Решить глобальный вопрос пытались и участники круглого стола, проведенного Комитетом Верховной Рады по вопросам экологической политики и природопользования. Как отметила, открывая мероприятие, глава подкомитета по вопросам изменений климата и охраны атмосферного воздуха Леся Василенко, «комитетом принято решение созвать круглый стол с участием всех центральных органов исполнительной власти, чтобы услышать представителей правительства по поводу планов реализации второго Национально-определенного вклада в Парижское соглашение (НВВ2)».

Возможно, уже какие-то наработки осуществлены и разработки готовы, предположила народный депутат. Она напомнила, что Украина взяла на себя определенные обязательства в рамках Парижского климатического соглашения. В этом году правительство нашей страны приняло второй Национально-определенный вклад по сокращению выбросов парниковых газов. Такие вклады должны раз в пять лет пересматриваться странами—участницами Парижского соглашения, сообщила парламентарий. Обсуждение НВВ2 станет центральной темой Конференции ООН относительно изменения климата 2021 года — COP26. 26-я конференция Организации Объединенных Наций по климатическим изменениям пройдет в Глазго с 31 октября по 12 ноября 2021 года.

Позицию Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов во время круглого стола представляла заместитель министра Ирина Ставчук. По ее словам, министерство взяло на себя координирующую роль в этом процессе, и является ответственным за разработку рамки и наполнение рамки НВВ2. В конце июля 2021 года правительство после ряда сложных консультаций приняло обновленные цели к Парижскому соглашению и сразу после этого началась работа над дальнейшими шагами, проинформировала чиновница. «Когда принята цель, должен быть план по ее достижению, — отметила она. — Это необходимо для того, чтобы на уровне правительства, общества да и всей системы государственной власти можно было отслеживать, как мы достигаем цели, понимать, какие меры запланированы, как они выполняются и приспособить к этому финансовую систему».

Следовательно, члены правительства начали работать по трем направлениям. Прежде всего — над формированием дорожной карты ключевых трансформаций и мер. Речь идет о разработке более тщательного плана по каждому сектору и видении того, как государство будет реализовывать те или иные цели. Вторая большая часть — это формирование и подготовка финансовой стратегии реализации НВВ2. По этому направлению заказали два исследования. Одно касалось системы поступления экологических финансов. Уже подготовлен отчет о том, какие нынче в стране экологические налоги по сравнению с примерами европейских стран. Это поможет понять, где мы в системе координат относительно разных экологических платежей, отметила заместитель министра. По ее словам, наняты также эксперты, которые уже начали работать над финансовой стратегией реализации НВВ2. Речь идет и о сотрудничестве с международными финансовыми организациями, о возможных международных инициативах, государственных финансах и т. п. «Вопрос второго Национально-определенного вклада сложен потому, что предусматривает ряд мер в ряде секторов, и некоторые из них уже и так есть в плане действий правительства, -подчеркнула И. Ставчук. — Некоторые направления, может, недостаточно приоритезированы, поэтому чрезвычайно важно создать план действий, чтобы было понимание, что входит в некий условный пакет украинского зеленого соглашения и как будет происходить координация и внедрение». По этому направлению в правительстве работают также над рамочным законопроектом стратегии низкоуглеродистого развития. Все это намерены объединить, чтобы разработать законопроект, который будет включать, в том числе, и аспекты архитектуры климатического управления, заверила представительница Кабмина.

И. Ставчук сообщила, что работа над планом реализации НВВ2 должна завершиться до января. И уже очевидно, что правительство не вкладывается в определенные рамки. Объясняют это тем, что в августе был разработан пакет таблиц, которые отправлены министерствам для определения ключевых трансформаций в секторах на основе моделирования и консультаций. Ключевые трансформации согласованы и на их основе поручено всем министерствам заполнить таблицы и собрать соответствующую информацию. Впрочем, заполненные таблицы в профильное министерство еще не возвращались. Заместитель министра выразила надежду, что после круглого стола процесс активизируется.

Завершая дискуссию на платформе парламентского комитета, Леся Василенко отметила, что при обсуждении определилось несколько задач, которые нуждаются в срочном решении вне круглого стола в рамках сотрудничества с различными министерствами и ведомствами. Она поблагодарила всех участников со стороны общественности и научной среды и проинформировала, что уже на ближайшем заседании комитета народные депутаты получат на рассмотрение рекомендации, разработанные по результатам круглого стола.

Справка

Парижское соглашение принято в 2015 году. Оно вступило в силу в 2016 году. В его рамках, с 1 января 2021 года, страны принимают свои цели по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов (до 31 декабря 2020 года обязательства стран по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов устанавливались в рамках Киотского протокола).

Если в Киотском протоколе страны получали конкретные обязательства по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов, то в Парижском соглашении каждая страна самостоятельно определяет свой вклад в глобальных усилиях по смягчению изменения климата на планете. Также расширен круг стран, которые должны принимать цели по сокращению или ограничению выбросов парниковых газов, до всех стран — сторон Парижского соглашения.