А имеющееся касательное законодательство является фрагментарным, несогласованным и не соответствует принципу правовой определенности. На наш взгляд, с этого утверждения необходимо начинать выступления, дискуссии, статьи и другие форматы обсуждения темы законодательного регулирования оборота оружия.

Тема очень острая в политических кругах и гражданском обществе, поскольку за 30 лет независимости мы до сих пор не нашли компромисс в правовом обеспечении в данном социально чувствительном вопросе.

Почему необходим именно закон?

Согласно базе данных органов полиции, по состоянию на 1 октября 2021 года на территории нашего государства зарегистрировано 707 117 владельцев огнестрельного оружия, в личном пользовании которых находятся 790 055 единиц охотничьего гладкоствольного и 170 195 единиц охотничьего нарезного и комбинированного оружия. В собственности граждан также находятся около 220 000 единиц травматических пистолетов и револьверов. Общее количество оружия, устройств, газовых пистолетов и револьверов составляет 1 225 353 единицы.

Несмотря на то, что отдельные виды огнестрельного оружия в данный момент находятся в собственности гражданских граждан, правовое регулирование осуществляется на уровне приказа МВД Украины от 21 августа 1998 года № 622. Такое состояние правового регулирования возможно в переходный период, когда происходит разработка специального закона об обеспечении регулирования соответствующей сферы общественных отношений, но его нельзя воспринимать как стабильную правовую практику.

Кроме того, одним из важных аргументов о необходимости принятия закона о гражданском огнестрельном оружии является императивная норма Конституции Украины, а это ч. 1 ст. 92, где определен перечень сфер, регулирование которых осуществляется исключительно законами Украины, в числе которых — правовой режим собственности (п. 7). Огнестрельное оружие является объектом собственности, на который распространяется особый режим регулирования, который может осуществляться исключительно законом Украины.

В работе правоприменительных органов нередко возникают трудности, когда владелец оружия совершает домашнее насилие, злоупотребляет наркотиками, спиртными напитками или страдает психическими расстройствами, поэтому есть необходимость отобрать оружие, а выданное разрешение отменить. В юриспруденции это называется принудительным отчуждением частной собственности. Проблема заключается в том, что именно из-за отсутствия специального закона украинские суды часто возвращают изъятое оружие его владельцам и не учитывают положения ведомственных инструкций, ограничивающих частную собственность на оружие.

Что сейчас в повестке дня работы Верховной Рады Украины?

На сегодняшний день в Верховной Раде Украины зарегистрированы два законопроекта — основной (регистр. № 5708) и альтернативный (регистр. № 5708-1), имеющие много общих положений. В частности, в них дано определение терминов и понятий, определены основы государственной политики в сфере оборота огнестрельного оружия и боевых припасов к нему, а также впервые предложено классифицировать гражданское огнестрельное оружие не по назначению (охотничье, спортивное, боевое), а по техническим характеристикам (автоматическое, длинноствольное, короткоствольное, гладкоствольное, нарезное и т. п.).

Причем четко определен перечень видов оружия, боеприпасов и оборудования к нему, которые выведены из гражданского оборота (разрывные пули патронов, глушители к короткоствольному оружию, оружие без маркировки или изготовленное из материалов, которые невозможно распознать металлоискателем, и т. п.).

По аналогии с водительским удостоверением предлагается ввести удостоверение владельца оружия, которое может выдаваться сроком на пять лет. Его будут выдавать на определенную категорию оружия (длинноствольное гладкоствольное, длинноствольное нарезное, короткоствольное и т. п.), оно будет наделять правом приобретать оружие именно этой категории.

Требования для получения соответствующей категории отличаются возрастным цензом, стажем обращения с оружием и т. д.

Как и в случае с автомобилем, на каждую единицу огнестрельного оружия предлагается выдавать технические паспорта с указанием характеристик оружия и сведений о его владельце.

Страхование ответственности за вред, который может быть причинен третьему лицу или его имуществу в результате владения, хранения или использования оружия, планируется сделать обязательным для всех категорий оружия. Отсутствие страхового полиса будет причиной отказа в выдаче разрешения или продления срока его действия.

