Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом законопроект «О Государственном бюджете Украины на 2022 год» (№ 6000). «За» проголосовали 268 народных депутатов.

Перед голосованием за главный финансовый документ Председатель Верховной Рады Руслан Стефанчук подчеркнул, что Государственный бюджет необходим как всей стране, так и органам местного самоуправления, чтобы они могли своевременно сформировать и утвердить свои бюджеты.

Министр финансов Сергей Марченко (на снимке), представлявший доработанный ко второму чтению проект Госбюджета-2022, подчеркнул, что документ основывается на Бюджетной декларации на 2022—2024 годы и учитывает поддержанный Верховной Радой ресурсный законопроект № 5600. По сравнению с первым чтением доходы Госбюджета выросли на 54,7 миллиарда гривен и составляют 1,322 триллиона гривен. Расходы — 1,521 триллиона гривен. Предельный размер дефицита бюджета сохранен на уровне 3,5 процента ВВП.


Во время заседания.

По словам министра финансов, поступления в общий фонд Госбюджета должны вырасти за счет увеличения рентной платы за пользование недрами для добычи нефти и природного газа на 24 миллиарда гривен, налога на прибыль предприятий — на 21 миллиард гривен, отечественного НДС — на 13 миллиардов гривен, импортного НДС — на 6,5 миллиарда гривен, акцизного налога — на 2,7 миллиарда гривен, экологического налога — на 1,7 миллиарда гривен.

Вместе с тем С. Марченко обратил внимание, что народными депутатами и комитетами были внесены предложения на рекордных 86 триллионов гривен. «Всем понятно, что эта цифра нереальна», — сказал он, добавив, что увеличение расходов в основном касается инфраструктурного направления, а также поддержки граждан и бизнеса. В частности, на инфраструктурные проекты дополнительно предлагается выделить почти 25 миллиардов гривен, из которых 9 миллиардов — это инфраструктурная субвенция для строительства новых учреждений здравоохранения, образования, спортплощадок и дворцов спорта. На развитие инфраструктуры аэропортов и создание национального авиаперевозчика предусмотрено 4,4 миллиарда гривен, 4,7 миллиарда -на поддержку железнодорожного транспорта, закупку пассажирских вагонов и электрификацию, 1,1 миллиарда — на обустройство госграницы, 500 миллионов гривен — на развитие туристической инфраструктуры национальных природных парков и заповедников. Кроме того, более 200 миллиардов гривен будет направлено на развитие различных отраслей экономики, в том числе 3 миллиарда гривен — для выделения по тысяче гривен вакцинированным гражданам, по миллиарду гривен — на восстановление и реконструкцию систем мелиорации и реализацию программы «Питьевая вода Украины», по 400 миллионов гривен предусмотрено для технического переоснащения государственных угольных предприятий и стимулирование развития индустриальных парков.

Расходы на национальную безопасность и оборону по сравнению с первым чтением увеличены на 3,7 миллиарда гривен, и они составят более 286 миллиардов гривен, или 5,34% прогнозированного ВВП.

«Проект Госбюджета на 2022 год является результатом слаженного сотрудничества Президента, правительства и народных депутатов. Мы вместе с вами учли приоритеты развития Украины на среднесрочную перспективу.

Бюджет предусматривает инвестирование средств налогоплательщиков в будущее нашей страны — успешного и процветающего государства», — подчеркнул С. Марченко, призвав поддержать законопроект № 6000 в целом.

Председатель Комитета по вопросам бюджета Юрий Аристов (на снимке) сообщил, что доработанный проект Госбюджета на 2022 год поступил в парламент позже установленного законом срока, что связано с принятием ресурсного законопроекта № 5600. «Это позволило правительству увеличить доходную часть бюджета на следующий год», — сказал он, отметив, что согласно статье 159 Регламента Госбюджет должен приниматься Верховной Радой до 1 декабря. «Принимая во внимание это, и по поручению Председателя Верховной Рады во время Согласительного совета, Комитет по вопросам бюджета при участии Министерства финансов и Счетной палаты безотлагательно рассмотрел доработанный законопроект», — отметил Ю. Аристов.

Проанализировав доработанный правительством законопроект на его соответствие Бюджетным заключениям Верховной Рады, комитет констатировал: относительно части первой Бюджетных заключений из 16 предложений учтены 12 предложений, частично учтено одно предложение и не учтены три предложения и относительно части второй из 186 поручений учтены 32, частично учтены 42 и не учтены 112 поручений.

«По результатам рассмотрения этого вопроса комитет предлагает отдельные, согласованные с Министерством финансов, изменения. В частности, увеличить на 500 миллионов гривен расходы на государственные инвестиционные вложения, финансирование Института рака на 300 миллионов гривен», — сообщил он, добавив, что также увеличено финансирование на проведение международных олимпиад Малой академией наук и выполнение космической программы.

Комитет по вопросам бюджета рекомендовал Верховной Раде принять доработанный законопроект о Госбюджете на 2022 год (№ 6000) во втором чтении и в целом с учетом ряда согласованных с Министерством финансов предложений, отметил Ю. Аристов.

При обсуждении Александр Колтунович («ОПЗЖ») обратил внимание на несоответствие индекса инфляции и рост минимальных доходов людей. «Минимальная заработная плата вырастет всего на 3,2 процента, так что какую бы инфляцию не прогнозировали, 8 или 10 процентов, это все равно меньше. А это означает, что уровень покупательной способности людей с минимальными доходами будет значительно меньше», — отметил он, добавив, что минимальная пенсия и прожиточный минимум в течение 2022 года также вырастут всего на 8,2%, что несоизмеримо с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги или цены на газ.

