Целостное представление о ценностных принципах и сущности украинской государственности, истоках и становлении государства на украинских территориях, наследственности государствообразующих традиций от Киевской Руси и более давнего времени до современности сформированы авторитетным авторским коллективом в фундаментальной книге «Украинская государственность: историко-правовые очерки», которая благодаря титаническому труду ведущих историков и юристов открывает малоизвестные, а то и совсем неизвестные страницы нашей истории.

Председатель Верховной Рады Украины, сопредседатель редакционного совета издания, доктор юридических наук Руслан Стефанчук подчеркивает: «Я глубоко убежден, что очень несправедливо говорить, что Украине 30 лет. Украина — это государство с более чем тысячелетней историей. Мы достигаем своими корнями основания Киева, мы достигаем своими корнями упоминания в Бертинских хрониках, в которых упоминалось о представительстве русичей, княжении таких людей, которые были признаны святыми во всех существующих направлениях христианства. Мы должны заниматься очищением исторических корней. Они у нас глубинные».

Глава парламента добавил, что эту книгу, над которой работали десятки и десятки людей и собирали материалы в архивах многих стран мира, сложно переоценить. «Уникальность этой работы в первую очередь заключается в том, что она стала основой государствообразующих процессов в Украине. На основании этой работы Президент Украины издал указ об установлении Дня украинской государственности. Задача каждого из нас — создать такой крепкий фундамент, чтобы ни у кого не было малейших желаний посягать на украинскую государственность и украинскую историю. Мы все должны бороться за единство украинской государственности и украинской нации», — добавил Руслан Стефанчук.


Председатель Верховной Рады Украины Руслан Стефанчук и митрополит Киевский и всея Украины Епифаний.

Творческий замысел восстановить в одной книге код украинской государственности, показать ее непрерывность и преемственность, обычаи и традиции, красоту языка возник из осознания необходимости самопознания и оказания почестей выдающимся государственникам пятнадцать лет назад. Генераторами идеи проекта стали правозащитник, известный государственный и политический деятель Лев Лукьяненко, ныне народный депутат Украины Степан Кубив, юрист Александр Святоцкий.

И.о. руководителя аппарата, заместитель руководителя аппарата — руководитель Главного юридического управления аппарата Верховной Рады, доктор юридических наук Михаил Теплюк отмечает, что новое издание чрезвычайно важно для формирования политической нации в Украине. «С книгой обязательно должно ознакомиться молодое поколение, — подчеркивает Михаил Теплюк. — Надо найти форму донесения идеи и материалов, содержащихся в этом издании, до подрастающего поколения. Это важно для воспитания со школьной скамьи граждан Украины, патриотов».

«С каждой такой работой мы становимся сильнее, увереннее и такая работа нас точно приближает к великой победе», — прибавляет председатель Комитета Верховной Рады по вопросам интеграции Украины с Европейским Союзом Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Издание «Украинская государственность» призвано пробудить национальное и государственное мышления у читателя. «Это 22 очерка о пути формирования украинской государственности, ее атрибутах и символах победы.

Это книга о государственниках-символах, личностях уникальной воли, которые своими достижениями или жертвой вдохновляли на государствообразующие решения, создавали украинскую нацию, — подчеркивает Степан Кубив. — Поэтому книга является движущей силой процесса формирования политической нации среди граждан Украины всех национальностей. Важно воссоздать ее естественный код. Наши духовные ценности являются общими, они не имеют границ. Украинцы мира на всех континентах берегут духовные сокровища государственности, символы, язык. Нас, украинцев, — более 65 миллионов во всем мире. Книга начинает диалог с читателем.


Глава ВПО «Мемориал» имени Василия Стуса (с 2014 г.), кандидат экономических наук, доцент Степан Кубив, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз Иванна Климпуш-Цинцадзе.

Этому будет способствовать перевод на английский язык и доступ к ней в открытом пространстве».

