492-м, в том, что своеобразное военно-политическое формирование, сгенерированное народом для защиты украинских земель от многочисленных завоевателей, развилось в самостоятельное государственное образование. В истории Запорожская Сечь известна как казацкая христианская демократическая православная республика, а Украинское казацкое государство Богдана Хмельницкого, появившееся вследствие Национально-освободительной войны середины XVII века, как носитель идеи неподчиненности и соборности — ее основатель мечтал собрать под своей булавой все наследие Руси.

На протяжении нескольких веков казачество играло ведущую роль во всех сферах исторического бытия украинского народа — постепенно возвращает утраченные украинские земли, расширяет жизненное пространство украинского народа. Казачество, которое имело одну из сильнейших в Европе армию — пехоту, конницу, флот, армату, выработало блестящее казацкое военное искусство, которое, по мнению доктора исторических наук, лауреата Шевченковской премии Елены Апанович, «превосходило стратегию и тактику феодальных европейских армий того времени». Казаки укрепили фортификациями города и городки, создали военные охранно-защитную и разведывательно-сторожевую системы обороны границ Украины, которые просуществовали три века. В Европе украинский рыцарский орден считали суверенной военно-политической силой, влиявшей на международные отношения и даже определявшей при определенных обстоятельствах ход политических и военных событий общеевропейского значения.

За нашу и вашу свободу!

400 лет назад, в сентябре 1621-го, произошла знаменитая Хотинская битва. Тогда на поле боя сошлись три большие армии: с одной стороны — 200-тысячное войско Османской империи, с другой — 32-тысячная польско-литовская армия, на помощь которой подошло почти 45-тысячное Войско Запорожское во главе с гетманом Петром Конашевичем-Сагайдачным. Участник битвы, каменецкий летописец Аксентий, отмечал, что одна из крупнейших битв в Европе того времени была выиграна благодаря мужеству казаков, воевавших на стороне Речи Посполитой. Они каждый день делали вылазки против врага. Не было такой ночи, чтобы казаки не нападали на османский лагерь и не приходили оттуда с пленными. Османы пытались одолеть силу казаков и бросали против них основные свои отборные подразделения. Отряды Конашевича-Сагайдачного сыграли легендарную, решающую роль в битве и обеспечили победу над Османской империей, что заставило ее отказаться от планов завоевания Европы.

А вспомним, как почти 38 тысяч казаков, шляхтичей, крестьян, мещан и монахов из Запорожской Сечи, с Киевщины, Волыни, Подолья продемонстрировали образцы доблести и военного таланта в еще одной масштабной битве — под Веной, где решалась судьба христианского мира. Вот как описывает выдающийся украинский историк Тарас Чухлиб ход боя: «Сначала в атаку пошла украинская и польская пехота, а потом закованные в латы королевские гусары и латники (вместе с ними было и конное подразделение баварского курфюрста Максимилиана ІІ Эмануэля). Они ворвались в лагерь Кара Мустафы и начали отчаянно рубить саблями и колоть копьями окружение великого визиря, которое не ждало от небольшого отряда проворства». 12 сентября 1683 года именно с помощью казаков объединенные войска Речи Посполитой и Габсбургов разгромили стотысячную армию Османской империи, которая с того времени остановила свою экспансию в Европе и начала понемногу отступать с ранее завоеванных земель.

Геополитическое положение Украины определило ее принадлежность к европейским странам. И Украинское казацкое государство появилось как новая европейская страна. Известный украинский историк, философ и публицист В. Липинский писал о его основателе гетмане Богдане Хмельницком: «Мы забыли уже, что из нации нашей вышел один из самых гениальных государствах мужей Восточной Европы, который для Украины сделал больше, чем справедливо прозванный «Великим» Петр сделал на пятьдесят лет позже для Московии. Поскольку Петр Великий только реформировал готовое уже государство, только европеизировал готовый татарский государственный помост, который покрывал пассивное, стоячее и омертвевшее в своем порабощении московское море. А Богдан Хмельницкий творил новое европейское государство и восстанавливал нацию среди грохота падающих руин старой, им же разваленной Речи Посполитой. Он устранял те руины и одновременно укреплял западную культуру в Украине ввиду постоянной татарской и московской опасности с Востока — и среди украинской громады, которая вся от верхов до низов носила сабли на боку».

