«Эта инициатива не первая, но в наших с вами силах сделать так, чтобы она стала завершающей, — сказал он. — Нам с Председателем Верховной Рады Русланом Стефанчуком и заместителем главы парламента Еленой Кондратюк хотелось бы, чтобы на этот раз рабочая группа все-таки достигла хотя бы полуфинального результата своей работы — наработанных текстов изменений законопроектов, которые будут касаться парламентского права».

Заседание рабочей группы созвано в соответствии с распоряжением Председателя Верховной Рады, сообщил А. Корниенко. «У нас есть несколько задач, — подчеркнул он. — Есть задачи срочные — они нуждаются в меньшей политической, а большей технологической работе и связаны с введением в полный режим эксплуатации единой автоматизированной системы документооборота». Это должно произойти начиная с седьмой сессии, а она открывается в первый вторник февраля. Но, по словам первого заместителя главы парламента, возможно, в календарный план придется внести некоторые изменения. Таким образом, перед рабочей группой стоит задача — до 15 декабря предложить уже какие-то первые шаги в направлении этой работы. Более системная задача касается наработки комплексных изменений в части правотворческой деятельности в законы о Регламенте, о комитетах, о статусе народного депутата, о ВСК и другие. Это комплементарные законы, связанные с деятельностью Верховной Рады, с законом о Кабинете Министров, центральных органах исполнительной власти. Это законопроект о парламентской службе, который сейчас будет обсуждаться во втором чтении в комитете, закон о правотворческой деятельности и т. д.

Члены рабочей группы точно не будут идти по пути, который предлагают некоторые депутаты, и не рассматривают как вариант отмену Регламента. Также не подходит предложение оставить все как есть. «Мы понимаем, что даже с точки зрения ряда решений Конституционного Суда и судов разных инстанций по тем или иным процессам или законам очевидно, что все-таки в Регламенте есть определенные пробелы, которые нам следует начать устранять. Регламент — это не просто закон. О нем упоминается в Конституции, что автоматически повышает его статус. Фактически Регламент является, по сути, внутренней Конституцией парламента и должен обеспечивать нам четкие правила взаимодействия. Поэтому путь у нас один — модернизировать Регламент, опираясь на ряд наработок. Мы в этом процессе не одни. Есть заключения Пэта Кокса, они многократно обсуждались. Там есть источник для многих идей и наших дальнейших действий. Есть аудиты и заключения наших международных партнеров, уже осуществлявших проекты непосредственно в рамках Верховной Рады».

А. Корниенко выразил уверенность в том, что широкая дискуссия будет проходить вокруг такой истории, как дисциплинарное применение к депутатам, которые не выдерживают определенную норму голосований. Также есть острая дискуссия, которая идет на уровне Регламентного комитета и касается особых процедур, поправочного спама. Все эти идеи нужно будет интегрировать в совместную работу. «Мы должны идти по пути укрупнения», — подчеркнул первый заместитель главы парламента, отметив, что Руслан Стефанчук всегда акцентирует внимание на том, что нам необходимо двигаться по пути кодификации. «Не уверен, что здесь нам это удастся, но если мы разработаем комплексные изменения, то понятно, что ряд законов, которые уже на втором чтении, придется отозвать. Поэтому будем вносить один закон, который будет решать комплексно все вопросы», — резюмировал А. Корниенко.

Под каждую функцию парламента должна быть выписана процедура, отметил первый заместитель главы парламента. Но в настоящее время существуют процедуры, которые непонятно с какими функциями связаны. С этим нужно навести порядок, подчеркнул А. Корниенко. Еще одно направление — законотворческий процесс. «На мой взгляд — это самая сильная часть Регламента и парламентского права, — подчеркнул он. — И в этот двигатель точно серьезно влезать не надо, потому что он едет. Если оставаться в этой метафоре, то есть вопросы к скорости и безопасности, но он точно на ходу. Здесь речь может идти только о каких-то косметических изменениях или вырезании устаревших процедур, которые уже не используются».