Истоки, атрибуты, символы

В очерке «Традиция не-прерывности украинской го-сударственности», который открывает издание объемом почти в тысячу страниц, авторы Михаил Савчин и Руслан Стефанчук подчеркивают, что сегодня достаточно доказательств того, что название «Киевская Русь» — это продукт исторической мысли Российской империи, которая появляется на рубеже XVIII—XIX веков. Впрочем, не подтверждается фактическими данными и историческими документами.

«В то же время в исторических источниках употребляются названия «Русь» или «Русская земля», сначала для обозначения земель Среднего Поднепровья и земель, которые подчинялись Киеву. Позднее, в Ипатьевской летописи (1187 г.) употреблено и название «Украина», — пишут авторы. Поэтому более правильным, по мнению исследователей, является употребление терминов «Русь-Украина» или Киево-Руськое государство относительно обозначения названия первого Украинского государства.

Тема истоков украинской государственности, выяснение времени ее возникновения, фиксирование первых письменных упоминаний об истоках как точке отсчета создания Украинского государства в условиях информационной войны, ведущейся против нас Российской Федерацией, которая в течение веков присваивает украинскую историю и достижения, приобретает особое значение.

«Почему нужно знать, определить истоки, этапы становления и развития украинской государственности? Прежде всего потому, что любой народ, любая нация начинается с того, что она обязана знать свое прошлое, свои корни, потому что «кто не знает своего прошлого, тот не достоен своего будущего. Кто не уважает выдающихся людей своего народа, тот сам не годен уважения», — подчеркивает сопредседатель редакционного совета, доктор юридических наук, академик Национальной академии правовых наук Украины Александр Святоцкий.

Еще в 1949 году украинский государственный и политический деятель Владимир Винниченко определил государственность как устройство всего материального и духовного бытия целого народа, как комплекс тех институтов экономики, политики, культуры, которые действуют на территории, населенной национальным коллективом, и связывают его в компактную целостность.

В книге Александр Святоцкий отмечает, что понятия «государство» и «государственность» в юридической, политической и исторической литературе используются по-разному: как синонимы или как литературная метафора без определения четкого содержания. «Государственность является своеобразными корнями государства, а последнее — венцом государственности», — говорит Александр Святоцкий. Он подчеркивает, что признаками государственности являются непрерывность, воплощенная в языке, вере, праве, литературе, искусстве, национальных символах и атрибутах, что передается от поколения поколению; стремление нации к политическому и национальному самоопределению, государственной независимости; наличие органов публичной власти; социальная организация общества; духовно-нравственная, культурная организация общества; система норм права, включая памятники права; исторический процесс, который охватывает весь промежуток времени, в течение которого происходили процессы созидания государства. Основные признаки государства — население, территория, публичная власть, государственный суверенитет, система права, система налогообложения, атрибуты и символы государства.

«Совершенно очевидно, что понятие «государственность» значительно шире и глубже, чем понятие «государство», но, безусловно, включает как свой компонент государство, хотя и не сводится только к нему, — подчеркивает Александр Святоцкий. — Государственность — это необходимое условие созидания государства. Она предшествует государству и даже суверенитету». Таким образом, государственность, по определению авторов издания, — это особая форма национального мышления, ядром которого является воля к самоопределению и осознанная необходимость в государстве как способе обеспечения совместного существования. Она формируется под влиянием менталитета и духа народа, его правовых традиций и исторического опыта.

Сегодня, на восьмом году войны Российской Федерации против Украины, от руководителей РФ на разных политических площадках и ток-шоу мы все чаще слышим заявления о том, что Украина вроде бы некое недогосударство, политический проект, придуманный американцами/австрийским генштабом, это, дескать, часть великой России, и у этой части «русского мира» нет своей, другой, отдельной от российской, истории, нет своего языка, а есть только наречие, диалект «великаго и магучего языка». Исторические факты свидетельствуют совсем о другом.

