Олег Паска (на снимке), директор департамента образования и науки Львовской ОГА, считает, что самый большой успех работы в условиях реформирования образования — это подбор профессиональной команды и принятие решений, которые направлены на долговременную перспективу.

— Мы заручились поддержкой успешных ученых и работников образования Львовщины и Украины, — рассказывает Олег Паска. — Первым успехом стало создание Экспертного совета при департаменте образования и науки. Нам удалось собрать известных людей, работающих волонтерами в образовании. Это профессор Роман Лесык — с ним усовершенствовали конкурс для научных работников, сделали его открытым и объективным, профессор Назар Подольчак — с ним начали развивать изобретательство в рамках сотрудничества с Малой академией наук, председатель совета экспертов профессор Степан Давымука — с ним начали закладывать фундамент Стратегии развития образования. С Павлом Хобзеем разработали структуру нашей Программы развития образования, а Роман Пастушенко руководил рабочими группами и провел большую работу по наполнению этой программы, разработал соответствующие Положения о конкурсах для педагогов и многое другое.

И что важно, мы вместе с Институтом региональных исследований впервые в истории Львовщины подготовили Стратегию развития образования до 2027 года. На каждый документ ушло полгода постоянного, тяжелого труда. Важными достижениями стали уникальные Положения о конкурсах для ученых и студентов, которые побуждают к развитию науки и изобретательства, творчества.

— Как вы оцениваете ситуацию в образовании во время эпидемии коронавируса?

— Учимся учить дистанционно! Мы мгновенно отреагировали на вызовы и, проведя предварительный анализ, одни из первых в Украине начали подготовку учителей по освоению платформ для дистанционного обучения. Это позволило в течение академического года существенно улучшить качество обучения. Приятно, что уже в текущем году Министерство образования и науки предусмотрело на это средства. Потому сможем двигаться быстрее.
Сейчас Львовщина находится в «желтой» карантинной зоне.

— На Львовщине в течение года открыли десятки новых школ и дошкольных учреждений…

— 12 объектов образовательной инфраструктуры были открыты в рамках президентской программы «Большое строительство». Среди них — дошкольные учреждения в Борщовичах и Зымной Воде Пустомытовского района, в Рудниках Николаевского района, Чукве Самборского района и в Великом Любине когда-то Городокского района. За учебный год в дошкольных заведениях появилось дополнительно 450 мест. Мы четвертые в Украине по динамике открытия мест для дошкольников.

Приятно, что в прошлом году полностью закончили школу в родном селе выдающегося украинца и мецената Петра Яцика, 100-летие со дня рождения которого отметили 7 июля. Были еще завершены работы в Выкотах Самборского района, Бортятине Мостисского района и в гимназии №2 города Трускавец. В двух заведениях областного подчинения открыты спортивные площадки.

— Министерство разработало Типовую образовательную программу для базовой школы. Насколько она улучшит учебный процесс?

— Львовщина предлагала свой вариант этой программы, которую мы разработали совместно с работниками образования Харькова, Киева, Одессы, Полтавы и других регионов. Однако он не прошел. Мы считаем, что это ошибка и надо вернуться к пересмотру этого документа, поскольку в нынешнем виде, по нашему мнению, он тормозит развитие образования, особенно профильного.

— В прошлом году во Львовской области открыли новые учебно-практические центры по разным профессиям. Как это повлияет на развитие профессионально-технических заведений?

— В первую очередь это повлияло на качество обучения и на шансы выпускников получить лучшее место работы. Обучение на современном оборудовании дает возможность стать высокопрофессиональным, современным специалистом. Были открыты шесть таких центров. Инвестировано около 12 миллионов гривен. В этом году откроем еще пять новых центров и инвестируем 16 миллионов гривен.

К сожалению, ситуация в училищах, в которых нет учебных центров, не такая благополучная, как хотелось бы. Часто там можем увидеть морально устаревшее оборудование. Потому введение учебно-практических центров является путем к решению этой проблемы. Мы планируем, согласно Программе развития образования Львовщины, дополнительно направить средства на обновление материально-технической базы тех заведений, которые не попали в перечень победителей для создания учебно-практических центров.

— Сейчас совместно с Национальным университетом «Львовская политехника» вы создаете онлайн-платформу для всех украинских школ мира. Фактически речь идет о формировании украинского образовательного пространства за границей?

— Проект «Український освітній Всесвіт»  объединит все украинские школы мира, в том числе и воскресные. Это даст возможность обмениваться информацией, педагогическим опытом, достижениями, учебниками, методическими разработками, образовательными инновациями. В конце концов этот проект объединяет всех молодых украинцев и создает глобальное украинство!

Это новые возможности для развития украинского сообщества в Украине и за ее пределами. Убежден, что этот совместный проект Международного института образования, культуры, связей с диаспорой и департамента образования и науки со временем, надеемся, получит и поддержку Министерства образования и науки Украины.

Справка

Олег Паска родился в 1970 году в селе Нижанковичи на Львовщине. Окончил Львовский государственный университет имени Ивана Франко по специальности «Физик. Преподаватель физики» и Региональный институт государственного управления. Преподавал физику в сельской школе. Работал председателем Старосамборского районного совета и председателем Перемышлянской РГА, возглавлял управление пространственного развития Львовского областного совета. В 2018 году вместе с профессорами Антониной Колодий и Назаром Подольчаком основал «Высшую школу публичного лидерства».

С апреля 2020-го — директор департамента образования и науки Львовской ОГА. Кандидат наук.

Разговор вели Богдан КУШНИР и Ирина ЯЩИШИН.

Львов.

Фото из открытых источников.