Также ряд усовершенствований готовят и для урегулирования парламентской функции. Пакет этих законопроектов сосредоточен в Комитете государственной власти, местного самоуправления, региональной политики и градостроительства. Речь идет о законопроектах, касающихся тех или иных элементов контрольных и учредительных процедур либо деятельности Кабмина. «Это дискуссионные моменты, — отметил А. Корниенко. — Думаю, что мы в эту рабочую группу должны привлечь представителя Кабмина. Ведь почти треть нашей работы будет касаться правительства».

Еще одно направление — субъекты правотворческого процесса. Здесь могут быть определенные новеллы, предупредил первый заместитель главы парламента, потому что в других законах о парламенте в парламентском праве это слабо отображено. Речь идет о деятельности коалиции, депутатских фракций и групп. «Если мы пока не в состоянии дать полноценный закон об оппозиции, то давайте хотя бы в Регламенте начнем вспоминать ее, — сказал он. — Можно также больше поработать над темой работы комитетов. Есть достаточно рабочий закон о комитетах, но в Регламенте не всегда отображены нормы, связанные с работой комитетов. Это вызывает явление, которое я называю определенной децентрализацией в Верховной Раде. Есть комитеты, которые работают не так, как другие. Это, в принципе, не плохо, но хотелось бы унификации в этом процессе, потому что даже проекты законов и таблицы немного отличаются. И в зале уже с этим тяжело работать». Урегулируют также деятельность временных следственных комиссий.

Обновленный Регламент должен соответствовать общепризнанным стандартам, принципам международно-правовых документов в сфере парламентаризма, а также максимально учитывать рекомендации и заключения  Европейской комиссии за демократию через право. Народные депутаты готовы прислушаться к заключениям и ПАСЕ, и Совета Европы, всех, кто будет к нам небезразличен в этом процессе, подчеркнул А. Корниенко.

Рабочая группа состоит из двух крупных подгрупп. Первая — представители фракций. А. Корниенко внес предложение работать на этой площадке по механизму челночной дипломатии. «Мы хотели бы, что вы в своих фракциях обсуждали те или иные предложения, проекты документов, драфты — и потом возвращались со своими предложениями, чтобы мы понимали политическую позицию коллег по парламенту», — сказал он. Вторая подгруппа — это сотрудники аппарата. «Здесь мы хотели бы, чтобы вы взяли не себя это бремя формирования документов — таблиц, рекомендаций, писем. Чтобы мы могли опираться на вашу экспертизу в подготовке пакета этих документов. Также важен и вклад по наполнению, особенно исходя из опыта тех, кто участвовал в реформе парламента уже неоднократно», — продолжил первый заместитель главы парламента.

Вячеслав Штучный.

А руководитель аппарата Верховной Рады Вячеслав Штучный отметил, что аппарат всегда четко выполняет нормы Регламента. Но отметил: «Мы понимаем, что существует необходимость внесения изменений, и мы готовы к проработке любых предложений. Мы от себя предоставим все обобщенные предложения рабочей группе. И готовы к сотрудничеству со всеми народными депутатами».

В ходе работы члены группы выражали свое видение парламентской реформы. Так, заместитель руководителя аппарата Верховной Рады — руководитель главного юридического управления Михаил Теплюк (на снимке), говоря об общих предостережениях, подчеркнул первоочередную необходимость усовершенствовать текст Регламента так, чтобы привести его в соответствие с Конституцией. Он предложил сформировать тезисный перечень вопросов, которые могли быть предметом внимания рабочей группы, чтобы выбрать консенсусно, какие вопросы нужно урегулировать уже в девятом созыве. Корниенко согласился, что некоторые положения действительно не удастся воплотить в этом созыве. «Думаю, какие-то изменения нужно будет имплементировать со следующего созыва, например, переформатирование комитетов, — отметил он. — Но их можно закладывать как принципы».

Фото Александра Клименко.