На самом деле праукраинское государство с центром в Киеве — Русь, Русская земля (это ее название украл в 1721 году Петр I, назвав Россией Московское царство) — возникает в результате объединения славянских племен в VII—VIII веках. Поскольку в этот период интенсивнее всего развивалось объединение полянинов, расселившееся на берегах рек Рось, Росава, Роставица, то и государство, которое они вытворили, стало называться Русь. В IX веке оно объединяло земли Киевского, Черниговского и Переяславского княжеств. По определению академика Бориса Рыбакова, уже на раннем этапе своей истории — в 814 году — Русь сравнялась своей территорией с Византийской империей и империей Каролингов, европейским государством, которое существовало в IX веке и в состав которого входили территории Франции, Германии и Италии, а также ряда других современных государств.

По информации Бертинских хроник, средневекового памятника 830—882 годов, посольство русов 18 мая 839 года посетило столицу империи франков Інгуленгайм, где его принял император Людовик Благочестивый.

Опровергает московские мифы об Украине и «Повесть временных лет», которую Нестор-летописец начинает с ответа на вопрос, откуда пошла Русская земля и кто в ней начал княжить. Согласно летописи поляне, которые жили по Днепру, имели свой правящий род в лице трех братьев — Кия, Щека и Хорива, которые и основали Киев. Затем у полянинов правили Аскольд и Дир, с их именами в «Повести временных лет» и связано упоминание о появлении названия «Русская земля». О событиях 852 года Нестор пишет так: «...когда начал Михаил цесарствовать, стала называться [наша земля] — Русская земля. А о сем мы узнали, когда приходила Русь на Цесароград [Константинополь], как вот писал [Георгий] в летописании греческом». Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь, столицу Византийской империи, в 860 году закончился полной победой русов, которые едва не захватили бывшего патриарха Игнатия, и дипломатическим признанием Руси.

Во времена правления Владимира Великого и его сына Ярослава Мудрого Киево-Руськое государство превратилось в самое большое европейское государство. «Великий киевский князь Владимир Великий значительно расширил территорию Руси, присоединив земли вятичей (982 г.), ятвягов (983 г.), радимичей (984 г.), белых хорватов (981 г.), осуществил военные походи против болгар (985 г.), греков (988 г.), армян (1000 г.), поляков (1001 г.), печенегов (996 г., 1015 г.)», — отмечают авторы второго очерка книги «Украинская государственность: истоки, этапы становления и развитие» Александр Святоцкий, Марта Барандий, Игорь Бойко. При киевском князе Владимире Великом, которому в ноябре 2016 года непонятно почему установили памятник на Боровицкой площади в Москве, в охранной зоне Московского Кремля, что ставило Кремль под угрозу исключения из Всемирного списка ЮНЕСКО, было введено христианство как государственная религия Руси, проведены административная, военная и другие реформы, построены величественные храмы, началась чеканка первых в Руси монет — златников и сребреников. На них впервые был вычеканен княжеский знак трезубец, который стал гербом Украинской Народной Республики и современной Украины. В XI веке, а Владимир правил государством до 1015 года, столица Руси Киев насчитывала почти 100 тысяч жителей и была одним из крупнейших городов Европы.

«Времена князя Владимира являются кульминационными в развитии Киевской Руси. Выбор веры был самым существенным событием в истории нашего края, таким образом определялся цивилизационный выбор, какой будет культура и мировоззрение на весь дальнейший период, — отмечает член редакционного совета, заместитель Председателя Конституционного Суда Украины, доктор юридических наук, профессор Сергей Головатый. —

Выбор князя Владимира идеологически завершил принадлежность Руси к европейской цивилизации. Тогдашняя Византия опережала все страны Западной Европы по уровню развития, духовной и материальной культуры.

Одним из важных последствий, на мой взгляд, Владимирова крещения Руси по образцу Византии, является образование политического, идеологического союза государства и церкви. Возникает симфония власти, или гармония власти, когда две власти — государственная и церковная — сосуществуют друг с другом, но не сливаются, они взаимодействуют, но не пытаются подчинить друг друга. Традиция Владимира сохраняется в Украине более тысячи лет».


Главный редактор юридического журнала «Право Украины», доктор юридических наук, профессор, академик Национальной академии правовых наук Украины Александр Святоцкий, заместитель Председателя Конституционного Суда Украины Сергей Головатый.