Оба законопроекта предусматривают подобные механизмы регулирования порядка получения в собственность гражданского оружия, его наследования, хранения, ношения, транспортировки, использования, изъятия, уничтожения и т. д. Однако они имеют определенные отличия, основные из которых можно скомпоновать в две группы.

Первая касается короткоствольного оружия (пистолетов и револьверов). Если основной законопроект № 5708 предлагает, чтобы такое оружие могли приобретать только спортсмены, которые в дальнейшем должны хранить его исключительно в тире и не имеют права носить вне места проведения спортивных мероприятий, то альтернативный проект 5708-1 предлагает предоставить право приобретать такое оружие фактически всем желающим, скрыто носить его с собой (кроме зон, свободных от оружия) и хранить у себя дома.

Вторая группа отличий касается Единого реестра оружия, держателем которого, по замыслу авторов основного законопроекта, должно быть Министерство внутренних дел Украины (ведущее все подобные учеты), а по мнению создателей альтернативного — реестр необходимо передать в Минюст. В то же время стоит отметить, что Министерство юстиции Украины обоснованно отказалось быть его держателем и предложило оставить подчинение реестра МВД Украины.

Какие преимущества введения Единого реестра оружия в Украине?

Реестр оружия, согласно обоим законопроектам, — это не только база данных для учета пистолетов и винтовок, приобретенных гражданами. Это, прежде всего, эффективный инструмент электронного обмена информацией и документами между гражданами, субъектами хозяйствования и органами Национальной полиции путем использования возможностей Единого реестра оружия, а также обмена информацией с другими реестрами в сфере охоты, спорта и охранной деятельности. Введение Единого реестра оружия обеспечит:

— оптимизацию процессов получения разрешительных документов путем создания удобных, комфортных, доступных условий для заявителей с одной стороны, и автоматизации действий органов полиции — с другой;
— обеспечение возможности подачи гражданами документов для получения разрешений в магазин, без необходимости посещения органов полиции;
— минимизацию количества документов, которые заявители будут подавать для получения разрешений на оружие;
— уменьшение количества бумажных документов и минимизацию бюрократических процессов;
— усиление общественного порядка путем усовершенствования механизма аннулирования разрешений на оружие в случае его противоправного применения;
— изменение формы разрешения с бумажной на электронную, с возможностью его отображения в будущем, например, в приложении «Дія».

Это основные, но далеко не исчерпывающие преимущества введения Единого реестра оружия, которые дадут положительный результат и будут способствовать системному устранению ряда потенциальных коррупционных составляющих.

Оценив прогрессивность такого подхода, Министерство внутренних дел Украины решило в ближайшее время ввести подобный реестр в рамках существующего нормативного регулирования, упростить процессы выдачи разрешений и свести к минимуму какие-либо коррупционные риски, а также создать предпосылки для оперативного запуска Единого реестра оружия после принятия соответствующего законопроекта.

Почему же до сих пор не принят закон?

Основной преградой для принятия закона об оружии является его неправильная интерпретация в глазах общества. Даже название закона часто используют в манипуляционных целях как основу для дезинформации о якобы «легализации» боевого оружия.

Отдельные заинтересованные стороны запугивают общество массовым ростом уровня преступности и созданием частных или уличных армий. Однако убедиться в необоснованности таких аргументов можно, обратившись к опыту зарубежных стран, в которых вопрос оборота гражданского огнестрельного оружия урегулирован законом. Так, авторы законопроекта приводят данные зарубежной статистики, согласно которым, например, в странах Европы зарегистрированное гражданское оружие используется при совершении умышленных преступлений менее чем в 0,001% случаев от общего количества правонарушений.

Несмотря на необоснованность информационных претензий и наличие безоговорочных контраргументов, граждане до сих пор с чувством настороженности воспринимают идею законодательного регулирования оборота гражданского огнестрельного оружия.

В то же время вызывает доверие и уважение системный подход в подготовке к принятию соответствующих законопроектов и разъяснению обществу их правовых последствий. На базе Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности состоялось экспертное обсуждение в формате круглого стола с участием народных депутатов Украины, ученых, политиков, спортсменов, инструкторов, представителей разных органов государственной власти и гражданского общества. Обобщенный итог результатов дискуссии заключается в том, что законопроект под регистрационным номером 5708 «О праве на гражданское огнестрельное оружие» на сегодняшний день является наиболее сбалансированным и качественным с позиции нормотворческой техники.