Виктор Бондарь («За будущее») выразил мнение, что страна не может оставаться без бюджета, поэтому важно его принять. «Почему мы поддерживаем этот законопроект? Потому что нужно решать немало существующих в стране социальных вопросов», — сказал он, заметив, что депутатская группа «За будущее», в частности, вносила предложения по строительству социальных объектов, для чего по разным инвестиционным программам предусмотрено до 17 миллиардов гривен, по финансированию программы «Питьевая вода Украины», для чего в проект бюджет заложено почти миллиард гривен, а также настаивала на финансировании программы энергомодернизации.

По мнению представителя фракции «Батьківщина» Ивана Крулько, бюджет должен быть направлен на улучшение жизни украинцев, но многие соответствующие поправки не учтены. «Фракция «Батьківщина» показала, что есть дополнительных 160 миллиардов гривен, которые можно было израсходовать на повышение минимальных пенсий, прожиточного минимума, помощь нищим людям и субсидии, однако ни одно из этих предложений не учтено», — сказал он, подчеркнув, что предлагаемый на 2022 год размер прожиточного минимума не покрывает даже половины фактического размера прожиточного минимума в ценах за октябрь 2021 года.

Ольга Стефанишина («Голос») обратила внимание, что, несмотря на незначительное увеличение финансирования медицины, этого недостаточно. «На программу медицинских гарантий должно выделяться не менее 5 процентов ВВП, но предлагаемый законопроект не предусматривает даже 3 процента», — отметила она, подчеркнув, что согласно закону на финансирование программы медицинских гарантий нужно предусмотреть 268 миллиардов гривен, но правительство таких средств не нашло, и для этого закладывается всего 157 миллиардов гривен.

Павел Бакунец («Доверие») выразил мнение, что хотя после доработки ко второму чтению проект бюджета стал качественнее, однако по многим отраслям так и сохранилось системное недофинансирование. «Но нужно понимать, что как не разделяй средства, их всегда будет не хватать. Но даже несовершенный бюджет — это намного лучше, чем его отсутствие», — сказал он, отметив, что при подготовке бюджета сделан шаг навстречу местному самоуправлению, предусмотрев дополнительных 4% средств в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, финансирование программы «Питьевая вода Украины» и строительства социальных, учебных и медицинских учреждений.

Леся Забуранная («Слуга народа») отметила, что любой бюджет, конечно, не может обеспечить все потребности, однако уникальность предлагаемого документа заключается в том, что мы наконец имеем сбалансированный бюджет развития. «Капитальные расходы бюджета-2022 будут составлять почти 10 процентов, что является наивысшим показателем за последние 10 лет», — сказала она, добавив, что проект бюджета позволяет с 1 января следующего года достойно оплачивать тяжелый труд медиков.

Среди других позитивов бюджета-2022 Л. Забуранная также назвала финансирование программы «Питьевая вода Украины», поддержку высокоспециализированных медицинских учреждений, в частности, Института рака и

Института сердечно-сосудистой хирургии имени Амосова, обеспечение жильем военнослужащих.

Петр Порошенко («Европейская солидарность»), раскритиковав проект бюджета на следующий год, подчеркнул, что в предлагаемом документе не видно обещанных Президентом 30 миллиардов гривен на большую термомодернизацию, средств, необходимых для выплаты субсидий, поэтапного увеличения зарплат учителей и 300-процентов доплат медикам, которые работают с ковидными больными. Также он подчеркнул, что сейчас сторож в супермаркете получает больше, чем воин, защищающий страну. «Тем более, что 14 октября обещали повышение. Три года не повышали. Именно сейчас время выполнить обязательства», — призвал П. Порошенко.

Принятие законопроекта № 6000 в целом поддержали 268 народных депутатов.

Также парламентарии поддержали проект постановления «О смете Верховной Рады Украины на 2022 год» (№ 6367).

Народные депутаты включили в повестку дня и 317 голосами приняли в целом законопроект о внесении изменения в статью 1 Закона «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей» (№ 6342), которым еще на год продлевается возможность временного введения особого порядка.

Также в целом приняты законопроекты: о ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Венгерской Республики, Правительством Румынии, Правительством Словацкой Республики и Кабинетом Министров Украины относительно создания многонационального инженерного батальона (№ 0129) и о ратификации Нагойского протокола о доступе к генетическим ресурсам и справедливом и равноправном распределении выгод от их использования к Конвенции о биологическом многообразии (№ 0125).

В первом чтении поддержан законопроект о внесении изменений в раздел Х «Заключительные и переходные положения» Закона «О публичных закупках» относительно особенностей применения переговорной процедуры закупки (№ 6273) и проголосовано за сокращение сроков его подготовки ко второму чтению.

Во время короткого совещания руководства парламента с главами депутатских фракций и групп была достигнута договоренность о работе до завершения рассмотрения во второму чтению двух законопроектов: о внесении изменений в приложения № 1 и № 3 к Закону «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» (о реализации инфраструктурных проектов и развитии объектов социально-культурной сферы, № 6298) и о внесении изменений в приложения № 1 и № 3 к Закону Украины «О Государственном бюджете Украины на 2021 год» (о предоставлении помощи застрахованным лицам на период осуществления ограничительных противоэпидемических мер, введенных с целью предотвращения распространения острой респираторной болезни COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2, № 6297).

С днем рождения поздравляли народных депутатов Игоря Кисилева, Алексея Кузнецова и Суто Мамояна.


В центре Анна Личман, Евгения Кравчук.

Фото Александра КЛИМЕНКО.

Больше фото здесь