Начатое отцом продолжает его сын Ярослав Мудрый, годы правления которого — 1019—1054 — период наивысшего развития и подъема Руси: усиливается централизация земель, распространяются международные контакты (Ярослав становится сватом всей Европы), развиваются образование, искусство, культура. Напомним, что до возникновения Москвы и Московского княжества еще целые века. Российские и советские историки датой основания современной столицы РФ называли 4 апреля 1147 года. Тогда она якобы упоминалась в летописи. На самом деле в хронике речь шла не о городе, а о местности на мокве — болотах.

«Во время существования государства Киевская Русь о Московском государстве не было никакого упоминания. Известно, что Московское княжество как улус Золотой Орды основано ханом Менгу-Тимуром только в 1277 году. До этого времени Киевская Русь уже существовала более 300 лет. Нет никаких фактов о связи Киевской Руси с финским этносом земли «Моксель» и позднее Московским княжеством до XVI века. В то время, как в 988 году произошло крещение государства Киевская Русь, финские племена земли «Моксель» находились в полудиком состоянии», — писал историк, археограф, член-корреспондент НАНУ Ярослав Дашкевич.

У нас, украинского народа, таки в самом деле более чем тысячелетние традиции своей государственности и, по мнению Александра Святоцкого, мы являемся единственными наследниками великого могучего Киево-Руського государства, Королевства Руського, украинского казацкого государства Войска Запорожского, УНР, ЗУНР и такого государства, как Карпатская Украина, и Украинского Государства, Акт о восстановлении которого был провозглашен 30 июня 1941 года Украинским Национальным Собранием под проводом ОУН и ее лидера Степана Бандеры.

Непокоренные и непобедимые

«Огонь, который был зажжен нашими выдающимися киевскими князьями Аскольдом, Святославом Храбрым, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом, гетманом Иваном Мазепой и его сподвижником Филиппом Орликом, деятелями УНР, украинскими националистами и воинами УПА, не угас», — говорит Александр Святоцкий. — Мы не мыслим украинской государственности без Михаила Грушевского, Симона Петлюры, Романа Шухевича, Степана Бандеры. В их именах — преемственность свободы».

Среди государственников и украинских подвижников, архитекторов церкви и культуры, представленных в книге, святые Кирилл и Мефодий, Антоний и Феодосий Печерский, святитель Иларион и Нестор-летописец, Даниил Галицкий, Константин Острожский и Василий-Константин Острожский, волынская княгиня, фундатор и меценат «Пересопницкого Евангелия» Анастасия Заславская, меценат Киевского Братского Богоявленского монастыря и Киевской братской школы Гальшка Гулевичевна. В этом ряду — Петр Могила, Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, основатель первой Запорожской Сечи на о. Малая Хортица Дмитрий Байда-Вишневецкий, гетман Петр Конашевич-Сагайдачный, казацкие гиганты Северин Наливайко, Самойло Кошка, Иван Серко, Петр Калнышевский, Богдан Хмельницкий. Отдельные страницы издания посвящены Ивану Мазепе, который поднял восстание против тирании царя Петра I и Московщины, гетману и меценату Филиппу Орлику, который заключил с казачеством договор о государственном устройстве «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского», известный как первая в Европе конституция, и целой плеяде деятелей казацкого времени и эпохе Украинской национальной революции 1917—1921 годов. Среди деятелей, которые стали личностями-символами Украинского государства, Сергей Ефремов, Павел Скоропадский, Дмитрий Донцов, Евгений Коновалец, Василий Липковский, Андрей Шептицкий, Евгений Петрушевич, Владимир Вернадский, Елена Степанив, Агатангел Крымский, Казимир Малевич, Георгий Нарбут, Владислав Городецкий. Только перечень одних имен светочей, положивших свой талант, труд и жизнь на алтарь Украины, может занять не одну страницу.