Команда Министерства внутренних дел Украины и в дальнейшем будет проводить системную просветительскую и разъяснительную работу с целью достижения объективного понимания обществом правовых последствий принятия соответствующего закона.

Помимо законодательного обеспечения мы активно работаем над внедрением эффективных механизмов учета и контроля за оборотом оружия в имеющихся условиях. Так, министерство инициирует внесение изменений в нормативно-правовые акты Кабинета Министров Украины и ряд актов МВД о введении Единого реестра оружия в рамках существующего нормативного регулирования. Это позволит уже в ближайшее время упростить процессы выдачи разрешений, минимизировать коррупционные риски, а также создать предпосылки для оперативного запуска полнофункционального Единого реестра оружия после принятия соответствующего законопроекта.

Также недавно на базе Государственного научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра МВД состоялась встреча руководства МВД с членами профильного Комитета Верховной Рады Украины по вопросам правоохранительной деятельности. Увидев своими глазами процедуры проведения баллистических экспертиз, сертификационных испытаний, осмотра технического состояния и отстрела оружия, а также его проверок по криминалистическому учету Единой информационной системы МВД, мы убедились в наличии сверхсовременного научно-технического и кадрового потенциала подразделений Экспертной службы МВД вести учет оружия и идентифицировать конкретный его экземпляр в случае его неправомерного применения.

То есть на сегодняшний день МВД имеет и достаточно эффективно использует все технические возможности учета оружия, доступные в условиях современного состояния нормативно-правового обеспечения. Однако залогом максимально эффективного функционирования Единого государственного реестра оружия является четкая и прозрачная процедура получения разрешений на гражданское оружие, строгий и действенный контроль за его оборотом, что вполне реально достичь при принятии качественного закона.

Какую позицию концептуальноподдерживает министерство?

Мы поддерживаем и будем системно поддерживать конструктивные шаги на пути к законодательному закреплению правового режима собственности на оружие, определению основных прав и обязанностей граждан и юридических лиц по производству, приобретению, владению и распоряжению оружием и боеприпасами.
Именно такие общественные отношения, по нашему мнению, должны быть положены в основу регулирования закона об оружии.

В свою очередь вопрос использования оружия намного шире. Оружие может использоваться как спортивный или охотничий инвентарь, и такие отношения уже урегулированы профильными законами о спорте и охоте. Применение же оружия в отношении людей с целью самозащиты, защиты имущества, ценностей, государственной границы и т. д. — это не вопрос оборота оружия. Он требует глубокого осмысления, оценки готовности граждан к ответственному обращению с оружием.

По нашему мнению, первым шагом должно быть законодательное регулирование правового режима оружия как объекта гражданских прав. Только после анализа результатов имплементации таких положений в действующее законодательство, полноценного запуска реестра оружия и введения его электронного учета можно будет начать диалог о переходе на следующий этап обращения с оружием, в частности, короткоствольным.

Учитывая указанное, министерство разделяет принципы основного законопроекта № 5708 «О праве на гражданское огнестрельное оружие».

В то же время предоставление гражданам возможности скрыто носить короткоствольное оружие и использовать его для защиты своих прав и интересов на данном этапе правоприменения является преждевременным. Для этого необходимо ввести в украинское законодательство справедливый институт самообороны, предусмотрев действенные ограничители от неправомерного использования оружия с одной стороны и гарантии невозможности преследования потерпевших — с другой.

В любом случае наша команда стремится к тому, чтобы результат деятельности МВД способствовал повышению уровня доверия населения, поскольку доверие — ключевой индикатор эффективности работы. Системные реформы и проекты, реализуемые министерством, направлены на социально ощутимый результат. Мы приложим максимум усилия для совместной наработки качественной законодательной базы в сфере оборота оружия и его эффективного правоприменения.

Богдан ДРАПЯТЫЙ, заместитель министра внутренних дел Украины.