Украинским казакам стоят памятники в Вене, Витебске и Гомеле, шведском городе Кристианстад, о них написаны сотни исследований и книг, нам известны даты крупных битв и имена героев казацкой эпохи. Впрочем, архивы, в частности польские и турецкие, хранят еще много тайн о тех, кто, держа в руках булаву и саблю, веками формировал национальное сознание украинцев, их демократическое и государственное мировоззрение.

Итогом работы в зарубежных архивах и музеях известного исследователя украинского казачества и международного положения Украины раннемодерной эпохи, доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника Института истории Украины НАНУ, директора Научно-исследовательского института казачества имени Степана Бандеры Тараса Чухлиба стали почти 450 научных и научно-популярных статей и ряд книг — «Гетьмани і монархи: Українська держава в міжнародних відносинах 1648—1714 рр.», «Гетьмани Правобережної України в історії Центрально-Східної Європи (1663—1713)», «Переяслав 1654 року та проблема міжнародного утвердження Українського гетьманату», «Козацький устрій Правобережної України», «Відень 1683 Україна-Русь у битві за «золоте яблуко» Європи», «Козаки і яничари» и другие. Среди сенсационных открытий историка — новые данные о том, как, когда и почему слово «Украина» стало названием нашего государства; о том, кто назвал гетмана Богдана Хмельницкого Моисеем украинского народа; почему член польского правительства сравнивал казацкую Украину с независимой Голландией и даже о том, как казаки иностранными государствами владели.

Украина — синонимическое соответствие Руси

Украинская государственность, украинский язык и казачество — неразрывны. Как известно, название территории, на которой живет украинский народ, как и в других странах, менялось на протяжении веков. Согласно политической ситуации менялось и название народа. Основными названиями украинской территории были Русь и Украина. Более тысячи лет назад название Русь было привязано к земле с центром в Киеве и летописному племени полян, которое селилось над Днепром. С укреплением Киевского государства это название распространилось на большую территорию и прикрепилось к украинскому народу. С течением времени синонимическим соответствием Руси становится топоним Украина, который употребляется в литовско-русских летописях XIV века и в казацкую эпоху.

— Уже в одном из первых официальных политических документов под названием «Пункти вимог Війська Запорозького до Величності Його Королівської Милості і Речі Посполитої» от 24 февраля 1649 г. писалось: «...А тому що винуватцем другої, ще більшої війни є Князь Його Милість Вишневецький, який почав наступ, незважаючи на встановлений мир і не чекаючи комісії, то коли б він мав бути коронним гетьманом, ми ні в якому разі не хочемо з ним жити, і на Україну його не пустимо, і війну з ним розпочнемо», — отмечает Тарас Чухлиб. — Как видим, правительство Войска Запорожского (в этом случае его представители использовали выразительное местоимение «ми») не хотело «впускати на Україну» — территорию, которой оно уже овладело на протяжении 1648 года, великого коронного гетмана Речи Посполитой с его воинскими подразделениями. Очевидно, что именно с этого времени казацкая старшина во главе с гетманом Богданом Хмельницким понимала под «Україною» историческую территорию (а название «Україна» активно вводилось в официальных кругах и Короны Польской, и Войска Запорожского уже с конца XVI в.), на которой установило «місцеву» политическую власть Войско Запорожское.

Гетман Богдан Хмельницкий (а также его писари, канцеляристы и ближайшее окружение) на протяжении 1649—1657 годов представлял «Україну» как отдельную от Речи Посполитой «землю», у которой был «рубіж», который нужно было «оберігати» от разных вражеских сил. «Неприятелями України» (в отдельные периоды — союзниками) в это время были «ляхи», «татарове», «мультяни», «волохи», «венгри», «московити» и т. п. Они постоянно «нівечили», «пустошили», «розоряли», «воювали», «висікали», «зносили», другими словами «нападали» на то, что в канцелярии Войска Запорожского называли «Україною» и «Українними городами».