Читатель найдет в книге и информацию о борьбе повстанческой Холодноярской республики с московско-большевистскими оккупантами, Голодомор-Геноцид украинской нации в 1932—1933 годах, Большой террор и Расстрелянное возрождение, депортацию крымскотатарского народа и 700 тысяч украинцев с их этнических земель Лемковщины, Надсанья, Холмщины, Южного Подляшья, Любачевщины, Западной Бойковщины, героическую борьбу УПА. Отдельные разделы издания посвящены деятелям и событиям новейшей истории, в результате которых 30 лет назад Украина восстановила свою государственность. Определяющими этапами украинского созидания государства стали Революция Достоинства и сопротивление российской агрессии, борьба за украинский язык и идентичность, которые идут в условиях информационной войны, развязанной нашим северным соседом.

По словам Сергея Головатого, украинский язык — институт государственности. «Статус украинского языка как государственного является в то же время принципиальной конституционной ценностью, удельным признаком или ключевым фактором единства, соборности Украинского государства и неотделимой частью его конституционной ценности, — говорит он. — Украинский язык является неотделимым атрибутом украинской государственности, которая сохраняет свою историческую наследственность с Древнекиевской эпохи. Двуязычие в публичном пространстве не отвечает государственному конституционному статусу украинского языка как государственного».

Директор Института украинского языка НАНУ, доктор филологических наук Павел Гриценко отмечает, что соловьиный неразрывно связан со всей историей украинского созидания государства. «Чтобы утвердить христианство, надо было иметь сеть церквей, — говорит исследователь. — Что такое церковь? А это святая книга. При храмах, княжеских дворах были огромные скриптории, где переписывались эти книги. И до сих пор остались книги начала XI века, одна из них — Евангелие 1056—1057 годов (оригинал сохранился, он, правда, не у нас, потому что многие наши памятники либо в Санкт-Петербурге, либо в Москве).

В этом Евангелии в конце есть большое предписание на староукраинском языке, где такие формы, фонетика, которая и сегодня есть в украинском языке. Наш язык берет свое начало с VI века нашей эры, когда происходит консолидация диалектов, а до этого глубинные корни были еще дальше, в индоевропейском языке. Мы, древние украинцы, были донорами в интеллектуальной Европе. Не только что-то брали, но и отдавали. На староукраинском языке написан Литовский устав, староукраинский был в польском сейме, на нем написаны грамоты XIII—XIV веков в Румынии, то были территории Киевской митрополии. Мы должны эти факты знать и эксплуатировать».

Ученый добавил, что мы филигранно выработали свой язык, он у нас сегодня существует в миллионах текстов, в блестящих народных диалектах, сохранился в тысячах памятников и это лучшее доказательство того, что сила государства — в единстве, глубинной традиции, интеллекте, в языке и культуре.

«На нас также лежит большая ответственность, — отмечает почетный глава редакционного совета митрополит Киевский и всея Украины Епифаний. — Сто лет назад у нас было свое независимое государство, была своя автокефальная церковь, но из-за внутренних споров, из-за несогласия мы это потеряли. И после потери что получили? Нас как украинский народ пытались уничтожить полностью. Голодоморами уничтожали нашу украинскую идентичность, но мы сохранились, мы утвердились, сейчас живем в действительно историческое время. На нас лежит ответственность дальше в единстве развивать Украинское государство, поместную православную церковь, потому что без единой сильной православной церкви мы никогда не построим ту Украину, о которой мечтали наши предшественники. И сейчас борьба продолжается. Война на востоке показала, что украинская нация сильная и непобедимая».

Проект реализован Всеукраинской правозащитной организацией «Мемориал» имени Василия Стуса совместно с партнерами — Институтом истории НАНУ, Национальным музеем истории Украины, Центральным государственным кинофотофоноархивом Украины имени Г. Пшеничного, рядом университетов Киева, Львова, Запорожья, Художественным фондом короля Даниила, Фундацией Украинского Голодомора-Геноцида (Чикаго, США), Фундацией «Спадщина» (Чикаго, США), издательствами «Право України», «Ін Юре», редакцией газеты «Голос Украины», которая исследует тему украинской государственности в течение длительного времени и посвятила ей сотни материалов.

Фото Георгия ЛУКЬЯНЧУКА.