— Как можно понять из логики употребления соответствующих терминов гетманом, полковниками, сотниками и канцеляристами Войска Запорожского: во-первых, под «Україною» они понимали не так географическое, как территориально-политическое образование, ведь она «вся повстала» и ее надо было «оберігати», — добавляет историк. — Во-вторых, «Україна» в их определениях четко начала отделяться от «Польщі» — была «своєю» и «нашою»; в-третьих, «Україна» начала выступать синонимическим соответствием «Русі», позже — «Малої Русі («Малої Росії»)»; в-четвертых, владения Войска Запорожского «в Україні» и «в Русі» делились на отдельные «землі» — «Київщизну» (суффикс «изн» определял сборное название региона, местности), «Уманщизну», «Черніговщизну», «Ніженщизну», «Сіверщизну» и т. п., при этом в определенных случаях «Україна» употреблялась в одном семантическом ряду с этими «землями». «Україна» также была «руською», что, очевидно, удостоверяло проживание на ее территории «руського народу» («православного народу»), а также то, что здесь когда-то давно правили «княжата Руські».

— Учитывая это, гетман заявлял, что Войско Запорожское «визволило Україну», которую потом пришлось «захищати». Слово «Україна» стало названием нашего государства уже с 1640-х — 1650-х годов, — подчеркивает доктор исторических наук. — Мы уже неоднократно публиковали материалы об употреблении названия Украина в XVI—XVII веках. И вот новая находка. В 1635 году в типографии Киево-Печерской лавры вышла в свет книга епископа Сильвестра Косова под названием «Патерикон, чи Життя святих Отців Печерських». Это был перевод со староукраинского на польский язык, который профинансировал тогдашний черниговский подчаший и герой Смоленской войны 1632—1634 годов Адам Кисиль. В посвящении в честь мецената читаем такие слова: «Кили Киселя має Польща на полі битви України...»

Защищая от нападающих свои исторические земли, развивая собственное государство, казачество становится ядром современной украинской нации, вносит в украинскую культуру осознанный дух свободы.

В Главном архиве древних актов в Варшаве (Archiwum Glowne Akt Dawnych w Warszawie) Тарас Чухлиб отыскал оригинал документа 1671 года, который утверждает, что Украина хотела независимости, как Голландия.

— В апреле 1671-го польский епископ Анджей Ольшовский писал канцлеру Михалу Пражмовскому, что представители гетманского правительства Петра Дорошенко «хочуть зробити Народ Руський і край Руський окремим і незалежним (udzielnie et indepenter) за прикладом Голландії», которая освободилась из-под власти Испании, — продолжает исследователь.

Интересно, что и австрийский император признавал казацкую Украину независимым государством.

— Patri vestro illustri sincere nobis dilecto — именно так обращался австрийский кайзер Леопольд І к гетману Богдану Хмельницкому, признавая его независимым правителем в июле 1657 года, — подчеркивает Тарас Чухлиб. — Отправленный из Вены, которая на то время была столицей главной супердержавы Европы, австрийский посол Петер Парцевич должен был провести переговоры с правителем Украины... Документ, который свидетельствует об этом, хранится в Главном государственном архиве в Вене.

Еще один документ — найденная оригинальная рукопись выдающегося французского поэта Гийома Аполлинера — свидетельствует о заинтересованности европейцев казацкими делами. Один из основоположников литературного авангарда, определивший направления развития французской и мировой поэзии в XX в., по известной картине Ильи Репина, который родился в Чугуеве на Харьковщине, а его отец происходил из казацкого рода и имел прозвище Репа, написал поэтическое произведение «Ответ запорожских казаков султану в Константинополь». Оно вошло в сборник «Стихи 1898—1913» (1913), хранящийся в Национальной библиотеке Франции.

Фото со страницы Тараса Чухлиба в Фейсбуке.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЧИТАЙТЕ В СЛЕДУЮЩИХ НОМЕРАХ.